Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении налогового законодательства при исчислении налоговой базы для уплаты налога на прибыль финансовыми организациями


О применении налогового законодательства при исчислении налоговой базы для уплаты налога на прибыль финансовыми организациями*

     _____
     *  Нормативные документы по состоянию на 01.05.2000.
     
Л.Т. Кузнецова,
     
М.А. Наумова          


     В соответствии с п. 62 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" (далее - Положение N 490), правомерно ли учитывать затраты на содержание собственной службы охраны банка, включая затраты на экипировку, приобретение оружия или индивидуальных средств защиты, в составе расходов при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль?


     Согласно п. 62 Положения N 490 к расходам, не подлежащим включению в себестоимость банковских услуг при исчислении налога на прибыль, относятся расходы на содержание собственной службы охраны банка, включая затраты на экипировку и приобретение оружия и иных специальных средств защиты.


     В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Президиум ВАС РФ согласно своим полномочиям опубликовал информационное письмо от 31.05.1999 N 41 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков", в котором указано (п. 2), что затраты на оплату труда сотрудников собственной службы охраны банка следует включать в состав расходов банка, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в соответствии с п. 52 Положения N 490, в котором каких-либо ограничений не предусмотрено. Однако следует иметь в виду, что деятельность работников банка, затраты на оплату труда которых могут быть отнесены на себестоимость, должна быть связана с оказываемыми банком услугами.


     Поскольку указанное письмо Президиума ВАС России было доведено до налоговых органов письмом МНС России от 21 06.1999 N ВП-6-18/490 для сведения и использования в работе, то им следует руководствоваться с момента его подписания, то есть с 31 мая 1999 года.


     Расходы банка, связанные с обязательными отчислениями в государственные внебюджетные фонды, учитываются при расчете налоговой базы только от затрат на оплату труда, включаемых в стоимость банковских услуг. Что касается командировочных расходов, расходов на подготовку кадров, оплату льготного проезда, расходов по страхованию работников службы охраны банка, то в соответствии с п. 62 Положения N 490 они не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль.


     Следует ли руководствоваться письмом Банка России от 15.05.1995 N 02-22-23/312, определяющим контрольные сроки прохождения денежных средств со счета плательщика на счет получателя?


     В соответствии со ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) банки обязаны исполнять поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, причем банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) при наличии денежных средств на счете налогоплательщика.


     За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных указанной статьей обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную ст. 133 НК РФ.


     Кроме того, ст. 849 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определена обязанность банка зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом.


     В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" общий срок безналичных расчетов (с момента списания средств с плательщика до момента зачисления средств получателю) не должен превышать двух дней в пределах субъекта Российской Федерации.


     Следует отметить, что согласно разъяснению Департамента методологии и организации расчетов Банка России от 17.02.1998 N 17-16-148 за изменение технологии проведения расчетных операций отделениями и филиалами кредитных организаций, приводящее к увеличению сроков зачисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней, ответственность несут кредитные организации. Кроме того, отмечено, что кредитные организации должны применять технологию, обеспечивающую проведение расчетных операций в указанные сроки, и не вправе применять технологию, удлиняющую сроки проведения расчетных операций.


     Таким образом, кредитные организации при исполнении поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) обязаны руководствоваться действующим законодательством.


     Принимаются ли для целей налогообложения по налогу на прибыль убытки, полученные кредитными организациями при купле-продаже иностранной валюты?


     Разъяснения о налогообложении операций, связанных с куплей-продажей иностранной валюты, изложены в письмах Госналогслужбы России от 27.03.1996 N НП-4-05/26н (регистрационный номер Минюста России 1077 от 30.04.1996) и от 30.05.1996 N ВГ-4-05/46н (регистрационный номер Минюста России 1109 от 19.06.1996).


     В соответствии с указанными письмами убытки, полученные кредитными организациями в результате совершения операций по купле-продаже иностранной валюты по курсу, отличному от курса рубля к иностранным валютам, устанавливаемого Банком России, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль банков, поскольку эти операции рассматриваются как один из видов деятельности коммерческих банков.


     Есть ли различия в учете для целей налогообложения убытков, полученных при покупке иностранной валюты, в зависимости от вида и источников ее приобретения:

     а) наличной или безналичной;

     б) у юридических или физических лиц;

     в) у сторонних клиентов или сотрудников банка?


     Разъяснения о налогообложении операций, связанных с куплей-продажей иностранной валюты, применяются к операциям с наличной и безналичной валютой, совершаемым банками с юридическими и физическими лицами; при этом физические лица могут быть как сторонними клиентами, так и сотрудниками банка.


     Одновременно следует иметь в виду, что согласно п. 70 Положения N 490 возмещение разницы при продаже наличной иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка по более низкому курсу по сравнению с тем, который установлен в этот день для сторонних покупателей, осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты налогов и других обязательных платежей. Указанное не относится к иностранной валюте, приобретенной за счет чистой прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.