Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица


Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, N 5. С. 157.
     
Л.А. Панина,
советник налоговой службы III ранга
          

5. Обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками


     Обязанности индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве налогоплательщиков, установлены ст. 23 НК РФ, ст. 20 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц").


     Согласно ст. 23 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны:


     1) уплачивать законно установленные налоги;


     2) встать на учет в органах МНС России, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;


     3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;


     4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;


     5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;


     6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;


     7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;


     8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;


     9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;


     10) сообщать в налоговый орган по месту учета:


     об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;


     обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;


     обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;


     о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;


     об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.


     Согласно ст. 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" индивидуальные предприниматели обязаны:


     а) вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;


     б) представлять в предусмотренных названным Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;


     в) своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;


     г) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.


6. Обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся налоговыми агентами


     Обязанности индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве налоговых агентов, установлены ст. 24 НК РФ, ст. 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".


     Согласно ст. 24 НК РФ индивидуальные предприниматели как налоговые агенты обязаны:


     1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;


     2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;


     3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;


     4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.


     Согласно ст. 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны:


     своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц;


     своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном названным Законом;


     выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.


     Кроме того, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживающие подоходный налог, обязаны:


     вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым МНС России;


     ежеквартально представлять в налоговый орган по месту своей регистрации отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах налога;


     представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы, (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода не реже одного раза в квартал, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы.


     Индивидуальные предприниматели, как плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования


     Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ установлены на 1999 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, крестьянских (фермерских) хозяйств, - в размере 20,6 % доходов от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в размере 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента; для адвокатов - в размере 20,6 % выплат, начисленных в пользу адвокатов. Для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, - в размере 28 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.


     В случае если плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования уплачивают единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", страховые взносы уплачиваются по ставкам и в порядке, установленным указанным Федеральным законом.


     Индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.


     Кроме того, работодатели-граждане, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 5,4 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.


     Освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


     Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживают налоги по мере выплаты сумм дохода. Если в течение года одному и тому же физическому лицу производится несколько выплат, то исчисление налога производится с общей суммы, выплаченной с начала года.


     Договорные отношения. Реализация товаров, работ или услуг


     Для целей налогообложения под реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - и на безвозмездной основе.


     Не признается реализацией товаров, работ или услуг:


     1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);


     2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;


     3) передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);


     4) передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;


     5) передача имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;


     6) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;


     7) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находок, клада в соответствии с нормами ГК РФ;


     8) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.


     Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ, а именно: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.


     Необходимо отметить, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.


     Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности


     В целях налогообложения доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, объекты налогообложения определяются в соответствии со ст. 38 НК РФ. Такими объектами являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.


     Под имуществом для целей налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. В частности, согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (кроме того, к недвижимым вещам Законом может быть отнесено и иное имущество). Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.


     Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.


     Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.


     Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.


     Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. При этом состав расходов увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. В состав затрат включаются документально подтвержденные расходы. Убытки, понесенные в отчетном году, не учитываются при налогообложении в следующем году.


     Исчисление подоходного налога с доходов, полученных от реализации товаров, изделий и другого имущества, произведенного лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности, производится без исключения из совокупного облагаемого дохода этих лиц сумм, указанных в подпункте "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", а именно сумм, получаемых в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей пятитысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ), а также сумм, получаемых в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера ММОТ.


     Налогообложение производится по месту постоянного жительства физического лица, а в случае если его деятельность осуществляется в другом месте, - по месту осуществления этой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства физического лица о размерах дохода и налога.


     Налогообложение доходов физических лиц налоговыми органами осуществляется на основании:


     деклараций физических лиц о фактически полученных ими в течение года доходах;


     материалов проверок деятельности физических лиц, проводимых налоговыми органами;


     полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц сведений о выплаченных плательщикам доходах.


     Налог, исчисленный налоговыми органами, уплачивается в следующем порядке:


     в течение текущего года плательщики вносят по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, - по одной трети с предполагаемого дохода на текущий год. Сроки уплаты авансовых платежей налога - к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября. В случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика по его заявлению налоговый орган производит перерасчет суммы налога по ненаступившим срокам уплаты;


     по истечении года налог исчисляется по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за любую выполненную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях и у физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.


     Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливает следующие налоги для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:


     - подпунктом "л" п. 1 ст. 19 установлен подоходный налог с физических лиц, являющийся федеральным налогом и регулируемый Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", которым установлено, что объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. Указанный доход уменьшается на перечисленные суммы в ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", определенные как доходы, не подлежащие налогообложению;


     - подпунктом "д" п. 1 ст. 20 установлен налог с продаж, являющийся налогом субъекта Российской Федерации и взимаемый только при условии, что данный налог введен на территории субъекта Российской Федерации его законодательным актом и регулируется п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которым определено, что объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Кроме того, указанным пунктом дан исчерпывающий перечень стоимости объектов, которые не являются объектом налогообложения по налогу с продаж;


     - подпунктом "е" п. 1 ст. 20 установлен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который является налогом субъекта Российской Федерации и взимается только при условии, если данный налог введен на территории субъекта Российской Федерации его законодательным актом и регулируется Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в соответствии с которым вмененный доход - это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций. При этом объектом обложения единым налогом является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.


     Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются также субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в порядке, действовавшем на момент их государственной регистрации. Однако в отношении налогоплательщиков со дня вступления в силу Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не применяется абзац второй п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", устанавливающий, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в порядке, действовавшем на момент их государственной регистрации.


     Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" установлено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Однако если субъектами Российской Федерации введен в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ единый налог, то Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 31.07.1998 N 148-ФЗ.


7. Банкротство и ответственность


     Признание индивидуального предпринимателя банкротом установлено гражданским законодательством, а также Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)"]. Ответственность в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлена гражданским законодательством, налоговым законодательством, административным законодательством и уголовным законодательством. Кроме того, для предпринимателей определена специальная ответственность, предусмотренная законодательством по специальным видам деятельности.


     Признание индивидуального предпринимателя банкротом


     Статьей 25 ГК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.


     Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в следующей очередности:


     в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;


     во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;


     в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;


     в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;


     в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.


     После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.


     Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются Законом "О несостоятельности (банкротстве)".


     Параграфом 2 главы IX данного Закона установлены особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.


     Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.


     Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником-индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам, а также прокурором.


     При применении процедур банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.


     Могут иметь место следующие последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом:


     - с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;


     - индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом;


     - арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.


     Параграфом 3 главы IX Закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлены особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.


     Основанием признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.


     Порядок признания индивидуального предпринимателя-главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) банкротом имеет следующие особенности:


     - заявление индивидуального предпринимателя-главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов КФХ. Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем-главой КФХ;


     - к заявлению, кроме документов, предусмотренных статьей 34 названного Федерального закона, должны быть приложены документы:


     о составе и стоимости имущества КФХ;


     о составе и стоимости имущества, принадлежащего членам КФХ на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;


     о размере доходов, которые могут быть получены КФХ по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.


     Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем-главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора, заявление налогового или иного уполномоченного органа или заявление прокурора.


     Внешнее управления КФХ имеет следующие особенности:


     - в двухмесячный срок с момента принятия арбитражным судом заявления о признании КФХ банкротом глава КФХ может представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности своего хозяйства;


     - в случае если осуществление мероприятий, предусмотренных планом восстановления платежеспособности КФХ, позволит хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, арбитражный суд вводит внешнее управление. О введении внешнего управления арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано;


     - внешнее управление КФХ вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать сроки, установленные п. 4 ст. 68 названного Федерального закона, более чем на три месяца. В случае если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния КФХ в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год;


     - внешнее управление КФХ может быть досрочно прекращено арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего или любого из кредиторов в следующих случаях:


     невыполнения мероприятий, предусмотренных планом восстановления платежеспособности КФХ;


     наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности КФХ.


     Досрочное прекращение внешнего управления КФХ влечет признание его банкротом и открытие конкурсного производства.


     Для осуществления внешнего управления КФХ назначается внешний управляющий. Внешним управляющим может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой КФХ с согласия внешнего управляющего.


     Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства:


     - в случае признания арбитражным судом КФХ банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу КФХ включаются находящееся в общей собственности членов КФХ недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для КФХ на общие средства его членов, а также право аренды земельного участка и иные имущественные права, принадлежащие КФХ и имеющие денежную оценку;


     - в случае банкротства КФХ принадлежащий КФХ земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.


     Признание крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом может иметь следующие последствия:


     - с момента принятия решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы КФХ в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу;


     - арбитражный суд направляет копию решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший его в качестве индивидуального предпринимателя.


     Ответственность, установленная гражданским законодательством


     Статьей 401 ГК РФ определено, что если иные основания ответственности не предусмотрены законом или договором, должник освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в случаях, если будет признано, что это произошло не по его вине. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.


     Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.


     Исключение из приведенного правила установлено п. 3 той же статьи (ГК РФ): "…должник, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет за это ответственность независимо от своей вины".


     Статьей 402 ГК РФ установлена ответственность должника за своих работников, а именно: действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.


     Такого же рода нормы со специальным режимом для предпринимателей содержатся и в некоторых других статьях ГК РФ, особенно в разделе, посвященном общим положениям обязательственного права; так, например, в ст. 316 - о месте исполнения обязательства, ст. 322 - о солидарных обязательствах, в ст. 428 - о договоре присоединения и др.


     Ответственность, установленная налоговым законодательством


     Пунктом 2 ст. 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации" установлено, что физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением названного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.


     Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность.


     Нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, которое должно быть подано в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после его государственной регистрации влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. В случае если налогоплательщиком вышеназванный срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе нарушен на срок более 90 дней, взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб.


     В соответствии со ст. 117 НК РФ уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. За ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев взыскивается штраф в размере 20 % от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.


     За непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации согласно ст. 119 НК РФ взыскивается штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.


     За непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации взыскивается штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня.


     За неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), взыскивается штраф согласно ст. 122 НК РФ в размере 20 % от неуплаченных сумм налога. В случае если это деяние совершено умышленно, то это влечет за собой взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченных сумм налога.


     Индивидуальный предприниматель как налоговый агент несет ответственность согласно ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм подоходного налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.


     В случае если индивидуальный предприниматель как налогоплательщик и (или) налоговый агент оказывает незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с НК РФ, на свою территорию или в помещение, то это деяние согласно ст. 124 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.


     Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом или налоговым агентом-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика-физического лица или налогового агента-физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-физического лица или налогового агента-физического лица производится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-физического лица или налогового агента-физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 48 НК РФ.


     При этом взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-физического лица или налогового агента-физического лица производится последовательно в отношении:


     денежных средств на счетах в банке;


     наличных денежных средств;


     имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;


     готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;


     сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;


     имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;


     другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.


     В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-физического лица или налогового агента-физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.


     Ответственность, установленная УК РФ


     За неправомерные действия при банкротстве ст. 195 УК РФ определено, что сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от 200 до 500 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.


     При этом неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере от 100 до 200 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо без такового.


     За преднамеренное банкротство согласно ст. 196 УК РФ, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, индивидуальный предприниматель наказывается штрафом в размере от 500 до 800 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 100 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.


     Фиктивное банкротство согласно ст. 197 УК РФ, то есть заведомо ложное объявление индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 100 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.


     Статьей 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, которое наказывается штрафом в размере от 200 до 700 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


     В случае если физическое лицо совершило то же деяние в особо крупном размере или физическое лицо было ранее судимо за совершение вышеназванного преступления, а также преступлений, предусмотренных ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" или ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации", то оно наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 ММОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.


     При этом уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает 200 ММОТ, а в особо крупном размере - 500 ММОТ.


     Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст. 198, 194 или 199, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.