Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на добавленную стоимость

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     В каком порядке следует применять НДС по платным услугам (проживанию, проведению культурных мероприятий, медицинскому обслуживанию, проведению спортивных мероприятий), оказываемым в летнем оздоровительно-спортивном лагере по договорам с районными ОВД, спортшколами районного Отдела народного образования? Освобождается ли от НДС плата за аренду помещений? Следует ли начислять налог с продаж с полученной предоплаты?

     
     Согласно подпункту "л" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 1992-1), от этого налога освобождены услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом, услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях, услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений.
     
     На основании подпункта "л" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39) указанная льгота предоставляется организациям (учреждениям) всех форм собственности при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
     
     При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности при сдаче в аренду основных фондов, иного имущества (например, помещений), НДС уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, при осуществлении предпринимательской деятельности, в частности при сдаче в аренду помещений для проживания в летнем оздоровительно-спортивном лагере, НДС уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     При предоставлении льготы по услугам, оказываемым детям и подросткам с использованием спортивных сооружений, от НДС освобождается плата за занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, общей физической подготовкой, лечебной гимнастикой, плаванием, оздоровительным бегом.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ) объектом обложения по налогу с продаж является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет.
     

     Согласно сложившейся практике все изменения действующего порядка применения косвенных налогов вводятся, как правило, по принципу фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим полученные авансовые платежи этим налогом облагать не следует до момента фактического оказания услуг.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно вышеназванному Федеральному закону порядок уплаты налога с продаж на соответствующей территории определяется законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
     

     Поставщику, учетная политика которого в целях налогообложения принята "по отгрузке", покупателем был перечислен аванс за оказание услуг. Затем услуги под полученную сумму аванса оказывались несколько раз. В каком порядке поставщик должен применять НДС, составлять счета-фактуры и соответственно отражать их в книге продаж?

     
     Согласно действующему порядку составления счетов-фактур, установленному постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 108 и от 19.01.2000 N 46), отражение счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) или получения предоплаты (аванса) в том отчетном периоде, в котором в целях налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), но не позднее 10-дневного срока.
     
     Согласно п. 13 вышеназванного постановления Правительства РФ получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счета-фактуры и соответствующими записями в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства, записи по этим средствам в книге покупок не производят. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату (аванс) в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного НДС по этой предоплате (авансу) с соответствующими изменениями итоговой суммы за отчетный период, в котором произведена отгрузка. Затем в соответствии с действующим порядком отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату (аванс).
     
     Согласно действующему налоговому законодательству НДС уплачивается с сумм авансов (предоплаты), перечисленных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг) на счета учреждения банков либо в кассу.
     
     Таким образом, в данной ситуации, не позднее 10 дней со дня получения указанного аванса (предоплаты) поставщик-налогоплательщик должен составить счет-фактуру в одном экземпляре (только для себя), зарегистрировать его в книге продаж и начислить НДС в общеустановленном порядке. При этом допускается неполное заполнение показателей счета-фактуры. Затем при каждой отгрузке продукции (оказании услуг) поставщик составляет счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых направляет покупателю, а второй (копию) регистрирует у себя в книге продаж и хранит в журнале выдаваемых счетов-фактур. При этом в книге продаж делается сторнировочная запись на сумму ранее начисленного налога на полученную сумму аванса с указанием реквизитов счета-фактуры, составленного при его получении.
     
     Следует иметь в виду, что составление и регистрация счетов-фактур в книге продаж должны производиться поставщиком в том отчетном периоде, в котором в целях налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), но не позднее установленного 10-дневного срока.
     

     Организация, приобретая товар у предприятия, расположенного на территории Российской Федерации, оплачивает его векселем третьего лица (при наличии индоссамента), а затем реализует данный товар в какое-либо государство СНГ и получает оплату денежными средствами. Имеет ли данная организация право на возмещение сумм НДС по данной торговой операции?

     
     Согласно ст. 7 Закона РФ N 1992-1 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей суммы НДС подлежат возмещению (зачету) после оплаты векселей денежными средствами.
     
     В соответствии с письмом МНС России от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@ налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов за товары (работы, услуги) вексель третьего лица, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в момент передачи векселя по индоссаменту при условии, что указанный вексель ранее получен в качестве оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В этих случаях сумма НДС возмещается индоссанту только в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель.
     

     В каком порядке в 2000 году определяют оборот, облагаемый НДС, организации розничной торговли и общественного питания при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с введением в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“"?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 налогооблагаемый оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.
     
     В соответствии с данным Законом у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки налогооблагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
     
     Согласно письму МНС России от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@ на основании ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вышеназванная норма применяется всеми налогоплательщиками (в том числе заготовительными, оптовыми, снабженческо-сбытовыми, розничными предприятиями, предприятиями общественного питания и др.) при реализации продукции, закупленной как у физических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей.
     
     Аналогичный порядок определения налогооблагаемого оборота применяется налогоплательщиками при реализации результатов переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной как собственными силами, так и на производственной базе других предприятий на давальческой основе, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
     
     При дальнейшей реализации указанной продукции (или результатов ее переработки) суммы НДС определяются в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этой продукции, уменьшенной на стоимость ее приобретения, и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При этом организации, одновременно реализующие сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие или результаты их переработки (в том числе на давальческой основе), закупленные ими как у физических лиц (индивидуальных предпринимателей), так и у юридических лиц, должны вести раздельный учет покупной стоимости такой продукции, сырья и продовольствия, а также оборотов по их реализации. При отсутствии раздельного учета налогооблагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемой продукции или результатов ее переработки без включения НДС, то есть в общеустановленном порядке без определения разницы в ценах.
     

     Должны ли облагаться НДС услуги по капитальному ремонту жилищного фонда в связи с введением в действие постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения"?
     

     Согласно подпункту "г" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождена квартирная плата (в жилищном фонде всех форм собственности), то есть в настоящее время от НДС освобождена оплата жилья, взимаемая с населения по договору найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов в виде платы за наем и оплаты жилья по договору найма.
     
     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.1996 N В3-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства" в квартирную плату (плату за жилое помещение) включаются расходы, отраженные в Методике расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной приказом бывшего Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 09.11.1993 N 56 (с изменениями). Согласно данному письму за счет квартирной платы (платы за жилое помещение) платежи предприятиям и организациям коммунального хозяйства за производимые работы и услуги, в том числе по капитальному ремонту, производятся с учетом НДС.
     
     Если в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" плата за капитальный ремонт в квартирную плату (плату за жилое помещение) не включается, то дополнительные платежи населения за работы (услуги) по капитальному ремонту жилищного фонда должны производиться с учетом НДС.
     

     Следует ли применять НДС при оказании услуг по обслуживанию лифтового хозяйства и по вывозу бытового мусора, если данные услуги согласно постановлению Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения" отнесены к коммунальным?

     
     Согласно Закону РФ N 1992-1 НДС облагаются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
     
     Согласно подпункту "г" п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона от этого налога освобождена квартирная плата (в жилищном фонде всех форм собственности), то есть в настоящее время от этого налога освобождена оплата жилья, взимаемая с населения по договору найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов в виде платы за наем и оплаты жилья по договору найма.
     
     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.1996 N В3-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства" в квартирную плату (плату за жилое помещение) включаются расходы, отраженные в Методике расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Согласно данному письму организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, производят за счет квартирной платы (платы за жилое помещение) платежи соответствующим предприятиям и организациям коммунального хозяйства за производимые ими работы и оказываемые услуги (в том числе за пользование лифтом и вывоз мусора) с учетом НДС независимо от отнесения данных услуг к жилищным или коммунальным.
     

     Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица приобретает для своей предпринимательской деятельности товары на территории Российской Федерации. При этом оплата товаров производится путем перечисления на расчетный счет юридического лица, реализующего товары, денежных средств с расчетного счета банка на территории Российской Федерации. Следует ли применять налог с продаж при данной операции?
     

     Согласно Федеральному закону N 150-ФЗ объектом обложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом в целях налогообложения налогом с продаж к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц.
     
     В соответствии со ст. 23 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ), обязанности налогоплательщиков распространяются в равной степени как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. В связи с этим товары (работы, услуги), приобретенные индивидуальными предпринимателями для целей предпринимательской деятельности, а не для личного потребления, оплата за которые произведена безналично, то есть путем перечисления денежных средств на расчетный счет юридического лица, налогом с продаж облагать не следует. Вместе с тем следует иметь в виду, что если реализация товаров населению, в том числе индивидуальному предпринимателю, производится для личного потребления или домашнего использования, оплата за которые производится безналично, то такие товары (работы, услуги) следует облагать налогом с продаж.
     
     Одновременно необходимо отметить, что согласно вышеназванному Федеральному закону законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, а также определять порядок уплаты этого налога.
     

     Предприятие реализует часть своего имущества (или сдает его в аренду) и является плательщиком единого налога на вмененный доход. В каком порядке следует применять НДС и налог с продаж? Будет ли предприятие освобождено от уплаты этих налогов, если эти виды деятельности (реализация и сдача в аренду) не являются уставными и занимают малую долю в общих доходах предприятия?

     
     Статьей 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлен перечень сфер предпринимательской деятельности для плательщиков единого налога. Данным перечнем такие виды деятельности, как сдача магазина или его части в аренду, а также реализация собственного имущества (неиспользуемого торгового оборудования и других основных средств) не предусмотрены.
     
     Согласно действующему законодательству по НДС этим налогом облагается реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). В связи с этим для предприятий розничной торговли, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход, реализация собственного имущества, а также доходы, полученные от сдачи имущества (части имущества) в аренду (то есть доходы, полученные от деятельности, не являющейся уставной), облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Что касается налога с продаж, то следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону N 150-ФЗ объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     Согласно действующему порядку плательщики единого налога на вмененный доход налог с продаж не уплачивают.
     
     Принимая во внимание, что по выручке, полученной от сдачи магазина (части магазина) в аренду и от реализации основных средств, предприятия розничной торговли плательщиками единого налога на вмененный доход не являются, при осуществлении видов деятельности, выручка от которых получена наличными денежными средствами, следует применять налог с продаж.

     
     Банк реализует свое имущество (основные средства и нематериальные активы) по остаточной стоимости. В каком порядке следует исчислять НДС?

     
     Согласно действующему порядку при реализации основных средств, приобретенных и принятых к учету с НДС, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из фактической рыночной цены реализации, и суммой налога, исчисленной по расчетной ставке 16,67 % от цены приобретения (без учета переоценки), не отнесенной на расходы через амортизацию. В связи с этим, если остаточная цена, по которой реализованы основные средства, соответствует рыночной цене, сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, практически будет равна нулю.
     
     Что касается реализации имущества, по которому сумма НДС полностью отнесена на расходы через амортизацию, то сумма этого налога, исчисленная исходя из фактической рыночной цены реализации данного имущества по действующей ставке 20 %, полностью подлежит перечислению в бюджет.
     

     Подлежит ли зачету в счет будущих платежей (возврату из бюджета) разница (как переплата налога), которая возникла у российского предприятия между суммами НДС, уплаченными поставщикам товаров, и суммами этого налога, исчисленными при реализации данных товаров?
     

     В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ N 1992-1 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за товары, приобретаемые для перепродажи, а также за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В связи с этим отрицательная разница, возникающая у российской организации в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, над суммами налога, начисленными при реализации этих товаров, принимается к зачету (возмещается из бюджета) в общеустановленном порядке.
     
     Поскольку суммы НДС, подлежащие зачету или возмещению налогоплательщику, уплачиваются им не в доход бюджета в виде налоговых платежей, а поставщикам товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), такие суммы НДС не могут считаться суммами излишне уплаченного налога, подлежащими возмещению в порядке, установленном ст. 78 части первой НК РФ.
     

     В каком порядке следует применять НДС и налог с продаж, если какая-либо организация по договорам комиссии (поручения) реализует в рамках страховой программы такие товары, как, например, "зеленые карты" (денежные средства поступают в кассу данного предприятия)?

     
     Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 в оборот, облагаемый НДС, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с реализацией товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 19 Инструкции N 39 при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии или поручения плательщиками НДС являются как комиссионеры или поверенные, так и комитенты или доверители. При этом у комиссионера (поверенного), участвующего в расчетах, налогооблагаемым оборотом является вся стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям, исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
     
     В связи с изложенным, при реализации организацией "зеленых карт" в рамках страховой программы НДС следует исчислять в вышеуказанном порядке.
     
     Что касается налога с продаж, то следует иметь в виду следующее.
     
     Согласно Федеральному закону N 150-ФЗ объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Согласно данному Закону налог с продаж взимается с покупателей товаров и уплачивается в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется фактическая продажа товаров. При этом льгот и исключений при продаже товаров в рамках договоров комиссии (поручения) не установлено. Кроме того, согласно указанному Закону налог с продаж должен применяться к полной цене продажи товара.
     
     Учитывая изложенное, при продаже товара покупателям через посредника (комиссионера или поверенного), участвующего в расчетах и получающего от покупателя оплату за товар, налог с продаж должен взиматься с покупателей и уплачиваться в бюджет посредником.
     
     В случае если согласно условиям договора посредник (комиссионер или поверенный) не участвует в расчетах и продажа товаров покупателям производится собственником товаров (комитентом, доверителем), налог с продаж должен взиматься с покупателей собственником товаров и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение посредника.