Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговый паспорт региона проходит апробацию


Налоговый паспорт региона проходит апробацию

     

В.П. Золотарев,
советник налоговой службы II ранга

     МНС России завершает доработку проекта Налогового паспорта региона с учетом замечаний и предложений, внесенных большинством управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, руководителями и сотрудниками администраций субъектов Российской Федерации, ФСНП России, Минфина России, Госкомстата России, Счетной палаты Российской Федерации и Рейтингового агентства "Эксперт-РА".
     
     Самым тщательным образом рассмотрены статьи, опубликованные в журнале "Налоговый вестник" под рубрикой "Обсуждаем Налоговый паспорт региона".
     
     В поступивших материалах отмечается важность поставленной МНС России задачи, состоящей в наиболее объективном определении налоговой базы регионов Российской Федерации, и в целях проведения рациональной единой налоговой политики поддерживается предложение МНС России о внедрении Налоговых паспортов регионов в практику.
     
     Все предложения, направленные на совершенствование состава показателей Налогового паспорта региона, изучены специалистами МНС России. В ранее разработанный проект внесены соответствующие изменения и дополнения.
     
     Вместе с тем для подготовки окончательного варианта руководством МНС России принято решение осуществить следующие работы:
     
     1) разработать "Указания по порядку заполнения и применения Налогового паспорта региона" (далее - Указания);
     
     2) организовать апробацию проекта Налогового паспорта региона и Указаний в шести субъектах Российской Федерации;
     
     3) сформировать программно-информационный комплекс по составлению Налогового паспорта региона;
     
     4) после доработки по результатам апробации состава показателей представить Налоговый паспорт региона и Указания на рассмотрение коллегии МНС России.
     
     Во исполнение принятого решения в мае с.г. была завершена разработка проекта Указаний, а также Программы апробации Налогового паспорта региона.
     
      Основная цель проведения апробации Налогового паспорта региона - контрольное заполнение показателей Налогового паспорта региона за 1998 и 1999 годы на основе реальной налоговой, статистической и другой информации, имеющейся в управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации. Кроме этого, в ходе апробации предусматривается:
     
     проследить слаженность технологической цепочки получения информации управлениями МНС России от местных налоговых органов, а также ряда территориальных органов, владеющих информацией, необходимой для заполнения показателей, предусмотренных паспортом;
     
     выявить возможность эффективного взаимодействия этих органов с управлениями МНС России при проведении работы по составлению Налогового паспорта региона.
     
     Апробацию проекта Налогового паспорта региона решено было проводить в управлениях МНС России по следующим субъектам Российской Федерации: г. Санкт-Петербургу, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской и Тюменской областям.
     
     В мае с.г. проекты Налогового паспорта региона, Указаний и Программы апробации были направлены в указанные управления МНС России по субъектам Российской Федерации. Как и прежде, этот документ включает титульный лист и семь основных разделов:
     
     Раздел 1. Общая характеристика региона
     
     Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы
     
     Раздел 3. Выпадающие доходы
     
     Раздел 4. Финансово-кредитные учреждения
     
     Раздел 5. Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики
     
     Раздел 6. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему
     
     Раздел 7. Основные показатели налоговой нагрузки
     
     В ходе проведения апробации заполнение показателей паспорта должно осуществляться в соответствии с разработанным проектом Указаний, которыми, в частности, определено, что Налоговый паспорт региона является сводным документом и содержит систему показателей, комплексно характеризующих особенности экономического развития, налоговый потенциал и налоговую нагрузку региона и предназначен для прогнозирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Паспорт составляется по каждому субъекту Российской Федерации.
     
     В результате проведенной работы по совершенствованию системы показателей, содержащихся в Налоговом паспорте региона, на основании поступивших предложений и замечаний из проекта паспорта были исключены неактуальные показатели. Вместе с тем по просьбе Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, руководителей администраций субъектов Российской Федерации в проект Налогового паспорта региона были введены дополнительно отдельные показатели или целые подразделы, позволяющие более полно и объективно оценивать налоговый потенциал региона, а также уточнена редакция некоторых показателей.
     
     В Раздел 1 "Общая характеристика региона", содержащий обобщенные сводные показатели, характеризующие трудовой и производственный потенциал субъекта Российской Федерации, а также сведения о его особенностях, введены такие показатели, как "общая численность безработных"; "уровень безработицы"; "среднемесячная заработная плата"; "удельный вес государственных и муниципальных унитарных предприятий в общем количестве предприятий"; "тип свободной экономической зоны (таможенная, торговая и др.)"; "действующие границы свободной экономической зоны (субъект, город, район)" и ряд других.
     
     В целях одинакового понимания смыслового содержания показателей в Указаниях приводится их методологическое толкование, разработанное Госкомстатом России.
     
     В Раздел 2 "Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы", содержащий стоимостные показатели, а также данные о реализации подакцизной продукции, используемые для расчета налоговой базы региона, включены показатели: "индекс ВРП к предыдущему году"; "индекс потребительских цен к предыдущему году"; "сумма убытка по убыточным предприятиям"; "стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС"; "среднегодовая стоимость имущества предприятий"; "площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (в том числе земли городов и поселков, земли сельскохозяйственного назначения); "стоимость добычи общераспространенных полезных ископаемых"; "стоимость добычи других полезных ископаемых".
     
     В Раздел 3 "Выпадающие доходы", характеризующий выпадающие доходы, образовавшиеся в связи с предоставленными отсрочками и рассрочками платежей, наложением ареста на имущество должников, ликвидацией предприятий и организаций и другими причинами, введено разделение выпадающих доходов по видам бюджетов: федеральному и бюджету территорий. Кроме этого, дополнительно включен показатель "платежи, по которым наложен арест на имущество".
     
     В Раздел 4 "Финансово-кредитные учреждения", показатели которого характеризуют работу финансово-кредитных учреждений региона по перечислению платежей в бюджет и их количество, с выделением банков, у которых отозваны лицензии, введены показатели: "количество филиалов коммерческих банков в регионе" (в том числе головная контора которых находится в данном регионе и головная контора которых находится в другом регионе); "количество ликвидированных финансово-кредитных учреждений" (в том числе региональных коммерческих банков и филиалов финансово-кредитных учреждений, головная контора которых находится в другом регионе).
     
     В Раздел 5 "Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики", отражающий налоговую нагрузку и собираемость налогов и сборов в разрезе отраслей экономики, включены "показатели налоговой нагрузки по поступлению" и "коэффициент собираемости" для федерального бюджета. Кроме этого, из отрасли "Топливная промышленность" выделены следующие подотрасли: "нефтедобывающая промышленность", "нефтеперерабатывающая промышленность" и "газовая промышленность".
     
     По просьбе ряда управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в Указаниях дается следующий алгоритм расчета показателя "коэффициент собираемости" по отраслям экономики.
     
     "Показатель “коэффициент собираемости” характеризует эффективность работы налоговых органов региона по мобилизации налогов и сборов в консолидированный бюджет, указывается в процентах и определяется как отношение поступивших в консолидированный или федеральный бюджеты налогов и сборов к начисленным налогам и сборам по соответствующим уровням бюджетов, умноженное на 100.
     
     Для того чтобы в полном объеме учесть те начисления, которые должны были погаситься в отчетном периоде, необходимо начисления рассматривать как сумму фактических поступлений и прирост недоимки за рассматриваемый период".
     
     Однако при расчете обобщенных показателей собираемости следует учитывать, что в лицевом счете налогоплательщика текущие начисления производятся не по всем налогам и платежам, что приводит к "занижению" начислений и "завышению" показателя собираемости. Поэтому расчет коэффициента собираемости целесообразно производить по отдельным видам налогов, а общий коэффициент собираемости рассчитать только по совокупности тех налогов, которые имеют начисления.
     
     В Раздел 6 "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему", в котором содержатся показатели задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему, как в целом, так и по ее компонентам: недоимки и отсроченных (рассроченных) платежей в разрезе отдельных основных видов налогов (налога на прибыль, НДС, а также акцизов), - введены показатели: "платежи за пользование природными ресурсами" (по всем видам задолженности); "задолженность по платежам в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды". Кроме этого, по всем видам задолженности выделено "в том числе в территориальный бюджет".
     
     Дополнительно введен Раздел 6.1 "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему по основным отраслям экономики", показатели которого отражают задолженность в бюджетную систему в разрезе отраслей экономики по налоговым платежам и другим доходам в консолидированный и федеральный бюджеты, с выделением "недоимки" и "отсроченных платежей".
     
     В Разделе 7 "Основные показатели налоговой нагрузки", являющемся основополагающим для расчета совокупного дохода региона, его налогового потенциала и содержащем информацию в разрезе всех налогов, контролируемых налоговыми органами - о начислении, поступлении, уровне собираемости и налоговой нагрузке относительно валового регионального продукта, как по начислению, так и по поступлению, выделено "поступление налогов и сборов в территориальный бюджет"; "коэффициент собираемости в федеральный бюджет"; "налоговая нагрузка по поступлению в федеральный и территориальный бюджеты".
     
     Также введен подраздел 2 "Поступление платежей в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды". В указанном подразделе из показателя "Дорожные фонды" выделены: "налог на пользователей автомобильных дорог"; "налог на реализацию ГСМ"; "налог с владельцев транспортных средств"; "налог на приобретение автомобильных средств". Включены дополнительно начисления и поступления в Экологический фонд, Государственный фонд по борьбе с преступностью, Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального развития.
     
     Для контрольного заполнения показателей паспорта рекомендуется использовать:
     
     - данные налоговой отчетности, утвержденной МНС России;
     
     - сведения, предоставленные местными статистическими органами;
     
     - декларации и другую первичную отчетную документацию, представляемую налогоплательщиками;
     
     - иную информацию, необходимую для заполнения показателей.
     
     Для удобства заполнения паспорта в Указаниях и таблицах паспорта делается ссылка на соответствующие показатели, содержащиеся в формах налоговой отчетности, утвержденных МНС России на 2000 год. В этой связи следует иметь в виду, что наименование некоторых показателей паспорта и их коды могут не совпадать с редакцией показателей, содержащихся в формах, утвержденных на 1998 или 1999 годы.
     
     После контрольного заполнения показателей проекта паспорта составляется справка о результатах, в которой указываются:
     
     - экспертная оценка системы показателей, содержащихся в проекте Налогового паспорта региона;
     
     - затруднения, которые возникли у специалистов при заполнении паспорта (отсутствие необходимой информации и др.);
     
     - процент заполняемости показателей паспорта (отношение количества практически заполненных в ходе апробации показателей к количеству содержащихся в паспорте, умноженное на 100);
     
     - предложения и уточнения, которые необходимо внести по результатам проведенной работы в содержание Налогового паспорта региона и Указания по его заполнению и применению.
     
     Справка о результатах проведения апробации проекта Налогового паспорта региона за подписью руководителя Управления МНС России по субъекту Российской Федерации направляется в Департамент экономического анализа и планирования налоговых поступлений МНС России.
     
     К справке прилагается заполненный в ходе апробации Налоговый паспорт региона.
     
     Полученные материалы будут тщательно изучены и проанализированы специалистами центрального аппарата Министерства.