Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и едином налоге на вмененный доход


Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и едином налоге на вмененный доход*

     _____
     * Продолжение. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, № 6. С. 45.

     

Ю.В. Подпорин,

государственный советник
налоговой службы III ранга

     Учитывается ли при налогообложении разница по акциям, приобретенным по цене ниже номинальной?

     
     При выкупе организациями собственных акций у акционеров следует иметь в виду, что, если цена выкупа отличается от учетной (номинальной) цены выкупаемых акций, возникающая разница в бухгалтерском учете отражается на счете 80 "Прибыли и убытки" (при цене выкупа ниже номинальной стоимости) или на счетах учета собственных источников (при цене выкупа выше номинальной стоимости) одновременно с принятием выкупленных акций к бухгалтерскому учету на счете 56 "Денежные документы" (п. 3.6 приложения к приказу Минфина России от 15.01.1997 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами").
     
     Указанное основано на Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в которой определено, что денежные документы учитываются на счете 56 "Денежные документы" по номинальной стоимости.
     
     Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.1998 N ГКПИ 98-525 пункт 3.6 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами признан недействительным (незаконным).
     
     В письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 14.09.1999 N 16-00-17-47 сообщено, что собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров, подлежат учету на счете 56, субсчет "Собственные акции, выкупленные у акционеров", по стоимости, складывающейся из фактических затрат по их выкупу.
     
     При дальнейшей продаже указанных акций налогооблагаемая база определяется как разность между выручкой от продажи этих акций и их учетной стоимостью.
     

     Каким образом отражается в бухгалтерском учете передача в переработку нефти и полученных после ее переработки нефтепродуктов?

     
     В соответствии с разъяснениями Департамента налоговой политики Минфина России от 15.11.1999 N 04-05-06/76 затраты на закупку сырья и материалов, переданных в переработку, учитываются организациями на счете 10 "Материалы", субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", и в последующем включаются в себестоимость полученных после переработки изделий.
     
     При отражении в бухгалтерском учете операций по оприходованию полученной из давальческого сырья продукции и погашению задолженности за ее производство следует исходить из требований формирования в бухгалтерском учете затрат по счету 40 "Готовая продукция", связанных с приобретением сырья и стоимостью его переработки.
     

     Деятельность организации по приобретению сырья и материалов и продаже готовых изделий, произведенных из этого сырья и материалов, для целей налогообложения приравнивается к производственной.
     
     Право на льготы по налогу на имущество предприятий и налогу на прибыль имеют организации, которые непосредственно осуществляют производственную деятельность.
     

     Могут ли переводиться на уплату единого налога организации общественного питания дошкольных, общеобразовательных [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования] учреждений; учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), а также столовые при производственных организациях (без продажи алкогольной продукции), обслуживающие детей, школьников, студентов и работников данных организаций?

     
     Плательщиками единого налога в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) являются все юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных данной статьей сферах.
     
     Согласно вышеуказанной статье плательщиками единого налога признаются организации, оказывающие услуги в сфере общественного питания через точки общественного питания, с численностью работающих до 50 человек. Численность работающих определяется отдельно по каждой точке общественного питания без учета работающих по совместительству, по договорам гражданско-правового характера, а также центрального аппарата управления организации.
     
     Федеральный закон определяет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности. Вводится же в действие данный Закон нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и этим органам предоставлено право определения конкретных видов деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться на их территории единым налогом на вмененный доход.
     
     Могут ли не переводиться на уплату единого налога названные организации общественного питания, определяют законодательные акты субъектов Российской Федерации.
     
     Если столовые осуществляют обслуживание иных организаций, лиц, не являющихся работниками данных организаций, то они являются плательщиками единого налога.
     
     Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут принять решение о нераспространении действия законодательства о едином налоге на образовательные учреждения на реализацию произведенной ими продукции (работ, услуг) в ходе учебного процесса и учебно-производственной практики.
     

     В каком порядке уплачивают взносы во внебюджетные социальные фонды многопрофильные организации, одним из видов деятельности которых является розничная торговля, включенная законом области в перечень видов деятельности, с которых уплачивается единый налог на вмененный доход?

     
     Согласно ст. 3 Федерального закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются организации, осуществляющие розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли (в том числе без стационарной торговой площади).
     
     При решении вопроса о переводе на уплату единого налога численность работающих определяется отдельно по каждому магазину или иной торговой точке без учета работающих по совместительству (в том числе работающих на условиях внутреннего совместительства) и по договорам гражданско-правового характера, а также без учета численности центрального аппарата управления организации.
     
     Поскольку правила уплаты единого налога распространяются только на юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах, определенных Федеральным законом N 148-ФЗ, налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налогов по этой иной деятельности в ранее установленном порядке.
     
     Таким образом, многопрофильные организации, осуществляющие деятельность, не переведенную на уплату единого налога, ведут раздельный учет имущества, доходов (расходов), численности работников по каждому виду деятельности и уплачивают налоги, сборы, платежи во внебюджетные фонды на общих основаниях.
     
     При осуществлении организацией деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и иных видов предпринимательской деятельности сумма оплаты труда аппарата управления организации, от которой уплачиваются платежи в государственные внебюджетные фонды, определяется исходя из удельного веса выручки от видов деятельности, налогообложение которых производится в ранее установленном порядке, в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации либо по иному показателю, установленному законом субъекта Российской Федерации.
     
     Если организация осуществляет лишь розничную торговлю, то платежи во внебюджетные фонды от такой организации поступают в составе единого налога на вмененный доход.
     

     Может ли быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход ломбард, зарегистрированный в г. Архангельске, и в каком порядке?

     
     Плательщиками единого налога в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 148_ФЗ являются все юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных данной статьей сферах.
     
     Согласно ст. 3 Областного закона Архангельской области от 26.05.1999 N 122-22-ОЗ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Областным законом Архангельской области от 07.07.1999 N 142-23-ОЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг физическим лицам по перечню бытовых услуг (группа 01) Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госкомстата России от 28.06.1993 N 163.
     
     Прием ломбардом под ссудный залог имущества от населения относится к данной группе услуг (код 019700).
     
     Другим видом деятельности ломбарда является торговое посредничество.
     
     По разъяснению Госкомстата России от 07.04.1999 N ОР-1-23/1498 под торговым посредничеством понимается деятельность, осуществляемая от имени заказчика, желающего совершить приобретение или реализацию товаров.
     
     Товары, поступившие посреднику для реализации, не являются собственностью посредника. Поступление товаров к посреднику отражается за балансом на счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
     
     В выручку от реализации посреднических услуг, которая учитывается по кредиту счета 46 "Выручка от реализации продукции, работ, услуг", включается только сумма комиссионного вознаграждения.
     
     В соответствии с Методическими указаниями по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципе статистики предприятий, утвержденными постановлением Госкомстата России от 19.08.1999 N 89, в оборот розничной торговли включается стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи), в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров (абзац 5 п. 3.1.2).
     
     Следовательно, услуги в торговом посредничестве следует относить к розничной торговле.
     
     Согласно п. 1.7 вышеназванного Областного закона Архангельской области розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек и другие места организации торговли, переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Исходя из изложенного, ломбард является плательщиком единого налога на вмененный доход по двум видам деятельности - по приему под ссудный залог имущества от населения и по оказанию услуг в торговом посредничестве. В связи с этим в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 148-ФЗ ломбарду следует получить свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход на каждый из видов деятельности.
     

     Включаются ли в объем валовой выручки организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и сдающих в аренду помещения, поступившие от арендаторов суммы по оплате услуг телефонной связи?

     
     В соответствии с письмом Минфина России от 20.08.1998 N 04-02-04/1 расходы организации по оплате коммунальных платежей в части, относящейся к сданному в аренду помещению, в случае если договором предусматривается покрытие всех расходов по предоставлению имущества в аренду (включая и эти) величиной арендной платы, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" как операционные расходы.
     
     В случае если договором аренды предусмотрено возмещение таких расходов арендатором сверх сумм арендной платы, то такая самостоятельная хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 46 "Реализация продукции, работ, услуг" и рассматривается как возмездное оказание услуг арендатору по перечислению вышеназванных платежей.
     
     Субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, средства, поступившие от арендатора в возмещение оплаты услуг телефонной связи сверх сумм арендной платы, при определении объекта обложения единым налогом учитываются в составе валовой выручки.
     

     Должны ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, составлять и представлять в налоговые органы баланс и приложения к нему?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ) организациям, применяющим данную систему, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Федеральный закон не предусматривает представление в налоговый орган бухгалтерского баланса (форма N 1) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2).
     
     Введение в действие Федерального закона N 148_ФЗ не отменяет существующие Федеральные законы от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и N 222-ФЗ, которые применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
     
     Исходя их изложенного предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут учет в соответствии с Федеральным законом N 222-ФЗ также в том случае, если они переведены на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.
     

(Продолжение следует)