Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О взимании взносов на выполнение возложенных на пожарную охрану задач и исчислении и уплате НДС


О взимании взносов на выполнение возложенных на
пожарную охрану задач и исчислении и уплате НДС


А.О. Диков,
     
В.Т. Прохоров,
советник налоговой службы I ранга
     

1. О взимании взносов на выполнение возложенных на пожарную охрану задач


     Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливается, что с 1 января 1999 года и до введения в действие ст. 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетные фонды, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.


     Статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в ред. от 08.07.1999 (далее - Закон РФ N 2118-1), не установлен такой вид налога, как налог (обязательные отчисления) на выполнение возложенных на пожарную охрану задач. До 1 января 1999 года для выполнения возложенных на пожарную охрану задач в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления устанавливали обязательные отчисления в размере 0,5 % от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.


     В ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено понятие налога и сбора.


     Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


     Данный обязательный платеж имеет все признаки налога:


     обязательность - отчуждение принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств производится в обязательном порядке;


     индивидуальная безвозмездность - уплата указанных отчислений вовсе не предполагает, что объем получаемых плательщиком услуг в рамках обеспечения государством пожарной безопасности будет соответствовать сумме уплаченных отчислений. Тем самым все организации и физические лица уравниваются в правах, а обязательные отчисления на выполнение возложенных на пожарную охрану задач носят обезличенно-безвозмездный характер;


     взимание в целях финансового обеспечения деятельности государства - преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В целях осуществления своих функций по обеспечению пожарной безопасности государство формирует пожарную охрану как совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Следовательно, отчисления на выполнение возложенных на пожарную охрану задач являются отчислениями на финансовое обеспечение деятельности государства.


     Таким образом, обязательные отчисления, установленные в ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности", по своей правовой природе являются налогом.


     При этом данные обязательные отчисления не являются сбором по следующим основаниям.


     Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


     Так как выполнение задач по обеспечению пожарной безопасности не относится к совершению юридически значимых действий, то данный платеж не является сбором.


     Пункт 1 совместного постановления от 11.06.1999 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" закрепляет, что положения части первой НК РФ, устанавливающие систему взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов (п. 3 ст. 1, ст. 12 - 15 и 18), в соответствии со ст. 3 вводного Закона, вступят в силу со дня введения в действие части второй НК РФ. В связи с этим судам при рассмотрении дел, возникших из налоговых правоотношений, необходимо исходить из того, что до вступления в силу части второй НК РФ на территории Российской Федерации могут взиматься только те налоги и сборы, которые установлены ст. 19 - 21 Закона РФ N 2118-1.


     Подпунктом "ж" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 установлены целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели. Ставки в городах и районах определяются соответствующими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей. Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать специальные целевые сборы, в том числе и на выполнение возложенных на пожарную охрану задач. Однако ставка сбора в год не может превышать 3 % от 12 установленных законом МРОТ для физического лица и 3 % от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом МРОТ, для юридического лица.


     В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся:


     - выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;


     - другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.


     Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.


     В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, п. 3 и 4 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" право установления местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, определяют круг налогоплательщиков и порядок предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.


     Статья 15 данного Закона определяет, что представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.


     Таким образом, местные налоги, сборы и иные обязательные отчисления, закрепленные в подпункте "ж" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1, не могут устанавливаться исполнительными органами местного самоуправления.


     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона РФ N 2118-1, за исключением отдельного перечня, закрепленного в Федеральном законе N 148-ФЗ. Таким образом, в случае введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с плательщиков этого налога не будут взиматься налоги и сборы, предусмотренные подпунктом "ж" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1.


     Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ установлено, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом. Это означает, что нормативный правовой акт будет относиться к законодательству о налогах и сборах, если он устанавливает:


     1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;


     2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;


     3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;


     4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;


     5) формы и методы налогового контроля;


     6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;


     7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.


     Закреплено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).


     Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не соответствует критериям, по которым можно было бы отнести данный Закон к нормативному правовому акту, регулирующему отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.
     

2. Порядок исчисления и уплаты НДС в области пожарной безопасности

     На основании Закона РФ от 21.12.1995 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон РФ N 69-ФЗ), в полном соответствии с ним в части вопросов освобождения от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль был разработан и введен в действие с 1 января 1996 года Федеральный закон от 27.12.1995 N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


     Согласно подпункту "ю" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.1995 N 211-ФЗ от налога на добавленную стоимость освобождаются:


     - продукция пожарно-технического назначения;


     - материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности;


     - работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе;


     - обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


     Согласно ст. 24 Закона РФ N 69-ФЗ к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:


     - охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;


     - производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;


     - выполнение проектных и изыскательских работ;


     - проведение научно-технического консультирования и экспертизы;


     - испытание веществ, материалов изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;


     - обучение населения мерам пожарной безопасности;


     - осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;


     - огнезащитные и трубопечные работы;


     - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;


     - ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;


     - строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;


     - другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности.


     Необходимо обратить особое внимание на работы и услуги в области пожарной безопасности по строительству, реконструкции и ремонту зданий, сооружений, помещений пожарной охраны. Согласно ст. 32 Закона РФ N 69-ФЗ устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности. Перечень лицензируемых видов в области пожарной безопасности, на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России, утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.1993 N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации".


     Лицензирование строительной деятельности возложено на Минстрой России, и, следовательно, от Государственной противопожарной службы МВД России выдачи лицензии не требуется, поскольку указанная служба осуществляет противопожарный контроль на стадии разработки проектно-сметной (технической) документации заказчиком, осуществляющим это строительство.


     Кроме того, налоговые отношения в области пожарной безопасности не исчерпываются такого рода хозяйственной деятельностью налогоплательщиков-партнеров.


     Согласно подпункту "ю" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождается пожарно-техническая продукция в самом широком смысле применения этой льготы. Льгота по НДС предоставляется и при первоначальной реализации пожарно-технической продукции любому заказчику, и при дальнейшем приобретении этой продукции организацией, предполагающей ее использование по прямому назначению. Реализация пожарно-технической продукции внутри этой цепочки, включая торговые предприятия, не должна облагаться НДС.


     Для иллюстрации этой налоговой льготы можно привести следующие примеры.


Специализированное предприятие, имеющее лицензию на право производства пожарно-технической продукции, занимается выпуском спецодежды для службы пожарной охраны. Для ее выпуска предприятие закупает различные ткани и материалы. Какие налоговые обязательства возникают у налогоплательщиков на этой стадии хозяйственно-финансовых отношений?


     Предприятие, занимающееся производством и реализацией тканей и материалов, при поставке своей продукции вышеназванному предприятию, выпускающему одежду, НДС не исчисляет.


     Для этих предприятий - поставщиков тканей и материала - на выходе действует льгота, следовательно, весь НДС, оплаченный ими вместе со стоимостью приобретаемых материальных ресурсов, используемых для производства тканей и материала, должен быть в установленном порядке отнесен на себестоимость (затраты) их производства.


     В свою очередь предприятие, занимающееся выпуском одежды, - покупатель тканей и материала - наряду с другими материальными ресурсами, учитываемыми в бухгалтерском учете на субсчетах по учету сырья и материалов, а также покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, не отражает НДС в затратах на производство одежды.


     По всем остальным материальным ресурсам, не вошедшим в группу "материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции", это предприятие (по выпуску одежды) оплачивает счета с НДС, а затем сумму этого налога списывает на затраты по производству огнетушителей.


     Реализация предприятием спецодежды оптовому торговцу производится без НДС, так же как и перепродажа оптовиками спецодежды своим заказчикам-покупателям.


     При этом нельзя не отметить, что все те затраты, за счет которых формируется себестоимость товаров у оптовой торговой организации: приобретаемые материальные ценности, тепло, энергия со стороны, - подлежат налогообложению на балансе поставщиков.


     Следовательно, у предприятия оптовой торговли сумма НДС, уплаченная таким поставщикам, не подлежит возмещению из бюджета и должна быть отнесена на увеличение затрат.


Предприятие закупает на одном заводе крупные партии запасных частей для автомобилей, которые в дальнейшем реализует предприятиям, осуществляющим сборку и комплектацию автомобилей. Одно из этих предприятий производит сборку и поставку пожарных машин. В оплату поставленных запчастей предприятие передало поставщику ценные бумаги - векселя третьего лица.


Какой порядок возмещения сумм НДС у организации по оприходованным и оплаченным запчастям?


     Согласно Федеральному закону от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого налога освобождены материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции. Поэтому обороты по реализации организацией запчастей предприятию, осуществляющему сборку пожарных машин, относящихся к пожарно-технической продукции согласно Перечню пожарно-технической продукции, утвержденному приказом Главного управления Государственной пожарной службы МВД России от 18.06.1996 N 33, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, но только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (п. 2 вышеуказанного Закона). При этом суммы НДС по запчастям, поставляемым для сборки пожарных машин, уплаченные организацией поставщикам, на основании норм действующего налогового законодательства относятся на издержки производства и обращения и возмещению (зачету) из бюджета не подлежат.


     Что касается сумм НДС, уплаченных организацией поставщикам за запчасти, обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость, то они подлежат возмещению, так как согласно ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" суммы налога, уплаченные поставщикам товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, вычитаются из сумм налога, полученных от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), то есть возмещаются (принимаются к зачету) суммы налога по товарам, оплаченным и оприходованным.


     Согласно инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) суммы НДС принимаются к зачету (возмещению) при условии выделения сумм налога отдельной строкой в первичных бухгалтерских документах, используемых для учета операций поступления материальных ресурсов (в том числе и в счетах-фактурах), а также при условии принятия товаров к бухгалтерскому учету. В целях применения НДС моментом принятия на учет товаров (работ, услуг) считается дата их отражения на балансовых или забалансовых счетах бухгалтерского учета.


     В случае оплаты организацией запчастей векселями следует иметь в виду следующее.


     Вексель - это вид ценной бумаги, представляющий собой письменное безусловное долговое обязательство векселедателя либо иного указанного в нем плательщика выплатить векселедержателю по истечении оговоренного срока обозначенную в векселе сумму.


     Вексель одновременно сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства и расчетного средства.


     Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" предусмотрено применение векселей при расчетах между предприятиями за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).


     Обращение векселей регулируется также постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" (в ред. постановления Правительства РФ от 27.12.1995 N 1295).


     Исходя из изложенного, предприятие-покупатель, использующее в расчетах за приобретаемые товарно-материальные ценности собственный вексель, то есть являясь векселедателем, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС только в момент погашения своего векселя денежными средствами, так как согласно п. 2 ст. 8 вышеназванного Закона для предприятий, которые определяют реализацию товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по мере их оплаты, датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.


     Предприятие-индоссант, то есть использующее для расчетов вексель третьего лица, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату поступивших ему товаров (работ, услуг) от своих поставщиков, но при условии, что указанный вексель покупателем был ранее оплачен денежными средствами либо получен в качестве оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В этом случае сумма НДС на балансе индоссанта возмещается только в пределах стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), не превышающей стоимость отгруженных индоссантом товаров (работ, услуг) своему покупателю, за которые им был ранее получен вексель от векселедателя-покупателя, или суммы денежных средств, уплаченных при приобретении векселя.


     Учитывая изложенное, организация при оплате векселями третьего лица приобретаемых запчастей, которые реализуются в дальнейшем с НДС, имеет право на возмещение сумм НДС при соблюдении вышеизложенных условий.


     В заключение следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной дисциплины" и постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 108) с 1 января 1997 года для всех плательщиков НДС при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), как облагаемых НДС, так и освобожденных от данного налога, составление счетов-фактур, а также ведение книги продаж, книги покупок и журналов учета выдаваемых и получаемых счетов-фактур является обязательным. Поэтому при оформлении счетов-фактур предприятиями, осуществляющими производство и реализацию продукции пожарно-технического назначения, следует строго руководствоваться вышеназванными нормативными документами.