Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О ресурсных платежах


О ресурсных платежах

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     Как организуются и отражаются в бухгалтерском учете геолого-разведочные работы?

     
     Важнейшим сектором экономики, обеспечивающим наибольший вклад в государственный бюджет, является недропользование, которое включает подготовку и воспроизводство минерально-сырьевой базы, добычу полезных ископаемых, переработку, транспортировку, реализацию и потребление как собственно минеральных ресурсов, так и товарных продуктов их первых переделов. С развитием минерально-сырьевой базы укрепляется основа экспортных отраслей и приток валюты в страну.
     
     В связи с внедрением с 1992 года рыночных отношений в недропользование наметилось резкое отставание работ по геологическому изучению недр, особенно на стадии региональных исследований, из-за недостаточности источников их финансирования. Прирост промышленных запасов полезных ископаемых не компенсирует фактические объемы их добычи, то есть нарушается даже простое воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     
     До 1992 года геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы занимались специализированные организации МПР России (бывший Геолком России), и источником их финансирования были отчисления на геолого-разведочные работы (ГРР), поступающие в союзный бюджет (инструкция Минфина СССР от 27.03.1984 N 52). Ставки отчислений были установлены в рублях и копейках за 1000 куб. м газа и 1 тонну других полезных ископаемых, плательщиками отчислений являлись юридические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых.
     
     В связи с принятием Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" возмещение затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы производится за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ст. 44), часть которых поступает в Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, включая изучение недр на континентальном шельфе и в Мировом океане. Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, финансируемых из средств этого фонда, разрабатывался и утверждался МПР России по согласованию с Минэкономики России. Положение о Федеральном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы утверждено постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 986.
     
     Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, направляется в региональные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы для целевого финансирования геолого-разведочных работ в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Часть этих отчислений передается добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.
     
     Добывающие организации, являющиеся дочерними (зависимыми) акционерными обществами, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать основному (преобладающему) акционерному обществу для целевого использования часть отчислений, оставляемую этим организациям для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ.
     
     Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений утвержден постановлением Правительства РФ от 17.05.1996 N 597.
     
     Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, относятся у организаций-недропользователей на себестоимость добычи полезных ископаемых.
     
     Организации-недропользователи, самостоятельно осуществляющие геолого-разведочные работы, отражают отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в бухгалтерском учете на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". При недостаточности переданных отчислений геолого-разведочные работы проводятся за счет капитальных вложений или собственных средств, остающихся у недропользователей после уплаты налогов.
     
     В соответствии с Положением о составе затрат на себестоимость добычи полезных ископаемых относятся только затраты по доразведке месторождений, введенных в разработку.
     
     Не использованные в течение года, а также использованные не по назначению средства, переданные добывающим организациям для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ, по истечении года перечисляются в фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации.
     
     По данным налоговой отчетности (форма 1-Н) в 1999 году в Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы поступило 7 672,3 млн руб. отчислений, в территориальные фонды - 12 133,6 млн руб. и передано в распоряжение добывающих организаций для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ - 10 767,3 млн руб.
     
     В 2000 году предусмотрено мобилизовать в Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 6534,3 млн руб., в территориальные фонды - 12 059,3 млн руб. и передать в распоряжение горнодобывающих организаций - 16 176,5 млн руб.
     

     Как учитываются месторождения полезных ископаемых и какие сборы с них взимаются?

     
     Статьей 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с изменениями и дополнениями) недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и предоставляются в пользование на основании лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
     
     Для геологического изучения недра предоставляются в пользование на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - до 20 лет, а при совмещении указанных видов пользования - до 25 лет.
     
     При получении права на геологическое изучение и пользование недрами с организаций - недропользователей взимаются сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, сумма которых определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами. Порядок уплаты указанных сборов и их размеры установлены Временной инструкцией о порядке организации и проведении работы по лицензированию видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр, утвержденной приказом МПР России от 08.11.1995 N 131, и Временной инструкцией о порядке взимания сбора за выдачу лицензий на право пользования недрами, утвержденной приказом МПР России от 30.12.1992 N 210.
     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.1994 N 173, капитальные вложения инвентарного характера в участки недр, предоставленные организации в пользование, учитываются в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средства".
     

     В соответствии с Положением о порядке начисления амортизационных отчислений, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73, по ликвидированным и недоамортизированным нефтяным скважинам амортизация продолжает начисляться до полного перенесения их стоимости на добываемую нефть. Как в таком случае продолжают учитываться ликвидированные скважины для перенесения их стоимости на нефть?
     

     Согласно п. 22 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа, утвержденной Минтопэнерго России 01.11.1994 (по согласованию с ГП "Роснефть"), начисление амортизации на полное восстановление производится по установленным нормам по нефтяным скважинам в течение 15 лет, по газовым скважинам - 12 лет независимо от фактического срока их службы. Не производятся амортизационные отчисления по нефтяным и газовым скважинам, временно законсервированным в установленном порядке, в течение всего срока консервации (до ввода этих скважин в эксплуатацию).
     
     По ликвидированным скважинам амортизационные отчисления на полное восстановление производятся до полного погашения их первоначальной (балансовой) стоимости, то есть до истечения установленного пятнадцатилетнего и двенадцатилетнего срока начисления амортизации, за исключением скважин, которые списаны с баланса (ликвидированы) по причине их расположения в запретных зонах (полигоны, водохранилища и т.д.), после стихийных бедствий (землетрясений, оползней, наводнений и т.д.), а также скважин специального назначения, выполнивших свою задачу, начисление амортизации по которым прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанные скважины были списаны.
     
     Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (РД-08-71-94) утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 19.08.1994 N 51, с изменениями и дополнениями от 15.12.1996 N 50.

     
     В газовой промышленности расходы по обеспечению деятельности различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Куда относятся подобные расходы в нефтяной промышленности?

     
     Согласно подпункту "г" п. 9 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа, утвержденной Минтопэнерго России 01.11.1994 (по согласованию с ГП "Роснефть"), финансирование затрат по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства, осуществляется за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и других средств, направляемых на развитие и совершенствование производства. В себестоимость добычи нефти и газа эти затраты не включаются.
     

     Сбор за участие в конкурсе (аукционе) относится на себестоимость или на прибыль? Существует ли разница между отражением затрат на участие в конкурсе в бухгалтерском учете у проигравшего и выигравшего конкурс?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат и Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа, утвержденной Минтопэнерго России 01.11.1994 (по согласованию с ГП "Роснефть"), сбор за участие в конкурсе (аукционе) не относится на себестоимость добычи полезных ископаемых.
     
     У организации, выигравшей конкурс (аукцион), уплаченные сборы относятся на счет 01 "Основные средства" как капитальные вложения инвентарного характера в земельные участки, месторождения полезных ископаемых, которые в последующем переносятся на себестоимость добычи полезных ископаемых через начисление амортизации.
     
     У организации, проигравшей конкурс, уплаченные сборы погашаются за счет собственной прибыли, остающейся в распоряжение после уплаты налогов.