Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль


Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     Пунктом 15 Положения о составе затрат предусмотрено включение в состав внереализационных расходов судебных издержек и арбитражных расходов.
     
     Правомерно ли отнесение расходов, связанных с рассмотрением дела третейским судом, в состав внереализационных расходов, как понесенных судебных издержек по конкретному судебному разбирательству?

     
     Статьей 11 ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей изложены в ст. 8 указанного Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 22 АПК РФ, вступившего в силу в соответствии в Федеральным законом от 05.05.1995 N 71-ФЗ с 1 июля 1995 года, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 23).
     
     Как видим, третейский суд выполняет те же функции, что и арбитражный суд, однако ему подведомственен более узкий круг дел, а именно: третейскому суду может быть передан на рассмотрение только спор, вытекающий из гражданских правоотношений, и не может быть передан экономический спор, возникающий из административных или иных правоотношений.
     
     Согласно п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются судебные издержки и арбитражные расходы.
     
     Поскольку организация самостоятельно на добровольной основе принимает решение о передаче рассмотрения спора третейскому суду, то расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом (такие как третейский сбор; суммы, подлежащие вы-плате переводчику; за проведение экспертизы), сверх сумм расходов, которые организация могла бы понести, если бы обратилась в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, по нашему мнению, не долж-ны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     
     Что касается расходов на выплату гонорара третейским судьям и расходов, связанных с командировками судей к месту рассмотрения спора, то такие расходы, по нашему мнению, не подлежат включению в затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу.
     

     Включаются ли денежные средства, полученные редакцией средств массовой информации на безвозмездной основе, в стр. 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли", если указанные средства уже отражены в составе бухгалтерской прибыли по стр. 1 данной Справки?

     
     В соответствии с действующим налоговым законодательством объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Пунктом 2.7 Инструкции N 37 предусмотрено, что в состав доходов от внереализационных операций включаются суммы средств, полученные безвозмезд-но от других предприятий, при отсутствии совместной деятельности, за исключением перечисленных в данном пункте случаев. Из сказанного следует, что средства, полученные редакцией средств массовой информации на безвозмездной основе, являются внереализационным доходом.
     
     С 1 января 2000 года в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, безвозмездно полученные средства являются доходом и включаются в валовую прибыль организации. В связи с этим при определении налогооблагаемой базы в 2000 году корректировка прибыли на сумму указанных средств не производится - по стр. 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение N 11 к Инструкции N 37) данные средства не отражаются и одновременно не исключаются из балансовой прибыли.
     

     Наше предприятие по договору купли-продажи в 1998 году приобрело программное обеспечение "1С-бухгалтерия". Оприходование было сделано проводкой Д-т 31 К-т 51. В течение двух лет ежемесячно списываются за-траты на себестоимость продукции в размере 1/24 стоимости программного обеспечения. Это закреплено в учетной политике. Правильно ли наше мнение по данному вопросу?

     
     В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся, в частности, права, возникающие из авторских и иных договоров на программы для ЭВМ.
     
     Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно установить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет.
     
     Суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с подпунктом "ц" п. 2 Положения о составе затрат.
     

     Просим разъяснить действующий в настоящее время порядок налогообложения при реализации основных средств суммы дооценки, списание которой производится за счет добавочного капитала.

     
     Порядок налогообложения при реализации (списании) основных средств суммы дооценки, списание которой производится за счет добавочного капитала, действующий в 2000 году, изложен в письме МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288@, согласованном с Минфином России.
     
     Согласно п. 102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, при отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергшихся дооценке, списание суммы дооценке по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющихся сумм). В связи с этим происходит увеличение балансовой прибыли (снижение убытка) в бухгалтерской отчетности организации.
     
     В то же время ст. 2 Закона РФ N 2116-1 преду-смотрено, что при определении прибыли от реализации основных фондов предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     При отражении результатов от реализации (прочего выбытия) основных средств, по которым производилась переоценка, не учитываются при определении прибыли суммы, списываемые со счета 87 "Добавочный капитал" на счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств".
     
     На основании вышеизложенного налогооблагаемая прибыль от реализации основных фондов должна определяться в соответствии с п. 2.4 Инструкции N 37 с учетом приведенных выше особенностей определения налогооблагаемой базы.
     
     Необходимо иметь в виду, что если организация производила переоценку в соответствии с п. 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, то индекс инфляции применяется к остаточной стоимости, определенной исходя из восстановительной стоимости и износа, начисленного от восстановительной стоимости.
     
     Списываемая с добавочного капитала сумма до-оценки в связи с применением вышеназванного пунк-та Методических рекомендаций подлежит исключению из налогооблагаемой прибыли по Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли предприятий" (приложение N 11 к Инструкции N 37).
     

     В настоящее время имеется противоречие между ст. 55, 60 Бюджетного кодекса РФ и Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части зачисления доходов от платных услуг. В одном случае доходы от платных услуг зачисляются полностью в бюджет, а в другом - по имеющейся ставке налога на прибыль. Просим дать разъяснения по данному вопросу.

     
     Статьей 10 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" устанавливается, что доходы федерального бюджета в 2000 году формируются, в том числе за счет поступлений от разрешенных видов деятельности организаций, финансируемых из федерального бюджета, за исключением доходов, по которым указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации установлен иной порядок исполнения. В категорию исключаемых доходов входит налог на прибыль (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных организаций.
     
     Согласно части первой НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие части второй НК РФ налогообложение доходов юридических лиц производится в соответствии с законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.
     
     Учитывая изложенное, при налогообложении доходов (превышение доходов над расходами) бюджетных организаций, полученных от предпринимательской деятельности, следует руководствоваться нормами Закона РФ N 2116-1 и инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
     
     Кроме того, в настоящее время готовится пакет поправок в Бюджетный кодекс РФ, в том числе и в целях устранения несоответствий между действующим налоговым законодательством и указанным Кодексом.
     
     Таким образом, в настоящее время и до внесения в установленном порядке изменений в Бюджетный кодекс РФ, а также в Инструкцию N 48 в связи с введением в действие с 1 апреля 2000 года Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, при налогообложении превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности бюджетных организаций следует руководствоваться нормами действующего налогового законодательства и Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", а также нормативными правовыми актами по вопросам налогообложения бюджетных учреждений МНС России.
     

     Туристическая компания является туроператором. Учетной политикой на 1999 год предусмотрено, что выручка от реализации в целях налогообложения определяется по моменту оплаты, то есть на дату зачисления платежа от покупателя на расчетный, валютный счет или в кассу. Мы продаем путевки турагентствам и частным лицам. На семинаре было сказано, что результатом реализации следует считать дату возвращения из тура. Просьба сообщить, что считать наступившим моментом реализации в целях налогообложения в следующих ситуациях.
     
     1. Туристическое агентство оплатило путевку 2 февраля 1999 года, начало тура (вылет туристов) состоялся 23 марта 1999 года, окончание тура - 2 апреля 1999 года.
     
     2. Туристическое агентство вносит аванс на расчетный счет 18 июня 1999 года, полностью оплачивает тур 3 июля 1999 года, начало тура (вылет туристов) - 7 июля 1999 года, окончание тура - 20 июля 1999 года.

     
     В соответствии с Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 04.12.1998 N 402, моментом определения выручки от продажи туристического продукта служит дата окончания тура.
     
     Указанные Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о составе затрат.
     
     Поскольку организация для целей налогообложения определяет выручку "по оплате" и, как следует из приведенных ситуаций, средства за путевки поступили полностью до окончания туристического тура, моментом формирования такой выручки является дата окончания тура.
     

     Предприятие - детский оздоровительный лагерь - является некоммерческой организацией. Основным источником финансирования учреждения являются средства от распространения путевок для детей среди предприятий и учреждений. Основным потребителем путевок является управление социальной защиты (около 80 % от общего количества путевок). Средства от распространения путевок идут на финансирование финансово-хозяйственной деятельности учреждения, организацию образовательно-оздоровительного процесса, поддержание в рабочем состоянии основных производственных фондов, расчеты с персоналом по заработной плате.
     
     Являются ли доходы от распространения путевок для детей в целях осуществления уставной деятельности доходами от предпринимательской деятельности и подлежат ли они налогообложению?
     
     Приложением N 1 к приказу Минобразования России от 29.03.1993 N 113 установлено, что плата за питание работников оздоровительных лагерей, находящихся за пределами мест их постоянного проживания, снижается на 50 %. Дополнительные расходы, связанные со снижением платы за питание работников, производятся за счет средств, предусматриваемых на содержание лагерей. В связи с этим 50 % стоимости питания удерживается из заработной платы работников. Другие 50 % компенсируются за счет средств организации.
     
     Имеет ли предприятие право относить их на себестоимость продукции?
     
     Должна ли учитываться в объеме реализации та стоимость питания, которая удерживается из заработной платы? Включаются ли эти суммы в оборот, облагаемый НДС?
     
     Обязано ли предприятие использовать в своей деятельности путевки, выписанные на бланках строгой отчетности, или это требование на данный вид деятельности не распространяется?

     
     Плательщиками налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством являются предприятия и организации (в том числе некоммерческие), являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
     
     Некоммерческие организации уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами указанных организаций аналогичен порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий.
     
     Таким образом, доходы, полученные от распространения путевок в детский образовательно-оздоровительный лагерь (ДООЛ), являются доходами от предпринимательской деятельности, и сумма превышения доходов над расходами по указанной деятельности подлежит налогообложению в установленном порядке.
     
     При определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) следует руководствоваться Положением о составе затрат. Указанным Положением отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных с предоставлением по льготным ценам питания работникам организации, не предусмотрено.
     
     Согласно ст. 4 Закона РФ N 1992-1 оборот, облагаемый НДС, определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС независимо от источника финансирования. В связи с этим стоимость питания, оплаченного за счет заработной платы сотрудников ДООЛ, включается в оборот, облагаемый НДС.
     
     В соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 указанного Закона путевки (курсовки) в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения и учреждения отдыха от НДС освобождены.
     
     Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 путевки отнесены к документам строгой отчетности, формы которых по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций утверждаются Минфином России.
     
     Следовательно, от НДС освобождаются путевки в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, выписанные на бланках строгой отчетности, утвержденных Минфином России.