Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     

В.К. Мареева

     
     Просьба дать разъяснение: вправе ли организация учитывать при налогообложении условный убыток, отраженный в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках?

     
     Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.1998 N 57н, предусматривает, что условные факты хозяйственной деятельности должны быть отражены в бухгалтерской отчетности. Если такой факт может быть достоверно оценен и вероятность, что последующие события его подтвердят, велика, то он отражается в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. В противном случае условный факт должен быть отражен в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
     
     Что касается признания условного убытка при налогообложении прибыли, то необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее - Закон РФ N 2116-1), перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
     
     Указанным Законом установлено, что впредь, до принятия федерального закона, при расчете налогооблагаемой прибыли, следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат и формирования финансовых результатов - Положением о составе затрат.
     
     Законодательством о налогообложении прибыли нормы, разрешающей учитывать при налогообложении условный убыток, не предусмотрено.
     

     Разъясните, пожалуйста, порядок применения дополнительных льгот по налогу на прибыль, введенных законами о бюджетах субъектов Федерации.
     

     В соответствии с п. 5 ст. 3 части первой НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом (до введения в действие части второй Кодекса федеральными законами о конкретных налогах, действующими в части, не противоречащей части первой Кодекса). Согласно п. 6 указанной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
     
     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Кодекса).
     

     Пунктом 2 ст. 12 НК РФ предусмотрено соответствующее п. 5 ст. 3 указанного Кодекса правило о признании налогов и сборов, устанавливаемых Кодексом, федеральными и обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) предусмотрено, что ст. 12, 13, 14 и 15 части первой НК РФ вводятся в действие со дня введения в действие части второй Кодекса. Кроме того, в п. 2 и 3 ст. 12 НК РФ конкретизированы правила относительно полномочий субъектов Федерации и органов местного самоуправления по установлению соответственно региональных и местных налогов и сборов. Так, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации при установлении регионального налога определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а также налоговые льготы по этому региональному налогу и основания для их использования налогоплательщиком. Иные элементы налогообложения должны устанавливаться Кодексом.
     
     Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 1999 года не вправе устанавливать элементы налогообложения и сборов, в том числе ставки и налоговые льготы, по федеральным налогам и сборам.
     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 147-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу согласно ст. 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней.
     
     Согласно ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на прибыль отнесен к федеральным налогам.
     
     В силу части пятой ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
     
     Согласно Конституции РФ (ст. 71) федеральные налоги и сборы являются предметом ведения Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72).
     

     Отдельные субъекты Федерации не привели свое законодательство, действовавшее до 1999 года, в соответствие с частью первой НК РФ, а в 1999 году устанавливали новые льготы по федеральным налогам и сборам. В силу п. 3 ст. 6 части первой НК РФ законы субъектов Федерации, предусматривающие дополнительные льготы по федеральным налогам и сборам, могут быть признаны не соответствующими НК РФ и не подлежащими применению в судебном порядке.
     
     Органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, принявшие такие акты, а также соответствующие вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить акт, не соответствующий НК РФ, или внести в него необходимые изменения.
     

     Организация работает в условиях упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности малого предпринимательства. Основным видом деятельности являются услуги по сдаче помещений в аренду. Объектом обложения единым налогом является валовая выручка. Просьба дать разъяснение с учетом положений, предусмотренных ст. 39 части первой НК РФ: когда включаются в валовую выручку платежи за аренду помещения, учитывая, что авансовые платежи по аренде помещения за I квартал 2000 года поступили в декабре 1999 года?
     
     Следует ли отражать в Книге учета доходов и расходов суммы, поступающие на расчетный счет организации от банков по полученным ссудам?

     
     В соответствии со ст. 18 части первой НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства отнесена к специальным налоговым режимам.
     
     Законом N 147-ФЗ (ст. 3) установлено, что ст. 18 вводится в действие со дня введения в действие части второй НК РФ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ (ст. 7).
     
     Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны руководствоваться Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     Законом установлено, что объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период, или валовая выручка, полученная за отчетный период.
     
     Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставлено право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой Книги разработана и утверждена приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
     
     Суммы, поступающие на расчетный счет организации от банков по полученным ссудам, должны отражаться в графе 4 "Доходы всего" и в графе 5 "в том числе не принимаемые для расчета налога" Книги.
     
     Что касается отражения суммы платежей за арендуемые помещения, поступающих от арендаторов, то указанные суммы должны учитываться организацией в составе валовой выручки того отчетного периода, в котором поступили средства за оказанные услуги, с соответствующим отражением указанных сумм в графе 4 "Доходы всего" Книги учета доходов и расходов.
     

     Просьба дать разъяснение о порядке налогообложения суммовых разниц, возникающих при оплате поставщикам товаров (работ, услуг) в связи с вступлением с 1 января 2000 года в действие ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

     
     Суммовые разницы возникают при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или в условных денежных единицах, и обусловлены несовпадением по времени моментов поставки и оплаты товара, то есть представляют собой изменение рублевой оценки задолженности за поставленный товар в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю.
     
     В соответствии с ГК РФ поставка товаров определяется договором поставки. Статьей 506 ГК РФ определены существенные и необходимые условия договора поставки. Суммовые разницы возникают в результате дополнительных условий по осуществлению расчетов между контрагентами, то есть не являются необходимыми условиями договоров купли-продажи, договора поставки.
     
     В связи с вступлением в действие с 1 января 2000 года Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденных приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно, суммовые разницы, относящиеся к реализации товаров (работ, услуг), то есть к доходам и расходам от обычных видов деятельности, в отличие от ранее действовавшего порядка отражаются на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а не на счете 80 "Прибыли и убытки". Следовательно, отрицательные суммовые разницы, относящиеся к реализации товаров (работ, услуг), с 1 января 2000 года уменьшают выручку и учитываются при налогообложении прибыли.
     
     В то же время суммовые разницы, возникающие по прочим поступлениям, как и прежде (по правилам бухгалтерского учета) учитываются на счете 80 "Прибыли и убытки".
     
     Действующая в настоящее время редакция ст. 4 Закона РФ N 2116-1 предусматривает, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. Впредь до принятия федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться Положением о составе затрат.
     
     В соответствии с данным Положением отрицательные суммовые разницы не включены в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
     
     Таким образом, в рамках действующего законодательства отрицательные суммовые разницы, относящиеся к прочим поступлениям, не принимаются при налогообложении прибыли.
     

     Организация является малым предприятием в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Собственной производственной базы не имеет, передает приобретенное сырье в переработку сторонней организации. Предоставляется ли данной организации льгота, предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 и п. 4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом изменений и дополнений (далее - Инструкция N 37), предусмотрена льгота по освобождению от налога на прибыль в первые два года и снижению ставки налога в последующие два года (соответственно до 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль) малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает соответственно 70 и 90 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Малое предприятие не вправе применить льготу по налогу на прибыль, установленную п. 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, так как продукция производится сторонней организацией.
     

     Какой порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства при операциях с векселями третьих лиц?

     
     В соответствии с действующим законодательством о налогообложении прибыли при использовании в расчетах за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) векселей третьих лиц моментом оплаты продукции (работ, услуг) является момент получения векселя. При этом векселя как финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора, то есть в размере дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), в оплату которой поступил вексель, если иное не предусмотрено договором.
     
     Таким образом, при получении векселя третьего лица в счет оплаты поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг) организация должна отразить выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения в том отчетном периоде, в котором был получен вексель.
     
     Указанный порядок, по нашему мнению, можно распространить на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Законом N 222-ФЗ.
     

     Правомерно ли введение в законодательные акты субъектов Федерации относительно налогообложения малого предпринимательства, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, нормы о взимании стоимости патента по каждому объекту, где осуществляется определенный вид деятельности?

     
     Законом N 222-ФЗ определены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
     
     В соответствии с указанным Законом право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям на добровольной основе.
     
     Законом также установлено, что официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. Годовая стоимость патента для организаций, подпадающих под действие данного Закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Федерации в зависимости от вида деятельности.
     
     Объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации.
     
     В случае если объектом налогообложения организаций является совокупный доход, устанавливаются следующие ставки единого налога: в федеральный бюджет - в размере 10 % (от совокупного дохода); в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 % (от совокупного дохода). Если объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога: в федеральный бюджет - в размере 3, 33 % (от суммы валовой выручки); в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67 % (от суммы валовой выручки).
     
     Органы государственной власти субъектов Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций, в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным федеральным законом. Данный порядок может быть применим к таким видам деятельности, которые сложно проконтролировать и при которых достаточно велик неучтенный наличный оборот (в частности, сфера обслуживания). В этих условиях целесообразно устанавливать расчетные ставки в стоимостном выражении на ту или иную физическую единицу (например, для парикмахерских - на одно обслуживающее место; для платных автостоянок - в расчете на количество машиномест и т.п.).
     

     Основным видом деятельности организации является содержание казино. Вправе ли организация относить расходы по бесплатному обеспечению игроков ограниченным ассортиментом продукции (кофе, чай, напитки) на затраты?

     
     Положение о составе затрат не распространяется на предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Учитывая, что расходы по бесплатному обеспечению игроков напитками относятся к организационным расходам, связанным с деятельностью в области игорного бизнеса, данные расходы должны приниматься за счет собственных средств организации.
     
     В то же время если организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности, в соответствии с Законом РФ N 2116-1, то расходы, связанные с осуществлением организациями игорного бизнеса иных видов деятельности, принимаются для целей налогообложения в соответствии с Положением о составе затрат.
     

     Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства получает из местного бюджета дотации на содержание жилищного фонда и предоставление льгот квартиросъемщикам. Предприятие, кроме обслуживания жилого фонда, занимается также перепродажей электроэнергии населению и прочим потребителям, в том числе арендаторам нежилых помещений. В связи с недопоступлением средств из местного бюджета на содержание жилищного фонда по итогам 1999 года получен убыток. Следует ли уплачивать налог на прибыль, полученную от перепродажи электроэнергии?

     
     В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
     
     Учитывая то обстоятельство, что муниципальное предприятие ЖКХ является коммерческой организацией, исчисление налога на прибыль по нему следует производить в общеустановленном порядке - в соответствии с Законом РФ N 2116-1 и Инструкцией N 37. При этом необходимо также учитывать положения, предусмотренные письмом Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".
     
     Законодательством о налогообложении прибыли уменьшение налогооблагаемой прибыли, полученной организацией от предпринимательской деятельности, на сумму средств, недопоступивших из местного бюджета на покрытие убытков, не предусмотрено.