Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О правовом статусе и порядке налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных главами хозяйств, получившими свидетельство индивидуального предпринимателя


     О правовом статусе и порядке налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных главами хозяйств, получившими свидетельство индивидуального предпринимателя*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, № 6. С. 72.

     
     Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы I ранга

     

7.2.2. Амортизация основных средств

     
     К основным средствам относится имущество, используемое при осуществлении деятельности, в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, то есть здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.
     
     При группировке основных средств по составу необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОК-013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
     
     Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических за-трат на их приобретение, сооружение и изготовление.
     
     Стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, погашается путем начисления амортизации. Основные средства амортизируются в течение срока их полезного использования, который определяется при принятии этого объекта к учету.
     
      Срок полезного использования определяется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072, а также может быть определен в технических условиях.
     
     Не начисляются амортизационные отчисления при неиспользовании основных средств в процессе занятия предпринимательской деятельностью, а также по объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования).
     
     Амортизационные отчисления начисляются по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету. Для целей налогообложения амортизация по основным средствам, используемым для осуществления деятельности, начисляется линейным способом по Единым нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном порядке.
     

     В сезонных производствах [куда и отнесена деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств] годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы в отчетном году.
     

7.2.3. Малоценные предметы и другие ценности

     
     В составе малоценных предметов и других ценностей учитываются:
     
     а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости;
     
     б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости;
     
     в) следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования:
     
     орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие);
     
     специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);
     
     сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.);
     
     молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;
     
     многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
     
     г) бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком полезного использования до 24 месяцев (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т.д.).
     
     Стоимость переданных в производство или эксплуатацию малоценных предметов и других ценностей (кроме полученных по договору дарения и безвозмездно) погашается посредством начисления амортизации.
     
     Малоценные предметы стоимостью за единицу не более одной двадцатой установленного в соответствии с подпунктом "б" настоящего раздела лимита за единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
     
     По малоценным предметам стоимостью свыше 1/20 установленного лимита за единицу, но не более 100-кратного минимального размера оплаты труда за единицу, разрешается 50 % их стоимости списывать на затраты при передаче этих предметов в эксплуатацию, а остальные 50 % - при выбытии их за непригодностью (за вычетом остаточной стоимости их возможного использования).
     
     Стоимость молодняка животных и животных на откорме, птицы, кроликов, пушных зверей, семей пчел, подопытных животных, служебных собак, многолетних насаждений, выращиваемых в питомниках в качестве посадочного материала, не погашается.
     

7.2.4. Амортизация нематериальных активов

     
     К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:
     
     из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и другие;
     
     из патентов на изобретения, промышленные образцы, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
     
     из прав на "ноу-хау" и др.
     
     Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, изготовление и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию.
     
     Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
     
     По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления исчисляются линейным способом исходя из норм, исчисленных индивидуальным предпринимателем на основе срока их полезного использования.
     
     По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности индивидуального предпринимателя).
     
     Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности индивидуального предпринимателя. По нематериальным активам, полученным по договорам дарения или другим безвозмездным договорам, амортизация не начисляется.
     

7.2.5. Затраты на оплату труда

     
     Процесс деятельности связан с затратами не только материальных ценностей, но и живого труда. Однако прежде чем установить размеры доходов и вознаграждений физическим лицам, необходимо определиться, каким образом регулируются трудовые отношения между главой и членами хозяйства и иными физическими лицами.
     
     Трудовые отношения членов крестьянского (фермерского) хозяйства определяются и регулируются по соглашению между ними. В настоящее время до принятия специального федерального закона глава крестьянского (фермерского) хозяйства, действующий без образования юридического лица, не может производить записи в трудовых книжках. Трудовой стаж членов хозяйства подтверждается справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы или справками об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
     
     В соответствии со ст. 22 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в хозяйстве возможно использование наемного труда. На работников, которые заключили трудовой договор с главой хозяйства, распространяются нормы Кодекса законов о труде Российской Федерации. Оплата труда наемных работников включается в состав расходов и отражается в декларации о доходах.
     
     Глава хозяйства имеет также право привлекать для выполнения определенных работ иных работников по гражданско-правовым договорам. В данном случае отношения с такими работниками регулируются гражданским законодательством и договором.
     
     В состав расходов главы хозяйства включаются суммы оплаты труда, выплаченные им членам хозяйства и физическим лицам по заключенным договорам. Такие расходы будут учтены в декларации о доходах, которую глава хозяйства заполнит по окончании налогового периода при наличии соответствующим образом оформленных договоров и расчетно-платежных ведомостей на выплату доходов (платежных документов).
     
     При выплате доходов по трудовым и гражданско-правовым договорам глава хозяйства выступает по отношению к физическим лицам работодателем, обязан своевременно и правильно исчислять и удерживать непосредственно из доходов физических лиц суммы подоходного налога и перечислять их в бюджет не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен доход или произведены указанные выплаты.
     
     Глава хозяйства обязан также вести учет доходов, начисленных и полученных физическими лицами в календарном году, и сумм подоходного налога в порядке и по форме, приведенной в приложении N 7 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35, а также ежеквартально представлять в налоговый орган отчет об итоговых суммах доходов и удержанных суммах налога по форме, приведенной в приложении N 8 названной Инструкции. Указанный отчет в течение года представляется не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, а по истечении года - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
     

7.2.6. Отчисления на социальные нужды

     
     В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования.
     
     В расходы отчетного периода включаются суммы взносов, фактическая уплата которых произведена в отчетном году в пределах установленного тарифа, и сумма взносов, фактически уплаченных по перерасчету за предшествующие годы.
     
     Глава крестьянского (фермерского) хозяйства выступает в отношениях с внебюджетными социальными фондами, с одной стороны, как работодатель и, с другой, как самостоятельный плательщик взносов.
     
     Суммы доходов, выплачиваемые работникам по всем основаниям в 2000 году в соответствии с нормами Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", облагаются по следующим ставкам:
     
     20,6 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования, - в Пенсионный фонд;
     
     5,4 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, - в Фонд социального страхования;
     
     1,5 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, - в Государственный фонд занятости;
     
     3,6 % - в фонды обязательного медицинского страхования.
     
     Глава крестьянского (фермерского) хозяйства также обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 20,6 % и фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 % от дохода, полученного хозяйством, за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд с суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, производится главой хозяйства в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации".
     
     Следует заметить, что постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П "По делу по проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год” и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год”" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" тарифы страховых взносов, принятые названными законодательными актами, признаны неконституционными. Кроме того, этим же постановлением, не соответствующим Конституции РФ, признано еще одно положение Закона о тарифах на 1999 год и аналогичное положение Закона о тарифах на 2000 год по уплате страховых взносов в размере 3,6 % в фонды обязательного медицинского страхования.
     

7.2.7. Прочие затраты

     
     К элементу "Прочие затраты" относятся налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, а также другие затраты, входящие в состав расходов продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат, в том числе затраты на проведение ремонта основных производственных фондов.
     

7.3. Налог на имущество физических лиц

     
     Объектами обложения налогом на имущество являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.
     
     Ставка налога на строения, помещения и сооружения устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 % от их инвентаризационной стоимости.
     
     Ставка налога на транспортные средства установлена в размере от 3 до 10 % минимального месячного размера оплаты труда за одну лошадиную силу мощности транспортного средства.
     
     Органы местного самоуправления имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по названным налогам.
     
     Уплата налога на имущество физических лиц производится из личных доходов и не относится на затраты хозяйства.
     

7.4. Налоги, поступающие в дорожные фонды

     
     Крестьянское (фермерское) хозяйство является плательщиком таких налогов в дорожные фонды, как налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств.
     
     В случае если доход от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет 70 и более процентов от общей суммы доходов, крестьянское хозяйство в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" освобождается от уплаты налогов с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств.
     
     Ставки первого налога зависят от типа транспортного средства и его мощности, ставки второго на прицепы и полуприцепы составляют 10 % от покупной стоимости, на автомобили - 20 %.
     
     Налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, используемые в хозяйственной деятельности и подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
     
     Глава хозяйства, являющийся плательщиком налога с владельцев транспортных средств, представляет в налоговую инспекцию по месту учета расчет по форме, приведенной в приложении N 3 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" в срок, установленный для представления декларации о доходах.
     
     Уплата налога производится ежегодно в сроки, определенные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Суммы платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются в состав расходов декларации о доходах.
     
     Плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств является глава хозяйства, приобретающий автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга. Налогом на приобретение автотранспортных средств облагаются автотранспортные средства, которые подлежат регистрации в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ.
     
     Плательщики уплачивают налог по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения. Для глав хозяйств днем приобретения автотранспортного средства следует считать день приобретения автотранспортных средств по сделке купли-продажи, мены, лизинга.
     
     Налоговый расчет представляется в налоговую инспекцию по месту учета по форме, приведенной в приложении N 4 названной Инструкции, в срок, установленный для представления декларации о доходах. Суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются предпринимателями в состав расходов декларации о доходах.
     
     В соответствии с вышеназванным Законом граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование, освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.
     
     Глава фермерского хозяйства по приобретенным в личное пользование легковым автомобилям, не является плательщиком налога на приобретение автотранспортных средств при условии, что в заявлении, подаваемом при регистрации этих автотранс-портных средств, будет указано, что автотранспортные средства будут использоваться не для целей занятия деятельностью, а только для личного пользования.
     

7.5. Плата за землю и воду

     
     В  соответствии со ст. 15 части первой НК РФ земельный налог относится к местным налогам. Ставка налога определяется местными органами власти с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий также устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
     
     Не платят налог граждане, впервые образующие крестьянское хозяйство, в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
     
     На основании подпункта 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" забор воды крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжения животноводческих ферм, комплексов, птицеферм и птицефабрик вплоть до 1 января 2003 года не признается объектом платы за пользование водными объектами.
     

7.6. Налог на добавленную стоимость

     
     В соответствии с Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
     
     При этом оплата приобретенных главой крестьянского (фермерского) хозяйства товарно-материальных ценностей производится с учетом сумм НДС, которые относятся на издержки производства (обращения) и возмещению из бюджета не подлежат.
     
     При отгрузке товаров (оказании услуг, выполнении работ) с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения в них сумм налога на добавленную стоимость.
     
     Невозмещенные суммы НДС на первое число месяца, в котором произведена перерегистрация учредительных документов, а также суммы налога, уплаченные по приобретенным товарно-материальным ценностям после этой даты, подлежат отнесению на издержки производства (обращения), по основным средствам - на увеличение их балансовой стоимости с последующим списанием на затраты через суммы износа (амортизации) в установленном порядке.