Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

О.Г. Бизякин,
ведущий специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     Относятся ли расходы, возникающие при оформлении въездных виз для представителей иностранных организаций, прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, к за-тратам принимающей организации по приему представителей других организаций?

     
     В соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
     
     Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н определено, что к представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
     
     Приведенный в указанном приказе перечень за-трат, относимых к представительским расходам, носит исчерпывающий характер и не может толковаться расширенно.
     
     Учитывая изложенное, затраты на оформление въезд-ных виз для представителей иностранных организаций, прибывших для переговоров, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаться не должны.
     

     На какой счет должны относиться представительские расходы по приему представителей сторонних организаций, прибывших с целью заключения договора и проведения консультаций по модернизации и реконструкции основных фондов:
     
     - 08 "Капитальные вложения";
     
     - 26 "Общехозяйственные расходы"?

     
     В соответствии ПБУ 6/97 в стоимость работ по модернизации и реконструкции объектов основных средств, увеличивающих их первоначальную стоимость, согласно смете могут включаться суммы фактических затрат, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с модернизацией и реконструкцией основных средств, а также иных затрат, непосредственно связанных с модернизацией и реконструкцией основных средств.
     
     Положением о составе затрат определено, что в себестоимость продукции включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     

     Расходы по приему представителей сторонних организаций, осуществляющих реконструкцию и модернизацию основных фондов, не могут рассматриваться в качестве представительских и не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), поскольку в соответствии с подпунктом "е" п. 2 указанного Положения затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкцию объектов основных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
     

     Что является основанием для начисления и уплаты налога на рекламу:
     
     - акт выполненных работ;
     
     - перечисление (предоплата) средств рекламодателем за размещение рекламы?

     
     В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе.
     
     При исчислении налога на рекламу принимаются фактические расходы, связанные с оказанием рекламных услуг, которые по правилам ведения бухгалтерского учета (то есть исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности) могут быть признаны таковыми независимо от вида оплаты - предварительной или последующей. Поэтому при исчислении налога на рекламу принимаются рекламные услуги, оплаченные и списанные в отчетном периоде на коммерческие расходы.
     

     Поставщик предоставил покупателю коммерческий кредит в виде отсрочки платежа за поставку товара. Предоставление коммерческого кредита оформлено переводным векселем, в котором указан номинал, равный стоимости поставленных товаров, и ставка процентов. Поставщик полученный вексель продал банку, который в свою очередь предъявил вексель к платежу векселедателю. Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль проценты, выплаченные векселедателем в адрес банка? Возникают ли у поставщика (первого векселедержателя) какие-либо налоговые последствия сделки по передаче векселя банку?

     
     В соответствии с п. "с" Положения о составе за-трат на себестоимость продукции могут быть отнесены затраты на уплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам).
     
     Статьей 823 ГК РФ установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
     
     В соответствии со ст. 815 ГК РФ в случаях, когда по соглашению сторон заемщиком выдан вексель, отношения сторон по векселю регулируются Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".
     
     Согласно указанному Федеральному закону в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, определено, что на территории Российской Федерации применяется постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" (Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1937, N 52, ст. 221).
     
     Учитывая изложенное, считаем, что сумма процентов по векселю не уменьшает налогооблагаемую прибыль и относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     
     При передаче векселя банку поставщиком (векселедержателем) у последнего возникает обязанность исчислить налог на прибыль от реализации имущества, поскольку в соответствии с ГК РФ ценные бумаги являются имуществом организации.
     
     Для поставщика продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по приобретению и реализации. При этом убытки по операциям с ценными бумагами (в частности, с векселями), не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.
     

     Фирма выпустила переводной вексель с указанием на нем номинала и суммы процентов и продает его банку по номиналу. Банк продал данный вексель третьему лицу, которое предъявило вексель к платежу векселедателю и получило от него сумму, указанную в векселе, и начисленные за весь срок обращения векселя проценты. Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль проценты, выплаченные векселедателем по векселю в адрес третьего лица?

     
     При продаже векселедателем переводного векселя коммерческому банку, с последующей его продажей третьему лицу, сумма процентов по векселю при его погашении не должна уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     

     Акционерное общество в I квартале 1999 года получило в оплату за готовую продукцию ценную бумагу, не имеющую рыночной котировки, - вексель третьего лица. Вексель продан ниже покупной стоимости, и полученный убыток отнесен в дебет счета 80. Других сделок по купле-продаже векселей третьих лиц в I квартале не осуществлялось. Следует ли восстанавливать для целей обложения налогом на прибыль полученный убыток?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по приобретению и реализации. При этом убытки по операциям с ценными бумагами (в частности, с векселями), не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.
     
     При отсутствии доходов от реализации ценных бумаг налогооблагаемая база должна быть восстановлена на сумму убытков по ценным бумагам.
     

     Предприятие "А" в соответствии с договором поставило сырье предприятию "Б", затем переуступило задолженность другому лицу, поставив предприятие "Б" в известность. Предприятие "Б" рассчиталось с новым кредитором векселем, сумма векселя превышает задолженность за сырье. Может ли предприятие "Б" рассмотреть разницу между суммой фактической оплаты и суммой задолженности как уплаченные проценты (коммерческий кредит) за поставленные поставщиком товарно-материальные ценности и отнести их на себестоимость?

     
     В соответствии со ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. При этом к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
     
     Разница между суммой задолженности по обязательству и суммой ее погашения (стоимостью векселя) не может рассматриваться как уплаченные проценты за поставленные товарно-материальные ценности.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что предприятие "Б" при погашении векселем дебиторской задолженности за поставленное сырье, указанную операцию должно рассматривать как реализацию имущества, так как вексель в соответствии с ГК РФ является имуществом. Результат от данной операции при определении налоговой базы следует учитывать в соответствии с Законом РФ N 2116-1.
     

     Как учитываются затраты на ремонт основных средств?

     
     Согласно подпункту "е" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по обслуживанию производственного процесса, по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии, в том числе на проведение текущего, среднего и капитального ремонта.
     
     Для осуществления ремонта основных средств организации могут применять один из способов распределения расходов на ремонт - использование средств ремонтного фонда, создание резерва на ремонт, включение затрат на ремонт в издержки текущего отчетного периода.
     
     Создание ремонтного фонда, резервирование средств на ремонт, отнесение затрат на ремонт в издержки текущего отчетного периода может осущест-вляться организацией по отдельным видам производственных фондов и видам ремонта (текущий, средний, капитальный). При этом порядок образования и расходования средств фонда или резерва, отнесения затрат текущего периода должен отражаться в учетной политике организации в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60.
     
     Ремонтный фонд образуется для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 10 Положения о составе за-трат в составе элемента "Прочие затраты", отражаются отчисления в ремонтный фонд, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями.
     
     Право создания ремонтного фонда (резерва) предприятиями, объединениями и организациями установлено п. 6 постановления Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства". Ремонтный фонд (резерв) создается путем отчисления в него средств по нормативам, утвержденным предприятиями, объединениями и организациями на пять лет.
     
     В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств; при этом в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.
     
     Кроме того, данными Методическими указаниями определено, что при инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.
     
     В случаях если окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.
     
     При использовании организацией для проведения ремонта основных средств резерва расходов на ремонт и средств ремонтного фонда затраты по законченному ремонту основных средств, учтенные на счетах учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.), списываются на счет 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей". Разница между фактическими затратами на ремонт и сметной стоимостью отражается на счете 31 "Расходы будущих периодов" и в случаях превышения фактических затрат над нормативами показывается в балансе по статье с таким же наименованием. Погашение этой суммы (списание на себестоимость) производится только после пересмотра сметной стоимости капитального ремонта основных средств.
     
     Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, предусматривается, что затраты на проведение всех видов (текущего, среднего, капитального) ремонта основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, в котором они произведены, по соответствующим элементам затрат (материальным затратам, за-тратам на оплату труда и др.).
     
     Если у организации не создавались резерв расходов на ремонт и ремонтный фонд, а ремонт основных средств в течение года производится неравномерно, то указанные расходы можно относить на счет 31 "Расходы будущих периодов" и списывать на за-траты производства в течение срока, установленного организацией.
     
     Списание затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии на балансе источников его финансирования (ремонтного фонда, резерва на ремонт) послужит основанием для взыскания налоговых санкций налоговыми органами.