Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении прибыли финансово-кредитных организаций


О налогообложении прибыли финансово-кредитных организаций

     

В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы I ранга

     Кредитная организация просит разъяснить порядок отнесения на себестоимость оказываемых банком услуг расходов в случае осуществления медицинского освидетельствования и осмотра водителей транспортных средств, состоящих в штате банка, согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
     
     Имеет ли банк право применять Положение о составе затрат?

     
     Согласно Положению об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 (далее - Положение N 490), все банки, получившие лицензию Банка России на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета НДС и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость оказываемых ими услуг, и уточнения полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.
     
     Кроме того, банки руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, в части, в которой в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями имеются ссылки на Положение о составе затрат.
     
     В связи с тем что расходы по медицинскому освидетельствованию и осмотру водителей транспортных средств, состоящих в штате банка, не указаны в разделе II Положения N 490, они не подлежат отнесению к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль (п. 77 указанного Положения), и могут осуществляться только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей.

     
     Просим разъяснить, кто на территории субъекта Российской Федерации будет производить расчеты по налогу на прибыль: территориальный банк Сбербанка России - за все свои отделения или Сбербанк России - за территориальный банк и его отделения?

     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" введен новый порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств организаций, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками.
     
     Данным Законом установлено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.1995, регистрационный N 932 (с учетом изменений и дополнений).
     
     До введения в действие части первой НК РФ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) самостоятельными плательщиками налога на прибыль являлись филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России), созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, за исключением филиалов (отделений) Сбербанка России, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     В 2000 году Сбербанк России будет производить расчеты по налогу на прибыль за свои филиалы (территориальные банки), созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в порядке, предусмотренном письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года", централизованно исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов территориальных банков, а также филиалов (отделений), входящих в их состав, соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по Сбербанку России в целом.
     

     Банк пользуется услугами частных нотариусов для удостоверения учредительных документов, регистрационных свидетельств в государственных органах, кредитных договоров, карточек с подписями и других аналогичных документов. Частный нотариус выдает справку произвольной формы о том, что за совершение нотариальных действий получены денежные средства (как правило, в наличном виде) в определенной сумме. Справка удостоверяется печатью и подписью частного нотариуса.
     
     Будет ли этого достаточно для включения таких расходов в себестоимость банковских услуг? Включаются ли такие расходы в себестоимость?

     
     В соответствии с п. 28 Положения N 490 в состав расходов банка, учитываемых при расчете налога на прибыль, включаются уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им расчетных, текущих и других счетов, плату другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание, прочие аналогичные расходы.
     
     Затраты по нотариальному удостоверению у частных нотариусов копий учредительных документов банка и оформлению карточек образцов подписей должностных лиц банка, регистрационных свидетельств, договоров, доверенностей, связанных с производственной деятельностью банка, при условии подтверждения указанных расходов первичными оправдательными документами, которыми служат справки, выдаваемые нотариусами за совершение нотариальных действий, оформленные в соответствующем порядке, учитываются при определении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с п. 28 указанного выше Положения.
     

     Кредитная организация просит разъяснить: относятся ли к расходам по приобретению и реализации ценных бумаг для целей налогообложения суммы, уплачиваемые специализированным организациям-регистраторам и банкам за депозитарные услуги по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и регистрационные услуги?
     
     Имеет ли организация право включать в себестоимость оказываемых банком услуг, учитываемых при расчете налога на прибыль, суммы, уплаченные за хранение и ведение счета депо самого банка, в той части, которая оплачивается за учитываемые на нем ценные бумаги клиентов банка и потом возмещается клиентами банка? Указанные суммы в составе расходов банка увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

     
     В соответствии с письмом МНС России от 23.09.1999 N ВГ-6-05/751 к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.
     
     Таким образом, расходы, уплачиваемые специализированным организациям-регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению прав перехода прав собственности на ценные бумаги согласно требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", относятся к указанным выше расходам.
     
     Что касается расходов по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочим регистрационным услугам, то данные расходы относятся на себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с п. 28 Положения N 490.
     
     В случае если банком оплачиваются услуги других банков-депозитариев за хранение ценных бумаг клиентов, ведение счета депо и данные расходы возмещаются клиентами, то указанные расходы учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в части, возмещаемой клиентами. При этом следует обеспечить раздельный учет указанных доходов и расходов по обслуживанию ценных бумаг клиентов и доходов и расходов по ценным бумагам самого банка.
     

     Кредитная организация просит разъяснить: включается ли в себестоимость оказываемых банком услуг плата за хранение имущества клиентов по договорам залога?
     
     Обеспечением обязательств по кредитам, выданным клиентам банка, является залог имущества с его передачей залогодержателю-банку. Банк для обеспечения сохранности имущества в виду отсутствия помещений для хранения таких залогов пользуется услугами сторонних организаций.

     
     В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.
     
     При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обратить взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом.
     
     Поэтому расходы по оплате услуг сторонних организаций за хранение имущества, переданного банку в залог по договору залога, учитываются в составе расходов банка при расчете налога на прибыль в соответствии с п. 28 Положения N 490.
     

     Кредитная организация просит разъяснить порядок налогообложения доходов по ОГВЗ 1999 года.
     
     С учетом того, что ОГВЗ 1999 года были эмитированы Минфином России как результат реструктуризации основного долга по ОВГВЗ III серии, срок погашения которого наступил 14 мая 1999 года, полагаем, что на доходы по ОГВЗ 1999 года должны распространяться те же льготы, что и на ОВГВЗ III серии (данные бумаги эмитированы до 21 января 1997 года).

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также с доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, взимаются налоги по ставке 15 %.
     
     Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что положения подпункта 1 п. 5 ст. 1 не распространяются на доходы в виде процентов, полученных по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до вступления в силу этого Федерального закона.
     
     Согласно п. 5 Условий эмиссии и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года, утвержденных приказом Минфина России от 28.01.2000 N 13н и зарегистрированных в Минюсте России 31.01.2000, регистрационный N 2067, датой эмиссии облигаций является 1 февраля 2000 года.
     
     Таким образом, купонный доход по ОГВЗ 1999 года подлежит налогообложению по ставке 15 % в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих изменений и дополнений).
     
     В настоящее время Минфином России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", согласно которому проценты, полученные по новым облигациям - ОГВЗ 1999 года, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на доход. Согласно проекту данный порядок будет распространяться на правоотношения, возникшие с даты проведения новации.
     

     Кредитная организация просит разъяснить порядок отнесения банком на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по регистрации договоров аренды в Москомрегистрации в случаях, когда банк является арендатором или арендодателем.

     
     Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одна из сторон договора аренды недвижимого имущества может обратиться с заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества.
     
     Затраты банка по регистрации договоров аренды в Москомрегистрации согласно договору аренды, в случаях когда банк является арендатором, относятся к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль по п. 34 Положения N 490.
     
     Если указанные расходы возникают у банка-арендодателя, то они относятся к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банком услуг, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, в пределах доходов, полученных от указанной операции.
     

     Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предусматривается, что не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией. Что понимается под прибылью в связи с выкупом (новацией)?

     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги. Не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
     
     Под прибылью в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией ГКО и ОФЗ, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) и п. 4 приложения к распоряжению Правительства РФ от 12.12.1998 N1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" понимается разница между суммой новых обязательств (ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД и 2/3 ГКО (6- и 3-месячных) и фактическими затратами инвестора на приобретение заменяемых ГКО и ОФЗ, уменьшенной на сумму денежных средств, выплачиваемых при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
     
     В настоящее время подготовлен и направлен в Правительство РФ проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", предусматривающий, что стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате новации, не включается в расчет налогооблагаемой базы, причем согласно проекту данный порядок будет распространяться на отношения, возникшие с даты проведения новации.
     

     Просим разъяснить: какой порядок определения финансового результата для исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль применяется по операциям с векселями, имеющими рыночную котировку?

     
     Согласно п. 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) по акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.
     
     При этом ценные бумаги подразделяются на:
     
     акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
     
     процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
     
     беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления.
     
     Таким образом, исходя из вышеизложенного для векселей, в том числе с рыночной котировкой, не предусмотрено категории, по которой убытки от операций с векселями могут быть покрыты доходами от соответствующих ценных бумаг.
     
     В связи с этим при отнесении убытков по операциям с векселями, в том числе имеющими рыночную котировку, на уменьшение доходов по векселям и другим неэмиссионным ценным бумагам следует применять порядок определения финансового результата для исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, установленный п. 2 письма МНС России от 23.09.1999 N ВГ-6-05/751.

     
     Просим разъяснить: в течение какого периода времени подлежит освобождению от уплаты налога часть прибыль (дохода) от реализации ценных бумаг, направленная на погашение убытка, полученного в текущем отчетном периоде:
     
     - при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ;
     
     - при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате новации?
     
     В частности: может ли быть уменьшена в целях налогообложения сумма прибыли от реализации ценных бумаг в 2000 году за счет убытка, понесенного по результатам новации в 1999 году?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток [по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)], часть прибыли, направленная на его покрытие, освобождается от налогообложения в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
     
     Таким образом, Законом предусмотрена возможность направления на погашение убытка прибыли по частям в течение последующих пяти лет после года, по итогам которого получен убыток. Это означает, что сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет.
     
     Что касается убытков от операций с ценными бумагами, то при рассмотрении вопроса об их учете в целях налогообложения следует иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
     
     Согласно п. 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Изменений и дополнений N 3 от 18.03.1997) при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства РФ, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", Федеральными законами от 29.12.1998 N 192-ФЗ и от 31.03.1999 N 62-ФЗ по различным категориям ценных бумаг предусматривается возможность направления на покрытие убытков от операций с ними доходов от других соответствующих ценных бумаг.
     
     Так, в частности, Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" определено, что первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
     
     На основании изложенного непокрытый убыток по операциям с ценными бумагами, сложившийся на конец отчетного года, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не подлежит переносу на следующий финансовый год.
     
     При использовании упомянутых выше льгот имеется ограничение, согласно которому фактическая сумма налога, исчисленная без учета льгот, не должна уменьшаться более чем на 50 %.