Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Влияние трансфертных цен на налоговые поступления от предприятий нефтяной отрасли


Влияние трансфертных цен на налоговые поступления от предприятий нефтяной отрасли

     

А.Б. Паскачев,
государственный советник налоговой службы II ранга,
д. э. н., профессор

     Все большее участие России в мирохозяйственных связях и связанное с этим резкое увеличение экспорта сырой нефти должно способствовать расширению налоговой базы нефтяной отрасли и пополнению доходов бюджета. В 1999 году поступления от предприятий нефтяной отрасли составили в консолидированном бюджете 9,7 %. В условиях существенного повышения роли и роста масштабов экспортных операций, международной производственной и научно-технической кооперации значительно увеличивается сфера применения трансфертных (внутрикорпоративных) цен.
     
     Для оценки влияния трансфертных цен на налоговые поступления от предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей Департаментом экономического анализа и планирования налоговых поступлений МНС России произведены предварительные расчеты налоговых поступлений от нефтяных компаний при различных уровнях трансфертных цен на добытую сырую нефть.
     
     Актуальность таких расчетов обусловливается повышением роли налоговой политики в условиях усиления государственного регулирования нефтяной отрасли, эффективного воздействия на ее динамику и структуру, мобилизации денежных ресурсов на ее подъем и развитие.
     
     В сфере нефтяного бизнеса должна быть выработана такая налоговая стратегия, которая переносит центр тяжести с фискальных начал на функции регулятивного характера и обеспечивает более тесную увязку налоговых платежей в бюджетную систему страны с результатами и условиями производственной деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим на повестку дня выдвигается настоятельное требование обеспечения контроля, учета и фискальной регистрации товарных и денежных потоков на всех этапах технологической цепи движения нефти и нефтепродуктов - от скважины до бензоколонки (включая хозяйствующие субъекты, либо выполняющие функции собственника товара, либо оказывающие услуги по транспортировке, хранению и реализации).
     
     С учетом сложной и разнообразной структуры реально существующих нефтяных компаний (не обязательно юридически оформленных в качестве холдинга) при расчетах были рассмотрены две принципиальные схемы товарных и финансовых потоков, при которых дочернее (зависимое) нефтедобывающее предприятие передает нефть другой структуре холдинга по трансфертным ценам; в дальнейшем эта структура либо экспортирует данную нефть, либо отпускает ее нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) на переработку для дальнейшей реализации нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках.
     
     При расчетах использовались данные Госкомстата России о количестве добытой в 1999 году нефти, объемах экспорта нефти и продуктов нефтепереработки, объемах нефтепереработки, средних экспортных и внутренних ценах на нефть и продукты нефтепереработки, данные налоговой отчетности за 1999 год о начисленных налоговых платежах в бюджетную систему Российской Федерации по нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим предприятиям. В частности, согласно статистическим данным при объеме добытой в 1999 году нефти 303,5 млн т объем экспорта составил 134,5 млн т, объем нефтепереработки - 169 млн т.
     

     Оценка объемов выпадающих доходов консолидированного бюджета в результате применения нефтяными компаниями трансфертных цен на нефть производилась путем сравнения расчетной налоговой нагрузки на группы нефтегазодобывающее управление (НГДУ) - посредник-экспортер и НГДУ - НПЗ при пяти вариантах цены реализации нефти производителем (нефтедобывающим предприятием). [Расчетные уровни налоговой нагрузки при экспорте сырой нефти и реализации продуктов нефтепереработки на внутреннем и внешнем рынках при пяти вариантах цены (633 руб., 1000 руб., 1200 руб., 1500 руб., 1700 руб.) приведены в таблицах 1 и 2]. При этом налоговая нагрузка понималась как сумма налоговых платежей субъектов нефтяной отрасли, приходящаяся на тонну нефти (экспортируемой или перерабатываемой).
     
     В соответствии с данными Минэнерго России более 90 % продаваемой нефти реализуется по трансфертным ценам, поэтому в расчетах за минимальный уровень трансфертной цены был принят средний статистический уровень цены производителя на нефть за 1999 год - 633 руб. за тонну нефти.
     
     Для расчета налоговой нагрузки при экспорте нефти в качестве конечной цены реализации была использована среднестатистическая экспортная цена сырой нефти за 1999 год - 4560 руб. за тонну.
     
     На основании статистических данных о производстве, ценах и поставках (в том числе экспорте) нефтепродуктов по основным фракциям (бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный), при условии, что остальные фракции пошли в счет оплаты стоимости процессинга, была рассчитана выручка от реализации нефтепродуктов на внешнем (103 674,9 млн руб.) и внутреннем рынках (146 090,5 млн руб.), а также удельная выручка от реализации на тонну переработанной нефти, составившая 1990 руб. (таблица 3). Исходя из этого показателя за максимальную трансфертную цену, использованную при сравнительных расчетах, была принята цена 1700 руб. за тонну нефти.
     
     Себестоимость добычи нефти была принята для расчетов на уровне 83 % от цены реализации нефти нефтедобывающим предприятием.
          

Таблица 1


    Расчет налоговой нагрузки в результате применения трансфертных цен на нефть при экспорте     


  
 

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

Вариант V

  
 

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

1. Себестоимость добычи

525,39

620,49

677,49

762,99

819,99

2. Цена реализации

633,00

1000,00

1200,00

1500,00

1700,00

3. Прибыль

107,61

379,51

522,51

737,01

880,01

4. Сумма налогов НГДУ

371,22

636,29

779,19

993,54

1136,44

1) Отчисления на воспроизводство МСБ 10 %

63,30

100,00

120,00

150,00

170,00

2) Платежи за право на добычу полезных ископаемых 16 %

101,28

160,00

192.00

240,00

272,00

3) Акциз

55,00

55,00

55,00

55,00

55,00

4) Налог на пользователей автодорог 2,5 %

15,83

25,00

30,00

37,50

42,50

5) Налог на содержание жилищного фонда 1,5 %

9,50

15,00

18,00

22,50

25,50

6) Налог на имущество 2 %

34,54

34,54

34,54

34,54

34,54

7) НДС

59.50

132,90

172,90

232,90

272,90

8) Налог на прибыль

32,28

113,85

156,75

221,10

264,00

ПОСРЕДНИК


 


 


 


 


 

1. Себестоимость

1347,00

1714,00

1914,00

2214,00

2414,00

2. Цена реализации

4560,00

4560,00

4560,00

4560,00

4560,00

3. Прибыль

3213,00

2846,00

2646.00

2346,00

2146,00

4. Сумма налогов посредника

1447,70

1264,20

1164,20

1014,20

914,20

1) Налог на пользователей автодорог 2,5 %

114

114

114

114

114

2) Налог на содержание жилищного фонда 1,5 %

68,40

68,40

68,40

68,40

68,40

3) НДС

-246,60

-320,00

-360,00

420,00

-460,00

4) Налог на прибыль

963,90

853,80

793,80

703,80

643,80

5) Экспортные пошлины

548,00

548,00

548,00

548,00

548,00

Сумма налогов группы

1818,92

1900,49

1943,39

2007,74

2050,64

Абсолютная разница


 

81,57

124,47

188,82

231,72

Относительная разница


 

4,5 %

6,5 %

9,7 %

11,5 %


Таблица 2


    Расчет налоговой нагрузки в результате применения трансфертных цен на нефть
при поставке на НПЗ ( на 1 тонну нефти)

  
 

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

Вариант V

  
 

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

1. Себестоимость добычи

525,4

620,5

677,5

763,0

820,0

2. Цена реализации

633,0

1000,0

1200,0

1500,0

1700,0

3. Прибыль

107,6

379,5

522,5

737,0

880,0

4. Сумма налогов НГДУ

371,2

636,3

779,2

993,5

1136,4

1) Отчисления на воспроизводство МСБ 10 %

63,3

100,0

120,0

150,0

170,0

2) Платежи за право на добычу полезных ископаемых 16 %

101,3

160,0

192,0

240,0

272,0

3) Акциз

55,0

55,0

55,0

55,0

55,0

4) Налог на пользователей автодорог 2,5 %

15,8

25,0

30,0

37,5

42,5

5) Налог на содержание жилищного фонда 1,5 %

9,5

15,0

18,0

22,5

25,5

6) Налог на имущество 2 %

34,5

34,5

34,5

34,5

34,5

7) НДС

59,5

132,9

172,9

232,9

272,9

8) Налог на прибыль

32,3

113,9

156,8

221,1

264,0

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ


 


 


 


 


 

1. Цена на нефть

633,0

1000,0

1200,0

1500,0

1700,0

2. Оплата за процессинг

512,0

512,0

512,0

512,0

512,0

3. Себестоимость без учета налогов

1145,0

1512,0

1712,0

2012,0

2212,0

1) Из стр. 3 по внешнему рынку 30,8 %

352,7

465,7

527,3

619,7

681,3

2) Из стр. 3 по внутреннему рынку 69,2 %

792,3

1046,3

1184,7

1392,3

1530,7

4. Себестоимость с учетом налогов

1194,8

1561,8

1761,8

2061,8

2261,8

1) Из стр. 4 по внешнему рынку

368,0

481,0

542,6

635,0

696,6

2) Из стр. 4 по внутреннему рынку

826,8

1080,7

1219,1

1426,7

1565,1

5. Выручка от реализации на тонну нефти (за минусом оплаты за процессинг)