Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые преступления, легализация (отмывание) денежных средств в России и за рубежом с использованием оффшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны


Налоговые преступления, легализация (отмывание) денежных средств в России и за рубежом с использованием оффшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны

     

Н.Н. Макарова,
старший прокурор отдела
прокуратуры г. Москвы

     Среди задач, решаемых государственными органами в настоящее время, особое значение имеет борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств в России и за рубежом.
     
     Законодатель предусмотрел уголовную ответственность по ст. 174 УК РФ за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
     
     Под термином "отмывание денежных средств" понимаются методы, при помощи которых преступники маскируют посредством участия в сделках источник, происхождение и право собственности незаконно полученных денег.
     
     Данный вид преступной деятельности не зависит от вида экономики (рыночной, плановой или смешанной), принятой в той или иной стране. Легализация денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, имела место в нашей стране в то время, когда экономика была плановой. Но расцвет данной преступной деятельности и возникновение новых видов преступлений, тесно связанных с отмыванием денег и имущества, приобретенных незаконным путем, таких как лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов, страховых взносов и некоторых других, приходится на наши дни. Важно отметить, что существенную часть легализуемых денежных средств составляют средства, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ.
     
     Ликвидация после распада СССР государственной регламентации подавляющей части существовавших экономических отношений, формирование новых принципов хозяйствования, признание равноправными различных видов деятельности и форм организации производства объективно обусловили структурную перегруппировку системы контроля за состоянием экономики со стороны государства.
     
     Однако с законодательной точки зрения ответственность за отмывание "грязных", или "теневых" денег не была достаточным образом определена. Огромные средства, полученные от торговли наркотиками, игорного и порнобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремились и стремятся легализовать, придавая им видимость законных. В результате оборот денег в теневой экономике достиг огромных размеров (по данным МВД России, в 1994 году он составлял примерно 100 млрд долл. США). Вообще, период с 1991 по 1996 год можно назвать "золотыми годами" теневой экономики. Например, на счетах одного банка, учрежденного в оффшорной зоне (на Каймановых островах) российскими гражданами, находилось 70 млрд долл. США при бюджете Российской Федерации на 1999 год - 22 млрд долл. США. Оффшорный банковский бизнес "прокручивает" сотни миллиардов долларов. Криминальные структуры всего мира, в том числе и России, активно используют открывшиеся возможности для "отмывания денег" преступного происхождения, особенно через оффшорные компании.
     
     Термин "отмывание денег" появился в США в начале 20-х годов. Первоначально это было сленговое слово чикагских гангстеров времен сухого закона, которые "отмывали" свои доходы с помощью прачечных, специально приобретенных ими для легализации "барышей" от продажи спиртного.
     

     Затем словосочетание "отмывание денег" получило международное распространение.
     
     На рубеже 60-70-х годов практически все ведущие страны отменили ограничения на операции с валютой. Данная мера привела к резкому росту международной торговли, сопровождавшейся определенными издержками.
     
     В 1989 году создается Международная рабочая группа по борьбе с отмыванием денег (FATF). Именно тогда термин "отмывание денег" стал юридическим понятием.
     
     В настоящее время отмывание денег привлекает наибольшее внимание, когда речь заходит о наркоторговле. Во-первых, независимо от того, насколько находчивы преступники, прибегают ли они к подделке акций, незаконному присвоению средств компании или к контрабанде товаров, они должны прибегать к отмыванию денег, что само по себе может стать доказательством в отношении виновных, прибегших к правонарушениям; во-вторых, сами по себе деньги могут стать целью исследования и действия.
     
     Строго говоря, отмывание денег необходимо рассматривать как динамичный трехэтапный процесс, который требует:
     
     1) вывода денежных средств из обращения, с тем чтобы избежать установления прямой связи с преступлением;
     
     2) маскировки следа, чтобы помешать преследованию;
     
     3) повторной доступности денег преступнику, когда невозможно обнаружить особенность их происхождения и географические следы.
     
     Первая стадия отмывания денег - обмен наличных денег на безналичные с целью сокрытия их собственника или держателя.
     
     Вторая стадия - размещение денег, в ходе которого маскируются место и инструмент "отмывания" денежных средств в результате многочисленных переводов и сделок.
     
     Третья стадия - инвестиции или интеграция денежных средств.
     
     Для первоначальных операций по отмыванию денег используются в первую очередь оффшорные цент-ры, деятельность которых не поддается эффективному контролю. В значительной степени этому способствуют разнообразные национальные структуры финансового сектора.
     
     По оценкам международной компании ICSL (специализируется на регистрации оффшорных фирм), только в 1998 году во всем мире было куплено около 100 тыс. оффшорных компаний, из которых от 10 до 15 % принадлежат российским компаниям и банкам.
     
     Наиболее популярны у русских предпринимателей оффшорные зоны Карибского бассейна.
     
     Оффшорные компании - это зарегистрированные в установленном порядке в определенных юрисдикциях предприятия, которые не осуществляют коммерческой деятельности по месту своей регистрации. Организационно-правовая форма таких компаний позволяет управлять денежными средствами в любых объемах без уплаты налогов по месту регистрации.
     
     В оффшорных зонах гарантирован высокий уровень банковской и коммерческой секретности, а также лояльность государственного регулирования, анонимность реальных владельцев компании, которая обеспечивается возможностью трастового управления акциями (доверительное управление имуществом) оффшорной компании с помощью местных номинальных владельцев (это и есть одна из форм "запутанного следа").
     
     Льготный режим оффшорных зон характеризуется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низким уровнем уставного капитала, к тому же уставный капитал часто просто декларируется, но не оплачивается.
     
     В оффшорных зонах максимально упрощена процедура регистрации. Минимальный размер уставного капитала, как правило, не устанавливается.
     
     В большинстве оффшорных зон не требуется представления отчетов по ведению счетов, налоговых деклараций. Внешние аудиторы требуются далеко не во всех оффшорных зонах. Счета фирмы могут быть проверены ими только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности большинства оффшорных компаний - ежегодный финансовый отчет.
     
     При общем сокращении числа банковских учреждений в России наблюдается резкий рост числа открываемых банков в оффшорных зонах, объем частных вкладов россиян в которых зачастую достигает 60 и более процентов.
     
     Оффшорные зоны служат перевалочной базой для последующей интеграции незаконных капиталов в российскую экономику.
     
     Хотелось бы привести пример из уголовной практики по легализации денежных средств при помощи оффшорных зон.
     

     Пример.

     
     На начальном этапе расследования одного из уголовных дел выявлен договор о кредитовании коммерческим банком на сумму 5 000 000 долл. США компании "N", зарегистрированной по законодательству острова Мэн (оффшорная зона). Чисто внешне этот договор выглядел вполне законным. Вместе с тем отдельные обстоятельства косвенно свидетельствовали о том, что за данной финансовой операцией кроется хищение денежных средств гражданином К. Первоначально удалось установить свидетелей, которые показали, что компания "N" якобы была приобретена К. у компании "M", имеющей свои офисы в Великобритании и на острове Мэн. На основании собранных доказательств было установленно, что К. все же владеет компанией "N". В материалах этой компании обнаружились документы, свидетельствующие о платежах, осуществленных с кредитной карточки "Виза", данных о счете, с которого она пополнялась в одном из американских банков, а также о двух счетах, открытых для "N" в одном из банков Лондона, то есть о возможном местонахождении похищенных денежных средств.
     
     Последующее расследование подтвердило, что похищенные 5 000 000 долл. США были перечислены на один из счетов данной компании, а оттуда К., являющийся ее единственным директором, перечислил их на несколько личных счетов.

          
     Легализация денежных средств через банки может производиться различными способами, но прежде всего это несанкционированное обналичивание безналичных денег и система денежных расчетов (только за три года, с 1995 по 1998 год, эта сумма составила сотни миллионов долларов США).
     
     Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
     
     Около 40 % всей наличной денежной массы обслуживает теневой оборот. В теневую игру по незаконному обналичиванию денежных средств все больше втягиваются банковские структуры. Этому во многом способствует порядок контроля за операциями с "живыми" деньгами. Недобросовестные банки всячески поощряют операции по обналичиванию, поскольку получают не только дополнительные оборотные средства, но и комиссионные от проведения этих операций. В случае же наложения ареста на такие счета налоговой полицией банк ничего не теряет; напротив, в течение месяца он может пользоваться заблокированными деньгами как беспроцентным кредитом.
     

     Пример.

     

     В нарушение установленных правил филиал одного из банков принимал деньги от коммерческих структур, которые банком не обслуживались. Полученные средства зачислялись на частные вклады физических лиц. Некоторое время спустя наличные забирались, налоги не платились. Руководители филиала, зарегистрировав дочернее предприятие, открыли депозитные счета на вымышленные имена. От имени этого предприятия руководители филиала заключали фиктивные договора на оказание различных услуг, перечисляли предприятиям безналичные деньги, которые затем снимали частные лица.
     
          
     Банки или другие банковские учреждения, которые действуют в оффшорной зоне, освобождены от различных правовых норм, под которые обычно подпадают учреждения, находящиеся в конкретной стране. Их сделки не облагаются налогом, не обременены требованиями по созданию резервных депозитов без ограничений процентной ставки и часто, хотя и не всегда, освобождены от правовой проверки относительно достаточности капитала или ликвидности. Имея дело с клиентами-нерезидентами, то есть почти всегда с другими банковскими учреждениями, они обычно осуществляют операции на оптовых финансовых рынках в иностранной валюте или валютах.
     
     В числе признаков, отличающих оборот криминального капитала через банки от легального, можно выделить следующие: ссуды, предоставляемые оффшорным компаниям; ссуды, обеспеченные обязательствами оффшорных банков; операции, включающие подставной оффшорный банк, название которого может быть очень похожим на название известного легального учреждения; ссуды, выданные на основании отчетности заемщика, отражающей наличие крупных доходов от предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах, и т.п.
     
     В большинстве случаев оффшорные финансовые центры привлекают депозиты граждан, которые хотят избежать налогообложения, используя законные налоговые лазейки. Они также привлекают тех клиентов, которые стремятся уклониться от налогообложения посредством сокрытия большей части своих материальных ценностей, помещая их в юрисдикции, которые берут премию за конфиденциальность и не считают преступлением уклонение от налогов, которое произошло на территории другой страны. Частный вкладчик и межнациональные корпорации иногда размещают деньги в оффшорной зоне для того, чтобы избежать контроля и регулирования денежных операций.
     
     Не все юрисдикции, конечно, предлагают тот же самый уровень услуг, которые могут быть легко использованы и преступниками. Однако преступники и их консультанты, ищущие способы вернуть свои деньги к себе домой, чтобы переместить их за рамки правового поля или скрыть их происхождение и право собственности, находят в оффшорных финансовых убежищах такой набор компонентов, который по многим аспектам подходит для их целей.
     

     К этим компонентам относятся:
     
     - банки, выступающие в роли дочерних структур или филиалов банков в хорошо регулируемых юрисдикциях. Несмотря на то, что эти банки придерживаются соответствующих стандартов у себя дома, на территории юрисдикции финансового убежища они иногда действуют менее добросовестно, фактически придерживаясь двойных стандартов поведения и действия;
     
     - преобладание банковских учреждений типа трастовых компаний, брокерских фирм и контор по обмену валюты. Они представляют собой, по существу, финансовых игроков, которые могут легко перемещать деньги. Их отличает быстродействие и фактическое отсутствие контроля;
     
     - наличие других механизмов, например международных деловых корпораций. Эти учреждения представляют собой одно из наиболее привлекательных средств для достижения конфиденциальности в финансовых вопросах. Содержание объявлений, рекламирующих международные деловые корпорации, указывает на то, что они действуют в оффшорных зонах и находятся вне контроля их собственного правительства. В большинстве случаев корпорации создаются в тех странах, которые в соответствии с законом не могут разглашать информацию, касающуюся директоров или собственников; во многих случаях конфиденциальные оффшорные контрольные счета открыты на имя корпорации и используются для оплаты счетов и приобретения имущества для корпорации, отмывания доходов, полученных от преступления;
     
     - наличие казино. Во многих оффшорных финансовых центрах и убежищах банковской тайны имеются казино, которые являются идеальным средством для завершения цикла отмывания денег;
     
     - готовность предоставить подложную документацию, которая облегчает отмывание денег. Некоторые оффшорные банковские учреждения генерируют ложные счета, коносаменты, сертификаты конечного пользователя и другие виды документации.
     
     Эти характеристики компонентов оффшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны не только взаимно дополняют друг друга, но также делают такие финансовые убежища привлекательными для отмывания денег и других финансовых преступлений.
     
     Больших успехов в борьбе с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, добиться пока не удается (раскрывается фактически одно преступление из десяти). Причиной тому служит ряд обстоятельств:
     
     - несовершенство законодательной базы, регулирующей экономические отношения в данной сфере;
     
     - слабый контроль со стороны Банка России за деятельностью коммерческих банков;
     
     - непринятие мер воздействия к банкам, допустившим нарушения кредитно-финансовой дисциплины;
     
     - преобладание преступных групп, занимающихся отмыванием незаконных доходов одновременно в легальной и нелегальной экономике;
     
     - незаинтересованность собственников многих приватизированных предприятий в нормальном развитии производства.
     
     Так как преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, имеет транснациональный характер (часто связано с незаконным вывозом капитала за границу и использованием оффшорных центров), это предопределяет необходимость тесного международного сотрудничества правоохранительных органов, особенно в сфере получения доказательств, позволяющих вести успешный розыск денежных средств и иного имущества, нажитых незаконным путем.