Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

К вопросу о сущности и определении налогов


К вопросу о сущности и определении налогов


Н.И. Осетрова,
к.э.н., советник налоговой службы I ранга
          

Финансовая наука, с одной стороны, является
наукой экономической, с другой  -  правовой.


И.Х. Озеров*1

     _____
     *1  Основы финансовой науки. Рига, 1923. С. 16.
     

     Финансовая наука создала теорию налогов, которая получила практическое воплощение в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой.

 
     Чтобы понять суть острых дискуссий по части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая формулирует положения налоговой политики и определяет основы налогообложения, необходимо обратиться к научной теории налогов, общей их части. Научные знания и научный подход необходимы во всех сферах общественной жизни.

 
     Недостаточная проработанность части первой НК РФ, наличие в ней неотрегулированных отношений, а также неясных, неконкретных, несогласованных норм и положений объясняется сложностью предмета и наличием разных мнений и интересов. "Искусство обложения налогами, как одного из "плодов цивилизации", созревает медленно"*1.

     _____
     *1  Рау К. Г. Основные начала финансовой науки. Т. I. 1868. С. 276.

 
     "Ключевой проблемой, имеющей значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения, является проблема определения понятия "налог" (Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. Правовые позиции Конституционного Суда РФ/Учебное пособие.  -  М., 1998. C. 198.). Действительно, определение понятия "налог" содержит в себе идеологическую роль, через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Напомним два определения понятия "налог" в законодательных актах, хотя, по мнению автора, в данном случае надо применять термин "налоги". В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".

 
     В НК РФ "под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

 
     Попытаемся привести некоторые аргументы в защиту первого определения налога (хотя и оно не бесспорно), а именно: налоги не взимаются в форме отчуждения, а осуществляются налогоплательщиками. Именно в этом заключается принципиальное расхождение этих двух дефиниций*1 налога, данных в законодательных актах 1991 и 1998 годов.

     _____
     *1 Дефиниция — лат., краткое научное определение какого-либо понятия, существенных признаков предмета, явления (Краткий словарь иностранных слов. — М., 1968).

     Дефиниция (ограничение) — определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков (Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997).
     
     По мнению автора статьи, дефиниция налога, приведенная в НК РФ, заключает в себе явное противоречие. Обуславливая необходимость в средствах финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, форма мобилизации таких средств названа отчуждением. Поскольку термин "отчуждение" имеет много значений, а в НК РФ не дана его трактовка, считаем целесообразным привести значение этого термина из толковых, энциклопедических, экономических словарей. Кстати, вопросы терминологии заслуживают сегодня особого внимания.

 
     В одном из словарей термин "отчуждение" означает отчуждать, отчуждить что от кого, делать чуждым, чужим, удалять, отстранять, устранять, отымать, отбирать, передавать иному (Даль В. Толковый словарь.  -  М., 1882). Другой словарь термин "отчуждение" трактует как "юр. действие по глаг. отчудить  -  отчуждать (во втором знач.). Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения или изымать на основании закона у кого-л., какое-л., имущество в пользу государства или общественных организаций" (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт русского языка, 1958 и М., 1986). Третий словарь дает значение термина "отчуждение" как "отбирание у кого-н (имущества) в пользу государства..." (Ожегов С.И. Словарь русского языка.  -  М.,  1989). По четвертому словарю  -  "отчуждение  -  возмездная (купля-продажа) или безвозмездная (дарение) передача имущества в собственность другого лица". Термин применяется в отношении заложенного имущества и акций (Большой энциклопедический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна.  -  М.: Институт новой экономики, 1998). Cледует отметить, что определение налога в указанных словарях дано отдельно, то есть значение термина "отчуждение" к налогу не относится.

 
     Необходимо и целесообразно привести определения налогов из вышеназванных и других источников в хронологическом порядке.

 
     1. "Налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления" (Исаев А.А. Очерки теории и политики налогов.  -  Ярославль, 1887. С. 1).

 
     2. "Налоги представляют собой публично-правовой источник дохода в наиболее чистом его виде: это  -  принудительные сборы, взимаемые государством или местными союзами с подданных и находящихся на его территории лиц не в силу тех или иных услуг, а в силу финансовой власти взимающего налог публичного союза" (Энциклопедический словарь.  -  С.-Петербург, 1897).

 
     3. "Налоги  -  это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд" (Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 1902. Витте С.Ю., цит. из ж. "Финансы". 1999, № 10. С. 30).

 
      4. "Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента" (Соколов А.А. Теория налогов. 1928. С. 11, 12).

 
     5. "Налог  -  устанавливаемый государством обязательный сбор, уплачиваемый предприятием, учреждением, населением..." (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт русского языка.  -  М., 1958).

 
     6. "Налог  -  принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия" (Макконелла К.Р., Брю С.Л. Экономикс.  -  М., 1992. ч.п. C. 390).

 
     7. "Налоги  -  это наша плата за цивилизованность общества" (Стенли Фишер. Экономика.  -  М., 1993. С. 377).

 
     8. "Налог  -  обязательное и безвозмездное (в прямом смысле) изъятие1 средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов" (Толковый экономический и финансовый словарь. Т. II.  -  М.:  Международные отношения, 1994).

 
     9. "Налогообложение  -  обязательный сбор с частных лиц и организаций, осуществляемый государством с целью получения средств для финансирования общественных благ и услуг, а также для контроля величины частных расходов в экономике" (Словарь современной экономической теории/Под ред. Дэвида У. Пирса.  -  М.: ИНФРА-М, 1997).

 
     10. "Налог  -  обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц" (Большой энциклопедический словарь/Под ред.  А.Н. Азрилияна.  -  М.: Институт новой экономики, 1998).

 
     11. "Налоги  -  обязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов" (Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН, 1999).

 
     Ни в одном определении нет термина "отчуждение". Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что основа приведенных определений, разных по назначению и структуре, но отражающих представления о налогах в историческом развитии во взаимосвязи с представлениями о роли государства в экономике и общественной жизни,  -  это признание объективного характера налогов, на что мы хотим в данной статье сделать акцент. Почему налоги объективны? Для ответа на этот вопрос необходимо коснуться вопроса о налогах как научном понятии.

 
     Являясь способом познания мира, наука использует категории*. "Научно-категориальный аппарат имеет свою специфику и не совпадает с системой философских категорий, хотя и неразрывно связан с ней"*,  и выявление его основных элементов применительно к конкретной науке, в частности науке о финансах, позволяет раскрыть логику ее развития для познания сущности налогов через изучение их конкретных форм. Таким образом, налоги в качестве категории  -  это предмет познания глубинной их сущности. Исходя из вопроса науки "логики"  -  науки о правильном мышлении: "что есть сущность сущности?", мы в данной статье под сущностью налогов понимаем их смысл, содержание.

_____
     * Категории в научной терминологии — «родовое понятие, обозначающее разряд предметов или наиболее общий их признак» (Словарь русского языка. Академия наук СССР, 1986).

     * Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.    
     

      Представления о налогах изменялись на протяжении веков*1 . "...Исторический опыт развития знания указывает на то, что сущность предмета в диалектическом ее понимании - это есть лишь предел, до которого дошло познание предмета на данной ступени развития знания. Познание мира, как и отдельных его областей и явлений, есть бесконечный процесс углубления знания. А это означает, что сущность может быть менее или более глубокой, и этим, в частности, объясняется смена одних теорий другими, - более высокого порядка"*2.
     _____
     *1  См. статью «О природе налога» в  журнале «Налоговый вестник». 1999, N 7.
     *2  Войшвилло Е.К. Логика. — М., 1988. С. 174.

     
     В финансовой литературе XIX века научный анализ о налогах начинается с раскрытия природы публично-финансового (государственного) хозяйства, его особого характера, не укладывающегося в рамки рыночно-меновых отношений, его существенных отличий от частного хозяйства. "Публично-финансовое хозяйство ни по способу получения средств, ни по способу их расходования не может походить на частное хозяйство"*1. Результатом анализа природы публично-финансового хозяйства, цель которого  -  удовлетворение общественных (коллективных) потребностей, которые не могут быть разложены на индивидуальные потребности, является вывод о том, что оно представляет собой объективную реальность. Оно, так же как и частное хозяйство, имеет свою экономику, расходы и доходы, производит и покупает товары, услуги. Однако государственное хозяйство не может основываться на системе добровольных рыночно-меновых отношений, то есть на системе цен. Оно извлекает средства не через цены, а через налоги. Иначе говоря, государство оплачивает свои расходы, помимо займов и т.д., за счет налогов. Оно имеет право требовать налоги, так как налоги  -  это плата за принадлежность к государственному союзу и пользование удобствами государственного общежития. "Все это свидетельствует о том, что публично-финансовое хозяйство заключает в себе некоторую экономическую сущность и покоится на экономическом основании"*2. Исходя из сути публично-финансового хозяйства, общих положений о государственных расходах, финансовая наука обосновала экономическую основу не только публично-финансового хозяйства, но и налогов, как их основы. Общественная жизнь приводит финансовую науку во второй половине XIX века к идее принудительного и безэквивалентного характера налога, как такового налога вообще. При этом принудительность налога выражается в том, что налог, не происходя из процесса ценообразования и являясь внеэкономическим орудием, всегда навязывается обороту извне, декретируется извне*3. Таким образом, экономическая природа налога, который является составной частью цены, лежит в сфере производства и распределения. Иначе, налог является элементом распределительных, производственных отношений, определяющих суть всех других многообразных отношений, связанных с налогообложением. Отсюда вытекает многогранная глубинная сущность налогов, потенциал которых раскрывается через формы, принципы, методы, способы налогообложения.

     _____
     *1 Соколов А.А. Теория налогов. 1928. С. 9.

     *2 Там же.
     *3 Там же.
     
     Внешними признаками сущности налогов финансовой наукой названы:

 
     "1) передача благ из сферы частного хозяйства в публичное, 2) обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи, 3)общая безвозмездность", то есть  удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза"*1. Эти признаки налогов должны быть отражены в дефиниции. Цель не является признаком налогов, поэтому в дефиниции понятия "налоги" указание на цель представляется излишней. "Появление" налогов и было обусловлено необходимостью перераспределительных отношений в виду отделения публично-финансового хозяйства от частного. Это природа, генезис налогов.

     _____
     *1 Энциклопедический словарь. — С.-Петербург, 1897. С. 583.
      
     Резюмируя изложенное, налоги, на наш взгляд, -  это обязательные, индивидуально безэквивалентные установленные законом платежи организаций и физических лиц. Налоги, как способ извлечения доходов, предполагают достаточно высокий уровень общественного сознания. Налоги  -  основа благосостояния государства.