Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( Г.В. Зинькова )


На вопросы отвечают

     

О налоге на прибыль


Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     В местный бюджет муниципального образования поступают доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Просим разъяснить порядок налогообложения вышеуказанных неналоговых источников доходов местного бюджета.


     Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 2000 года, установлено, что доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам.


     Статьей 254 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе федерального казначейства.


     Указанные положения Бюджетного кодекса РФ противоречат действующему законодательству по налогу на прибыль, в соответствии с которым бюджетные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, являются плательщиками налога на прибыль.


     Так, в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности (кроме доходов, полученных бюджетными государственными и муниципальными музеями, библиотеками, филармоническими коллективами, театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками, ботаническими садами, дендрологическими парками и национальными заповедниками, от их основной деятельности).


     В настоящее время до устранения возникших противоречий между положениями Бюджетного кодекса РФ и вышеуказанной Инструкции Госналогслужбы России бюджетные организации, получающие доходы от оказания платных услуг, по нашему мнению, должны руководствоваться налоговым законодательством.


     Что касается налогообложения доходов, полученных органами местной власти от оказания платных услуг, то вся сумма доходов подлежит зачислению в доход местного бюджета.


     Предприятию в соответствии с договором, заключенным с Комитетом труда и занятости Правительства г. Москвы, предоставлены целевые денежные средства Фонда занятости населения г. Москвы на смешанной (возвратной и безвозвратной) основе на создание новых рабочих мест в расширяемом производстве телевизионных приемников для трудоустройства граждан.
     
     Целевые денежные средства, предоставленные на безвозвратной основе, в соответствии со сметой использованы на приобретение оборудования, материалов (кинескопов, плат, радиодеталей), на услуги по установке, монтажу и наладке оборудования.

     Подлежат ли налогообложению денежные средства, полученные на безвозвратной основе и использованные в соответствии со сметой на вышеуказанные цели?


     Приказом Комитета труда и занятости Правительства г. Москвы от 06.04.1998 N 75 утвержден Порядок подготовки и проведения конкурсов проектов работодателей по созданию новых и сохранению (модернизации, перепрофилированию) существующих рабочих мест.


     Указанным порядком установлено, что финансовая помощь из средств Фонда занятости населения г. Москвы может быть оказана работодателям - победителям конкурса. Определены условия предоставления финансовой помощи для создания и сохранения рабочих мест в форме возвратного, безвозвратного и смешанного финансирования. В частности, определены группы лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, такие как инвалиды, беженцы и вынужденные переселенцы, молодежь в возрасте до 18 лет и т.д. (подпункт 2.1.2 указанного Порядка), при трудоустройстве которых работодателю может быть предоставлена безвозвратная финансовая помощь.


     Кроме того, определены статьи сметы затрат, по которым осуществляется финансирование, а именно: стоимость оборудования; стоимость вспомогательных материалов, оснастки и запчастей; стоимость сырья и материалов на начальный период (2 - 3 месяца); расходы, связанные с установкой, монтажом и наладкой оборудования, приобретаемого в соответствии с данной сметой.


     По нашему мнению, средства, полученные организацией в соответствии с положениями вышеназванного приказа Комитета труда и занятости Правительства г. Москвы и использованные по прямому назначению, при исчислении налогооблагаемой прибыли учитываться не должны.


     Верна ли наша позиция в отношении пересчета дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, и налогообложения возникающих курсовых разниц?
     
     Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражается курсовая разница, возникающая по пересчету активов и обязательств, перечисленных в п. 7 Положения, среди которых отсутствует дебиторская и кредиторская задолженность.

     Таким образом, на наш взгляд, при составлении бухгалтерской отчетности дебиторская и кредиторская задолженность принимается в оценке в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой возникла дебиторская или кредиторская задолженность, то есть применяется п. 9 вышеназванного Положения. Курсовая разница по операциям с дебиторской и кредиторской задолженностью возникает, как указано в п. 11, и отражается в учете в момент полного или частичного погашения задолженности.

     Данная позиция соответствует требованиям Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно ст. 7 которого доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с принятым методом определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.


     К перечисленным в п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, активам и обязательствам относится также дебиторская и кредиторская задолженность в иностранной валюте (средства в расчетах).


     В соответствии с п. 11 Положения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражается курсовая разница, возникающая по:


     - операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Банка России на дату исполнения обязательств по оплате отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз;


     - операциям по пересчету стоимости активов и обязательств, перечисленных в п. 7 Положения.


     Таким образом, при составлении бухгалтерской отчетности организации пересчет дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, то есть применяется п. 8 Положения, а не п. 9, как предлагает организация.


     Возникшая курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету как внереализационные доходы или внереализационные расходы.


     При поступлении оплаты за реализованную продукцию (работы, услуги) следует исходить из следующего.


     Поскольку определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения производится по моменту оплаты, а финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), отражаемый в балансе, определяется исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, по нашему мнению, при определении налогооблагаемой прибыли следует учитывать выручку от реализации продукции (работ, услуг) в иностранной валюте, зачисленную на транзитный валютный счет и пересчитанную в рубли по курсу Банка России на момент ее поступления, а также курсовую разницу, относящуюся к указанной выручке.


     Курсовая разница, образовавшаяся по счетам дебиторской и кредиторской задолженности, подлежит включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных доходов.