Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Полномочия федеральных органов налоговой полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности

     

Полномочия федеральных органов налоговой полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности

     

В.М. Вершинин,
ФСНП России, к.ю.н.
     

     Статья 10 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (далее - Закон), определяющая комплексные функциональные обязанности федеральных органов налоговой полиции как органов дознания и субъектов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), содержит ряд прямых и опосредованных функций, которые указывают на необходимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для их реализации.


     К таким функциональным обязанностям можно отнести следующие нормативные предписания:


     - проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба (п. 1);


     - принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку (п. 3);


     - обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность (п. 4);


     - проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции (п. 7).


     Для выполнения указанных и других функциональных обязанностей согласно ст. 11 Закона федеральные органы налоговой полиции наделены следующими правами в области оперативно-розыскной деятельности:


     - проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции (п. 1);


     - осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, если получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Внедрение оперативных сотрудников санкционирует директор ФСНП России или его первый заместитель (п. 14);


     - осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции (п. 15);


     - привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства (п.19).


     В своей совокупности изложенные нормативные предписания третьего раздела Закона составляют компетенцию подразделений налоговой полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности, с учетом того, что перечисленные функциональные обязанности и права во многом совпадают по своей характеристике. Во избежание дублирования в комментировании попытаемся сосредоточить внимание читателей журнала на важнейших структурно-содержательных элементах оперативно-розыскной функции подразделений ФСНП России в борьбе с налоговыми преступлениями и другими правонарушениями.


     Поскольку в законодательных актах Российской Федерации понятие "оперативно-розыскное мероприятие" не раскрывается, сотрудники структурных подразделений ФСНП России могут руководствоваться его определением, обоснованным в теории ОРД. Под оперативно-розыскным мероприятием понимается система взаимосвязанных действий, направленных на добывание (поиск) фактических данных, свидетельствующих о подготовке и совершении налоговых преступлений, лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, о наличии материальных следов противозаконной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их совершении или скрывшихся от следствия и суда, а также для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон об ОРД).


     Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в случае, если административными и уголовно-процессуальными мерами невозможно или затруднительно выполнить указанные задачи.


     В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона об ОРД федеральные органы налоговой полиции могут осуществлять следующие оперативно-розыскные мероприятия.


     Опрос граждан - оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое в форме беседы с лицами, которым могут быть известны фактические обстоятельства события преступления или причастными к ним. В зависимости от обстоятельств беседы и личности опрашиваемого данное оперативно-розыскное мероприятие может проводиться с зашифровкой и без зашифровки его целей, с легендированным прикрытием при необходимости сотрудника оперативного аппарата или лица, действующего по его поручению.


     В теории и практике ОРД это мероприятие имеет традиционное наименование - разведывательный опрос, что свидетельствует о его поисковом характере, направленности на выявление скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с налоговыми правонарушениями. Объектами опроса могут быть:


     - лица, располагающие в силу случайно сложившихся обстоятельств или служебного положения информацией, представляющей профессиональный интерес для сотрудников налоговой полиции (потенциальные свидетели, осведомленные о конкретных фактах умышленного укрывательства доходов, подделке или фальсификации финансовых документов, умышленном уклонении от декларирования доходов и т. п.);


     - граждане, входящие в ближайшее служебное или бытовое окружение проверяемого лица и обладающие значимой информацией о проверяемых или разрабатываемых лицах, обоснованно подозреваемых в совершении налоговых преступлений;


     - лица, склонные к совершению противоправных действий, являющиеся соучастниками группового нарушения налогового законодательства и в силу своих личных качеств способные раскрыть определенные фактические данные при условии сохранения конфиденциальности их опроса.


     Опрос граждан может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его осуществлении могут использоваться открыто или скрытно технические средства фиксации беседы. Положительный результат опроса граждан во многом определяется качеством подготовки к нему оперативных работников: определения четких и реальных его целей, изучения личности опрашиваемого; прогнозирования возможного поведения собеседника; определения удобного места, времени и поводов для встречи; разработки тактических приемов собеседования и условий соблюдения конспирации.


     Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением, заявлением либо рапортом должностного лица при соблюдении конфиденциальности беседы с указанием на применение технических средств ее записи.


     Наведение справок - это сбор информации о лицах и фактах, имеющих значение для выявления, предупреждения и раскрытия налоговых преступлений, от граждан, предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций посредством ознакомления с хранящимися у них документами, материалами, содержащимися в информационно-поисковых системах, различными видами учетов, в том числе в семейных или служебных архивах, а также посредством проведения бесед с причастными к ним людьми.


     Рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие осуществляется гласно или негласно в зависимости от характера собираемой информации и ее исполнителях.


     Наведением справок может заниматься непосредственно оперативный работник либо по его заданию сотрудник оперативно-технической и поисковой службы ФСНП России. Ранее сбор интересующих оперативные подразделения сведений в основном касался той информации, которая содержалась в местных органах власти по месту жительства проверяемого лица или по месту его работы, называемый оперативной установкой. Однако изменившиеся условия и порядок документального оформления тех или иных данных о личности по месту жительства и работы, наведение справок, а также содержание добытой информации оказались значительно объемнее по объектам проверок и разнообразнее по организационно-тактическим приемам исполнения. Существовавшие ранее тактические способы были недостаточно глубокими по своему содержанию.


     Федеральные органы налоговой полиции наделяются правом безвозмездно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц информацию, необходимую для исполнения своих функциональных обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения.


     Полученная с помощью наведения справок информация, имеющая значение для принятия юридически значимых решений (в качестве поводов и оснований возбуждения уголовного дела, заведения дел оперативного учета, передачи другому правоохранительному органу по его специализации или подследственности, наложения административного взыскания, приобщения к имеющемуся уголовному делу и т. п.), оформляется оперативным работником так, чтобы не допустить расшифровки тактических приемов ее получения и личности исполнителя.


     При наведении справок субъекты ОРД ФСНП России должны иметь в виду, что законодательством Российской Федерации установлены особые режимы сбора, хранения и распространения следующей информации:


     - сведения, составляющие государственную и служебную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", ст. 183, 283, 284 Уголовного кодекса РФ, ст. 139 Гражданского кодекса РФ);


     - сведения, составляющие налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса РФ);


     - сведения, относящиеся к коммерческой тайне или закрытым данным (ст. 16, 139, 727, 771, 1032 Гражданского кодекса РФ, ст. 183 Уголовного кодекса РФ);


     - банковская тайна и тайна вкладчиков (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 857 Гражданского кодекса РФ, ст. 183 Уголовного кодекса РФ);


     - сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (см. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", ст. 311, 320 Уголовного кодекса РФ);


     - нотариальная тайна (см. ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, ст. 137 Уголовного кодекса РФ);


     - тайна страхования (см. ст. 946 Гражданского кодекса РФ, ст. 137 Уголовного кодекса РФ) и другие.


     Результаты оперативно-розыскного мероприятия оформляются справкой или рапортом должностного лица оперативного аппарата ФСНП России со следующим указанием: в связи с чем, где и при каких условиях наводилась справка. Письменные ответы из других организаций или кассеты видео-, аудиозаписей приобщаются к основному документу.


     Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, направленные на получение различных вещей, предметов, изделий, их комплектующих, для сравнения и идентификации с аналогами, находящимися в распоряжении правоохранительных органов Российской Федерации в виде следов, изъятых на местах совершения преступлений, либо хранящихся в делах оперативных учетов, материалах автоматизированных информационно-поисковых систем и т.п.


     Закон не ограничивает перечень собираемых образцов, поэтому они могут включать любые необходимые объекты, связанные с жизнедеятельностью человека (следы ног, рук, волосы, голос, кровь, запах, почерк и т. п.), микрочастицы, следы транспортных средств, похищенное или укрываемое имущество, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики, контрабандные товары и т. д.


     Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно или в зашифрованной форме способами, не создающими опасности для жизни, здоровья людей и экологической безопасности.


     При необходимости к сбору образцов для сравнительного исследования могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными узко специальными познаниями (представители экспертных учреждений, отдельные граждане, занимающиеся собирательством соответствующих видов изделий, представители производственной сферы и т. п.). Полученные образцы надлежащим образом упаковываются и направляются с сопроводительным письмом в подразделение, осуществляющее подобного рода исследования для получения необходимого заключения.


     Нельзя согласиться с категорическим утверждением некоторых ученых, что заключение по исследуемым объектам, полученным с помощью комментируемого оперативно-розыскного мероприятия, может служить "только оперативно-розыскным целям"*1 . При надлежащем оформлении, соблюдении правил конспирации и проведенной проверки процессуальными методами оно может приобщаться к материалам, составляющим основание для возбуждения уголовного дела о фактах злостного уклонения от уплаты налогов.

     _____
     *1  Комментарий к Федеральному закону “Об оперативно-розыск-ной деятельности”/Отв. ред. и рук. авт. кол-ва А. Ю. Шумилов. — М., 1997. С. 65.
     

     Проверочная закупка - это осуществляемая закупка товаров, предметов и веществ в целях установления фактов соблюдения правил торговли, правильности ведения и оформления финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности, выявления фактов укрытия реального дохода от уплаты налогов, занижения качества товаров, необоснованного завышения цен, незаконной реализации продукции, оборот которой ограничен или запрещен (оружие, наркотики, драгоценные металлы и др.).


     Проверочная закупка может быть организована сотрудником оперативного аппарата ФСНП России или другим лицом, действующим по его поручению, но с учетом той особенности, что закупка предметов, оборот которых запрещен или ограничен, проводится на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 8 Федерального закона об ОРД). Проведение проверочной закупки может сопровождаться применением специальных технических средств для объективного отражения ее хода, пометок денежных средств расчета или негласного копирования сертификатов на реализуемые товары и т.д.


     Оформленные по результатам проверочной закупки документы могут передаваться следователю, принимающему решение о возбуждении уголовного дела или ведущему его расследование, за исключением случаев, когда необходимо сохранить в тайне личность лица, выполнявшего конфиденциальное поручение оперативного работника ФСНП России.


     Исследование предметов и документов - это непроцессуальное специализированное изучение объектов, полученных в результате применения других оперативно-розыскных мероприятий, проводимых оперативными подразделениями ФСНП России, как правило, в период доследственной проверки первичной оперативно-розыскной информации или по делам оперативных учетов с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных лиц.


     Один из принципов исследования документов и предметов сводится к тому, что при его осуществлении не должны быть утрачены их качественные характеристики и осталась возможность их использования во время производства по уголовному делу.


     Результаты исследования оформляются соответствующими заключениями или справками специалистов, которые непосредственно проводили исследование предметов и документов, и представляются рапортом руководству оперативного аппарата ФСНП России. Они могут использоваться в соответствии с правовыми положениями ст. 11 Федерального закона об ОРД.


     Наблюдение - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в совершении криминальных деяний, используемыми ими транспортными средствами, местами их обитания и времяпрепровождения, за их поступками и поведением с целью получения объективной информации о признаках преступной деятельности, установления личных и криминальных связей, лицах, выступающих в качестве соучастников, местах хранения орудий и предметов совершения преступлений и незаконно присвоенного имущества. Физическое наблюдение (визуальный способ слежения) может осуществляться непосредственно оперативным работником или по его письменному заданию сотрудниками специальных подразделений правоохранительных органов, а также лицами, оказывающими содействие органам налоговой полиции на конфиденциальной основе и имеющими подходы к проверяемым или разрабатываемым.


     Наблюдение с применением специальных технических средств для слежения за действиями и поступками лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений, проводится специалистами оперативно-технических подразделений по заданию основных субъектов ОРД в помещениях, условленных местах, транспортных средствах с помощью аппаратуры аудиозаписи посредством слухового контроля и записи разговоров разрабатываемых. В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты наблюдаемого в определенные промежутки времени.


     С помощью наблюдения можно решить следующие частные задачи ОРД:


     - получить дополнительную (скрываемую) информацию о таких элементах оперативной обстановки на объектах налогообложения, как фактическое осуществление хозяйственной деятельности без соответствующего разрешения; о реализации товаров и услуг, запрещенных или ограниченных в гражданском обороте; о наличии оптовых складов, баз изготовления, хранения продукции, находящейся в теневом обороте; о способах уклонения от инкассации денежной выручки в различных торговых предприятиях, маршрутах ее перевозки; о лицах, систематически общающихся с подозреваемым, но тщательно скрывающих это обстоятельство, и т. д.;


     - собрать сведения о составе преступной группы, распределении в ней криминальных ролей и функций каждого участника, типичных склонностях и привычках повседневного характера, наличии и местах хранения орудий и средств преступной деятельности, в том числе "общака" денежных средств и лица за него ответственного;


     - установить места нелегального времяпрепровождения и взаимоотношения с членами организованной преступной группировки, коррумпированные связи и бытовое окружение (охранников, женщин легкого поведения, уборщиц и т. д.).


     Наблюдение, ограничивающее конституционные права граждан, допускается на основании судебного решения и при наличии сведений, указанных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона об ОРД. Тактика проведения наблюдения с использованием технических средств регламентируется межведомственной инструкцией правоохранительных органов об основах организации и тактики проведения технических мероприятий в рамках наблюдения, в которой предусмотрен порядок использования собранных фактических материалов*1 .

     _____
     *1  Приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК, СВР России от 13.05.1998 N 175/226/201/286/410/56 “Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд”.
     

     Отождествление личности - это способ негласного или зашифрованного опознания личности, подозреваемой в совершении преступления либо находящейся в розыске, по внешности, голосу, запаху, манерам походки, жестикуляции, другим индивидуальным признакам, зафиксированным в памяти свидетелей преступления, находящихся в информационных массивах, запечатленных на фотографиях, кино-, видео-, аудиопленках, а также других носителях информации.


     Отождествление личности может проводиться различными тактическими приемами с использованием технических средств. Наиболее распространенными формами отождествления личности являются опознание по фотографиям, непосредственное отождествление разыскиваемого или подозреваемого очевидцами криминального поступка. Оно может проводиться как в обычных условиях (по месту служебной деятельности, в бытовой обстановке, на объектах преступных посягательств), так и в специально создаваемых условиях (вызов в федеральные органы налоговой полиции по одному поводу многих граждан, встреча при проведении презентации, других массовых мероприятий).


     Отождествление личности может осуществляться с использованием служебно-розыскной собаки по оставленным запаховым следам в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.


     В соответствии с теми же актами при отождествлении личности запрещается:


     - оказывать воздействие на участников оперативно-розыскного мероприятия и искусственно создавать условия, в результате которых увеличивается вероятность совершения ошибки при отождествлении личности подозреваемого или разыскиваемого;


     - допускать действия, исключающие последующее процессуальное опознание и ставящие под сомнение возможность сбора доказательств по уголовному делу;


     - привлекать к отождествлению личности подозреваемого граждан, физические и психические качества которых заведомо подрывают авторитет или результаты оперативно-розыскной идентификации личности.


     Обследование помещений, зданий, участков местности и транспортных средств - это оперативно-розыскное мероприятие, известное в теории ОРД под названием "оперативный осмотр" и состоящее в визуальном, слуховом изучении указанных и других объектов с целью обнаружения, изъятия или исследования предметов, имеющих причинную связь с обстоятельствами совершения налоговых преступлений.


     Обследование может проводиться в режиме гласного, официального осмотра соответствующих объектов, если их возглавляет должностное лицо контролирующего органа. В данном случае его можно проводить по договоренности оперативных аппаратов с представителями налоговой инспекции. В негласном или зашифрованном режиме обследование указанных объектов обычно проводится лично оперативными сотрудниками ФСНП России с использованием документов, подтверждающих избранную ими легенду. Негласному обследованию (осмотру), проводимому втайне от владельцев этих объектов и заинтересованных лиц, устанавливается особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами.


     Оперативный осмотр, ограничивающий конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения. Для такого обследования выносится постановление, утверждаемое директором ФСНП России, его заместителями, начальниками главных управлений (ГОУ - Главного оперативного управления и ГУББК - Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией), руководителем территориального управления ФСНП России (куратором по оперативной работе), его заместителем. Негласное или зашифрованное обследование ведут специальные оперативно-технические подразделения ФСНП России с участием инициаторов обоснования его необходимости. При проведении обследования допускается копирование, фотографирование, видеозапись, перемещение, нанесение химических или других меток на обнаруженных объектах, представляющих интерес для борьбы с преступностью, установление химических, биологических ловушек и создание других условий для последующего следообразования. Изъятие или подмена обнаруженных во время оперативного осмотра предметов допускается в исключительных случаях с разрешения того руководителя, который утвердил план проведения оперативно-розыскного мероприятия.


     В служебных помещениях частного или коллективного пользования можно получить документальную информацию о расположенных там коммерческих структурах, их учредителях и персональном составе исполнительных органов с целью выявления в их среде лиц, явно уклоняющихся от уплаты налогов, представителей криминальных структур, теневой экономики, которые подозреваются в совершении налоговых преступлений.


     Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в целях конфиденциального получения информации о противоправной деятельности юридических и физических лиц при исполнении налогового законодательства посредством перлюстрации корреспонденции. Негласная проверка корреспонденции, вторгающаяся в конституционные права граждан на сохранение тайны почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям почтовой и электрической связи, допускается только на основании мотивированного постановления одного из руководителей ФСНП России, как органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов (ст. 23 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона об ОРД).


     В соответствии с законодательством контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов налоговой полиции осуществляется органами ФСБ России, которые имеют специальные подразделения и техническое оснащение, что обеспечивает соблюдение ограничительного принципа применения комментируемого оперативно-розыскного мероприятия и его профессиональное исполнение.


     Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный почтовый адрес или исходящая из него. Перлюстрация корреспонденции может иметь разовый и длящийся характер.


     Разовый контроль почтовых отправлений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя налоговой полиции и в соответствии с санкцией судьи при наличии данных о том, что подозреваемое лицо отправило, получило, а также намеревается отправить или получить почтовое отправление, требующее безотлагательного изучения и исследования. Этот вид перлюстрации корреспонденции проводится с помощью служащих предприятий связи на конфиденциальной основе. В случае необходимости негласное вскрытие почтовых отправлений оперативный работник может провести с участием специалиста оперативно-технического подразделения ФСБ России.


     С почтовых отправлений могут быть сняты копии, фотографии содержимого посылок, отобраны образцы для исследования. При этом оперативный работник обеспечивает: сохранение в тайне факт перлюстрации корреспонденции; сохранность почтового отправления; неразглашение сведений, содержащихся в почтовых отправлениях. В случаях обнаружения в них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических и отравляющих веществ и других предметов, запрещенных к пересылке*1 , материалы перлюстрации корреспонденции немедленно докладываются лицу, утвердившему постановление на ее проведение, и принимаются меры по изъятию таких предметов, возбуждению уголовного дела и расследованию в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

     _____
     *1 Постановление Правительства РФ от 06.03.1996 N 260 “Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения”. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, N 12. Ст. 1136.
     

     Иные способы скрытой передачи, доставки почтовых отправлений и сообщений, например по ведомственным каналам связи, с помощью охранных подразделений или отдельных посыльных, подпадают под рассмотренный режим перлюстрации корреспонденции.


     Длящийся контроль почтовых отправлений проводится по заданию оперативных аппаратов ФСНП России уполномоченными на это оперативно-техническими подразделениями ФСБ России в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона об ОРД и может продолжаться до 6 месяцев. Порядок его проведения и оформления результатов регулируется закрытыми ведомственными нормативными актами. Для фиксации отправлений может применяться наблюдение, участники которого извещают соответствующую службу ФСБ России.


     Прослушивание телефонных переговоров - это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по линиям телефонной связи. Прослушивание телефонных переговоров осуществляется оперативно-техническими подразделениями ФСНП России с использованием возможностей ФСБ и МВД России с помощью специальной аппаратуры, применяемой в порядке, определяемом п. 4 ст. 6 Федерального закона об ОРД, и в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 01.09.1995 N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств".


     В случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа ФСНП России, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.


     В случаях, не терпящих отлагательства, способных привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления, прослушивание телефонных переговоров проводится незамедлительно с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов, а в течение 48 часов инициатор прослушивания телефонных переговоров обязан получить согласие суда в форме письменного решения на его продолжение либо прекратить проведение данного оперативно-розыскного мероприятия.


     Прослушиванию могут быть подвергнуты переговоры, ведущиеся с домашнего или служебного телефона, либо телефонов-автоматов, с использованием линии проводной, космической и сотовой связи.


     Результаты прослушивания телефонных переговоров оформляются рапортом или справкой, в которых отражаются время и место проводимого прослушивания, а также средства звукозаписи с указанием основных технических характеристик, содержание фонограммы с изложением фактов и обстоятельств, имеющих отношение к цели прослушивания телефонных переговоров.


     В случае необходимости представления материалов прослушивания телефонных переговоров в суд в качестве доказательств к справке прилагается фонограмма переговоров.


     Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на негласное получение информации о поведении и поступках лиц, подозреваемых в совершении преступлений, путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и другими полями, возникающими в результате передачи различных сведений по сетям электрической связи, работы компьютерных сетей, баз данных информационно-поисковых систем, телекоммуникационных систем, осуществляющих сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распространение информации.


     Рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие также ограничивает конституционные права граждан (ст. 23 Конституции РФ), поэтому условия и основания проведения аналогичны вышеизложенным при исполнении прослушивания телефонных переговоров.


     Оперативное внедрение - в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", принятом 13 марта 1992 года*1 , такого оперативно-розыскного мероприятия не предусматривалось. Однако сложность выявления и раскрытия налоговых преступлений давала основание для его включения в п. 14 ст. 11 принятого позже Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", которым подразделениям ФСНП России предоставлялось право осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно.

     _____
     *1  Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, N 17. Ст. 892.
     

     Таким образом, оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее получение необходимой информации путем легендированного проникновения на объекты налогообложения штатных оперативных работников подразделений ФСНП России в случае, если имеются обоснованные предположения о наличии фактов сокрытия доходов (прибыли) и уклонения от подачи деклараций и уплаты налогов, а возможности выявления и документирования противоправных деяний отсутствуют.


     Основаниями применения комментируемого оперативно-розыскного мероприятия чаще всего являются:


     1) материалы налоговых инспекций или средств массовой информации о систематических правонарушениях налогового законодательства на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях, которые не реагируют на применяемые к ним материальные санкции;


     2) первичная оперативно-розыскная информация о признаках налоговых преступлений, требующая дополнительной проверки и подтверждения объективными фактическими материалами;


     3) информация о совершении должностными лицами злостного уклонения от уплаты налогов, нуждающаяся в документировании подобных действий, чего не могут выполнить действующие конфиденты либо они отсутствуют на соответствующих объектах;


     4) материалы дел оперативного учета лиц, подозреваемых в совершении квалифицированных или организованных форм налоговых преступлений;


     5) материалы уголовных дел, свидетельствующие об организованном противодействии следственному аппарату в установлении объективной истины.


     Решение о применении оперативного внедрения принимается на основании вынесения мотивированного постановления (рапорта), утверждаемого директором ФСНП России или его первым заместителем.


     С учетом действия субъектов ОРД в условиях повышенного профессионального риска, их персональный отбор и подготовка к внедрению на соответствующие объекты регламентируются закрытыми ведомственными нормативными актами ФСНП России.


     Сведения о негласных сотрудниках федеральных органов налоговой полиции, внедренных на объекты налогообложения, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме.


     Включение оперативного внедрения в общую систему оперативно-розыскных мероприятий обеспечивает легитимность его применения всеми органами, осуществляющими ОРД в Российской Федерации. Однако отсутствие законодательных условий его применения в теории и на практике породили противоречия относительно целей и пределов его применения различными субъектами ОРД*1 . Не вдаваясь в полемику, отметим, что норма (п. 14 ст. 11) Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" если не оптимально, но решает этот вопрос.

     ____
     *1  См., например, Комментарий к Федеральному закону “Об оперативно-розыскной деятельности” Отв. ред. и рук. авт. кол-ва А.Ю.Шумилова. — м., 1997. с. 71 — 73; Научно-практический комментарий     федерального     закона      “об оперативно-розыскной деятельности”: ОЮИ МВД россии. — Омск, 1996. с.30;   Чечетин А.Е. О   сущности   и   содержании    некоторых оперативно-розыскных мероприятий / Сб.  научных трудов ОЮИ. —  Омск, 1998.  с. 12  —  21; Горяинов  К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков  К.В. Федеральный    закон   “Об    оперативно-розыскной    деятельности”: Комментарий. — М., 1997, с. 232 — 235, и др.
     

     Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие по установлению постоянного негласного контроля над нелегальным перемещением (пересылка, поставка, транспортировка и т. п.) предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо гражданский оборот которых ограничен, а также в отношении находящихся в свободном обороте товаров, грузов, денежных средств и ценных бумаг, которые свидетельствуют о совершении налоговых преступлений.


     По масштабности проведения контролируемые поставки подразделяются на внутренние, проводимые на территории России, и внешние, осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территориях разных государств.


     Внутренние контролируемые поставки проводятся на основании мотивированного постановления, утверждаемого директором ФСНП России или его заместителями, осуществляющими руководство оперативными аппаратами.


     Внешние контролируемые поставки проводятся по согласованию с национальными и международными правоохранительными органами и только с разрешения директора ФСНП России или его первого заместителя. При необходимости к осуществлению внешних контролируемых поставок могут привлекаться оперативные службы МВД, ФСБ, ГТК, ФПС России. В этих случаях проведение рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия оформляется планом тактической операции, согласованным со всеми заинтересованными ведомствами.


     Организация и тактика проведения контролируемой поставки регламентируются ведомственными нормативными актами. Результаты проведения тактической операции по осуществлению контролируемой поставки докладываются рапортом руководителю ФСНП России, утвердившему постановление или план о ее проведении, с приложением актов и других документов о применении химических меток, технических средств и т. п.*1

     _____
     *1  Более подробно см.: Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: Учебно-практическое пособие. — М., 1998.
     

     Оперативный эксперимент - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на создание и использование негласно контролируемых искусственных условий и объектов (например, денежные "куклы") для совершения преступных посягательств на них в целях своевременного выявления, задержания с поличным или пресечения действий лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших тяжкие налоговые преступления. С помощью оперативного эксперимента чаще всего выявляются подозреваемые, совершающие злостное систематическое уклонение от уплаты налогов, пользующиеся для этого коррумпированными связями в налоговых инспекциях либо входящие в состав организованных преступных формирований, а также должностные лица налоговой полиции, занимающиеся взяточничеством и вымогательством и т.п.


     При выполнении данных мероприятий непременно соблюдается правило, в соответствии с которым субъект, подвергаемый проверочному испытанию при соприкосновении с этими обстоятельствами, должен иметь реальную возможность альтернативного выбора своего поступка. Участники проведения оперативного эксперимента не имеют права применять уговоры или угрозы с целью принуждения проверяемого совершить предлагаемое ими действие.


     Проведение оперативного эксперимента осуществляется по плану, специально разработанному и утвержденному уполномоченными руководителями ФСНП России. Обязательными реквизитами плана являются:


     1) законные основания для проведения оперативного эксперимента;


     2) изложение его сущности, времени и места проведения;


     3) используемые силы, технические средства и тактические приемы осуществления.


     В ходе проведения оперативного эксперимента могут производиться другие оперативно-розыскные мероприятия, использоваться кино- и фотосъемка, видео- и аудиозапись, другие технические средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.


     По результатам проведения оперативного эксперимента составляется итоговая справка или акт (в случаях присутствия специалистов или представителей общественных объединений), в которых фиксируются обстоятельства его осуществления, действия, совершенные проверяемым, и их последствия, приводится перечень документов, предметов, изъятых и приобщенных к итоговым документам. По своей форме и содержанию эти документы должны соответствовать законодательным требованиям, предъявляемым к протоколу следственного эксперимента, но без указания сведений, составляющих служебную и государственную тайну.


     Рассмотренный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (п. 2 ст. 6 Федерального закона об ОРД). Расширение или любое иное изменение системы оперативно-розыскных мероприятий другим законом, подзаконными актами (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ФСНП России) является неправомерным и не подлежит исполнению.


     Исполнение функциональной обязанности органами налоговой полиции, предусмотренной п. 3 ст. 10 Закона, по рассмотрению и проверке заявлений и сообщений о преступлениях и иных правонарушениях налогового законодательства, предполагает автономное или совокупное применение вышеизложенных оперативно-розыскных мероприятий для принятия юридически значимых решений по ним. Правовым основанием в этой ситуации являются положения ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД.


     В соответствии с п. 1 ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР органы дознания, к которым относятся оперативные подразделения ФСНП России, обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершаемом или подготавливаемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, однако без производства следственных действий.


     В этих случаях органы налоговой полиции руководствуются п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД и для осуществления доследственной проверки проводят оперативно-розыскные мероприятия.


     Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными подразделениям ФСНП России сведения о:


     - признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных фактических данных для возбуждения уголовного дела;


     - событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;


     - лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;


     - лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.


     Отличительная черта этих сведений состоит в том, что они не указывают на обоснованность этих признаков правонарушения, формальная модель которых содержится в административном и уголовном законодательстве. В силу этого по проверяемым заявлениям и сообщениям невозможно квалифицировать сообщаемые факты как замышляемое, готовящееся, совершаемое или совершенное противоправное деяние. Для возникновения реальной возможности принятия юридически значимого решения по подобному роду информации она подлежит проверке посредством проведения вышеизложенных оперативно-розыскных мероприятий подразделениями ФСНП России в пределах своей компетенции.


     Собранные таким образом фактические данные оцениваются в соответствии с действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации и по ним принимаются следующие юридически значимые решения:


     - о вынесении письменного предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранить нарушения законодательства, своевременно и полностью уплатить налоги и другие обязательные платежи, представить отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановить бухгалтерский учет за счет собственных средств налогоплательщика (п. 6 ст. 11 Закона);


     - о передаче материалов проверки заявлений и сообщений по подследственности и подсудности другим правоохранительным органам (п. 3 ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР);


     - об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР);


     - о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 109 УПК РСФСР).


     Выделенные в качестве самостоятельных функциональные обязанности подразделений ФСНП России по обеспечению безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственной безопасности (п. 4 ст. 10 Закона), а также по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции (п. 7 ст. 10 Закона) по своей сущности совпадают с задачами ФСНП России, изложенными в ст. 2 Закона, что свидетельствует об их общественной значимости и специфичности исполнения.


     Как субъекты ОРД подразделения ФСНП России имеют право применять для исполнения рассматриваемых функций весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, изложенных выше. Однако, учитывая высокую социальную значимость функций государственных налоговых инспекций и самих подразделений ФСНП России, общественную опасность противоправных посягательств на их нормальную работу, законодатель предоставил соответствующие правомочия органам налоговой полиции по осуществлению их разведывательно-поисковой функции. В соответствии со ст. 11 Закона федеральные органы налоговой полиции наделены следующими правами:


     - привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства (п. 19);


     - осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции (п. 15);


     - использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении (п. 10).


     Подразделения ФСНП России пользуются предоставленным правом привлекать граждан к сотрудничеству для борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями в порядке и по правилам, установленным ст. 7 Федерального закона об ОРД, которая изложена в следующей редакции:


     1. Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.


     2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.


     3. Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.


     В процитированной выше статье дается системное изложение требований и правовых предписаний, устанавливающих общий для всех субъектов ОРД Российской Федерации порядок привлечения граждан к содействию в выполнении функциональных обязанностей по решению оперативно-розыскных задач, в том числе и предусмотренных п. 4 и 7 ст. 10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".


     Комментируемая статья закрепляет, в первую очередь, за гражданами реальную возможность осуществления их конституционных прав на защиту от преступных посягательств путем оказания содействия оперативным подразделениям ФСНП России при выявлении и раскрытии налоговых преступлений, обеспечении безопасности деятельности налоговых инспекций и собственной безопасности. Реализация этого права возможна при обоюдном согласии граждан и субъектов ОРД ФСНП России. Содействие граждан в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий может быть гласным или негласным (конфиденциальным). Гласное привлечение на добровольной основе лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий может выражаться в оказании содействия субъектам ОРД в проведении, например, наблюдения за действиями и поступками налоговых инспекторов, обоснованно подозреваемых в злоупотреблении служебным положением при проверке правильности исчисления доходов и уплаты налогов физическими и юридическими лицами, сборе образцов документов для сравнительного исследования, отождествлении личности подозреваемых в коррумпированных связях с представителями налоговой службы и органов налоговой полиции.


     Преимущество гласной формы содействия граждан осуществлению оперативно-розыскных мероприятий подразделениями ФСНП России заключается в том, что они выведывают необходимую информацию, а после возбуждения уголовного дела могут выступить в качестве свидетелей.


     Признание на законодательном уровне конфиденциального, агентурного метода*1 является важным шагом в становлении правового государства и легитимности ОРД в борьбе с преступностью. Закон признает социальную необходимость и значимость института негласного сотрудничества. Речь идет о законодательном регулировании тайного сыска в целом и содействии отдельных граждан в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

     ____
     *1 Употребление этих выражений как синонимов обусловлено исторически и отражено в ряде нормативных актов и специальной литературе. Подробнее об этом см.: Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С.В. Степашина. — Спб., 1999. С. 237 — 296.
     

     Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента договоренности сторон и прекращается по желанию одной из них либо при наличии оснований, установленных законом.


     Негласное сотрудничество граждан с субъектами ОРД ФСНП России может осуществляться на контрактной и бесконтрактной основе. Сущность контрактной формы сотрудничества заключается в оформлении письменного договора (контракта), в котором отражаются цель сотрудничества, его сроки, права и обязанности сторон, определение повременной оплаты или разовых вознаграждений конфиденту, условия его продления или расторжения и т.д.


     Контракт от имени органа налоговой полиции подписывают руководители, определяемые ведомственными нормативными актами. Данная форма сотрудничества стимулирует устойчивость отношений, их длительность и гарантию оплаты труда. Эта категория конфидентов выполняет наиболее сложные разведывательно-поисковые функции на объектах налогообложения, в среде лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений, коррумпированных чиновников, в организованных преступных группировках.


     Негласное сотрудничество может также осуществляться и на бесконтрактной основе с оформлением письменного согласия гражданина и выражается в предоставлении подразделениям ФСНП России имеющейся у источника информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений, консультировании по методике и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий) и т.п.


     На лиц, оказывающих содействие органам налоговой полиции в осуществлении ОРД, возлагается обязанность сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не представлять заведомо ложную информацию, а на оперативных сотрудников ФСНП России - не разглашать сведения о составе и личности конфидентов.


     Конфиденциальное сотрудничество граждан с подразделениями ФСНП России должно использоваться только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".


     Организационные и тактические вопросы конфиденциального сотрудничества граждан определяются ведомственными нормативными актами ФСНП России. Государственным и частным организациям, не являющимся по Федеральному закону об ОРД субъектами этой деятельности, запрещается устанавливать с гражданами отношения негласного сотрудничества для решения задач, не относящихся к их компетенции.


     Предоставление подразделениям ФСНП России права осуществления учета лиц, предметов и фактов в пределах их компетенции (п. 15 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции") означает комплексное ведение оперативно-справочных, профилактических, криминалистических видов учета в интересах выявления, раскрытия и расследования налоговых преступлений.


     Отсылочный характер этой законодательной нормы позволяет более полно раскрыть ее содержание через комментирование отдельных положений Федерального закона об ОРД, определяющих компетенцию ее субъектов.


     Более полное и совершенное технико-юридическое оформление рассматриваемых правомочий изложено в ст. 10 Федерального закона об ОРД, которая именуется "Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности" и содержит следующие нормативные предписания:


     1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.


     2. Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных п. 1 - 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.


     3. Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.


     4. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.


     5. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


     Положения ч. 1 комментируемой статьи конкретизируют конституционную норму о том, что хранение сведений о личной жизни граждан без их согласия возможно только на основании федерального закона (ст. 10 Федерального закона об ОРД).


     Информационные системы подразделений ФСНП России создаются для сбора, хранения и использования следующих сведений:


     - информации, указывающей на замышляемые, подготавливаемые, совершаемые или совершенные преступления;


     - информации о способах, средствах, орудиях совершения налоговых преступлений и правонарушений;


     - лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших налоговые правонарушения;


     - лицах, подвергшихся официальному предостережению за допущенные правонарушения;


     - лицах, скрывшихся от дознания, следствия и суда, или разыскиваемых теми же органами;


     - указывающих на противоправные действия и события и создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;


     - указывающих на другие факты, предметы, которые необходимы для решения задач ОРД.


     Накопление и обработка информации оперативно-справочного учета осуществляются в федеральном и территориальных банках данных автоматизированных информационно-поисковых систем различного целевого назначения.


     Однако для принятия юридически значимых решений при выполнении конкретных задач борьбы с налоговыми преступлениями субъекты ОРД ФСНП России заводят дела оперативного учета, в которых концентрируется текущая информация, полученная от конфидентов и в результате осуществления иных оперативно-розыскных мероприятий. Их целевое назначение заключается в сборе, анализе и оценке фактических данных, характеризующих событие противоправной деятельности лиц, подозреваемых в совершении умышленных криминальных действий по сокрытию доходов и уплате налогов в крупных и особо крупных размерах, совершаемых в составе организованных преступных групп или сообществ, имеющих коррумпированные связи во властных структурах, лиц, оказывающих противодействие правоохранительным органам. Основаниями заведения дела оперативного учета являются положения п. 1 - 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД. Дело оформляется постановлением, утвержденным руководителями субъектов ОРД территориальных органов налоговой полиции и управлений ФСНП России. Постановления, планы намечаемых и осуществленных оперативно-розыскных мероприятий, справки, рапорта и другие документы о тактических операциях и т.п., а также письменные указания руководителей