Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении нефтеперерабатывающих предприятий


О налогообложении нефтеперерабатывающих предприятий


А.И. Новикова,
советник налоговой службы I ранга
     
Е.В. Кирилюк,
советник налоговой службы I ранга
     

     Отличительной чертой планирования бюджета 2000 года стал всесторонний и взыскательный анализ реальных возможностей его максимального исполнения. При этом основное внимание акцентировалось на стабилизации производства и обеспечении условий для последующего наращивания экономического потенциала на основе снижения инфляции, создания благоприятного инвестиционного климата и реализации программы структурной перестройки, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики страны.
     
     В настоящее время поддержка структурной перестройки осуществляется в основном за счет предоставления налоговых и кредитных льгот, а также использования прямых адресных ассигнований.


     Остро нуждаются в финансовой поддержке предприятия ряда базовых отраслей, где износ и старение основных производственных фондов достигают порогового значения, при котором уже не обеспечивается расширенное производство. В их число входят весьма материало- и энергоемкие предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, на которую приходится 30 % доходов консолидированного бюджета и 45 % всех валютных поступлений страны. Так, индекс интенсивности производства в нефтеперерабатывающей промышленности в январе 2000 года составил лишь 62 % к уровню января 1990 года. В целом по России с 1997 по 1999 годы объемы переработки нефти (включая газовый конденсат) несколько сократились, однако в отдельных регионах наблюдается увеличение переработки по сравнению с январем 1998 года, в частности на предприятиях Рязанской области (в 2,3 раза) и Хабаровского края (на 42,6 %).


     В этих условиях увеличение объема производства нефтеперерабатывающих предприятий и соответственно расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений объективно связаны с активизацией инвестиционного процесса. Однако объем инвестиций, направляемых на ввод в эксплуатацию прогрессивных видов оборудования явно недостаточен для обновления производственной базы отрасли. Более того, доля инвестиций в основной капитал по нефтеперерабатывающей промышленности в общей технологической структуре инвестиций по российской экономике снизилась с 1,3 % в 1998 году до 0,9 % в 1999 году*1.

     _____
     *1 Россия — 2000. Экономическая конъюнктура. Выпуск 1. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации . — М. Апрель 2000.
     

     Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала, который учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. При постоянном снижении темпов развития нефтяной отрасли происходит сворачивание инвестиционных вложений.


     Вследствие высокого инвестиционного риска инвесторы, особенно иностранные, игнорируют потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не адекватна достаточно весомому местному инвестиционному потенциалу. Показательно, что доля иностранных валютных инвестиций, приходящаяся на нефтеперерабатывающую промышленность России, снизилась с 5,1 % в 1998 году до 0,9 % в 1999 году. Одним из последствий является стремление реализации нефтепродуктов на региональном рынке, хотя в последнее время многие нефтеперерабатывающие предприятия проводят маркетинговые исследования по возможности расширения рынков сбыта. При этом одним из основных инструментов региональной инвестиционной политики становится "бюджет развития", ориентированный на стимулирование инвестиционной активности и реализацию наиболее перспективных инвестиционных проектов структурной перестройки экономики субъектов Российской Федерации.


     Между тем в текущем году в нефтеперерабатывающей промышленности наблюдаются отдельные позитивные признаки. Так, сокращение объема среднесуточной переработки нефти составило всего лишь 1,3 %, тогда как в предшествующие месяцы 1998 года оно достигало 6 - 15 %. По итогам января 2000 года среднесуточный выпуск высокооктанового автомобильного бензина увеличился на 12,3 %, дизельного топлива - в 2,5 раза. Последовательно снижается удельный вес предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, имеющих просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность. В общем числе предприятий отрасли на 1 января 1998 года они составляли по кредиторской задолженности 80,4 %, по дебиторской задолженности 82,4 %; на 1 января 2000 года этот показатель понизился, соответственно до 71,2 % и 74,2 %. Просроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней уменьшилась со 157 % в 1999 году до 89 % в начале 2000 года.


     Дальнейшее экономическое развитие нефтяной отрасли Минтопэнерго России связывает с изменением тарифной политики. Подход к ее корректировке должен быть комплексный, учитывающий интересы газовиков, энергетиков , а также предприятий трубопроводного транспорта. Наряду с этим актуальна реструктуризация нефтеперерабатывающих заводов. Процесс экономического развития регионов продолжается, возводятся новые перерабатывающие предприятия, используя в основном собственные финансовые резервы региона. Так, на Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) начался монтаж оборудования гидроочистки средних нефтяных фракций. В результате новый НПЗ будет ежегодно производить около 1 млн т бензина, отвечающего европейским стандартам качества. Примерно половина будет потребляться в республике, но оставшиеся 500 тыс. т компания предполагает вывозить в другие регионы или экспортировать.


     Следует полагать, что проводимые экономические реформы благотворно скажутся на развитии отрасли в целом. В рамках этих реформ должна быть выработана стратегия, переносящая центр тяжести с фискальных начал на функции регулятивного характера и обеспечивающая более тесную увязку налоговых платежей с результатами и условиями производственной деятельности нефтеперерабатывающих предприятий.


     С точки зрения повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов Российской Федерации особое внимание должно быть обращено на учет конъюнктурных факторов, которые могут существенно влиять на налоговый потенциал топливно-энергетического комплекса региона. Так, в апреле 2000 года вступили в силу новые экспортные пошлины, при этом увеличилась плата за экспорт нефти и нефтепродуктов и дизельного топлива.


     В то же время резкое падение мировых цен на нефть может весьма негативно сказаться на наполнении доходной части бюджета страны. Например, в марте текущего года цена на нефть составляла 30 долл. США за баррель, а в апреле цена на российскую нефть снизилась до 19 долл. США. В результате выручка у предприятий падает, соответственно снижаются суммы налогов, а убытки на внутреннем рынке растут. Для предотвращения возможной кризисной ситуации фискальным органам целесообразно реализовать комплекс превентивных мер - это может быть отмена льгот по продаже валютной выручки, а также отмена некоторых льгот, позволяющих легально уходить от налогообложения.


     Таким образом, необходимость учета некоторых факторов, определяющих специфику нефтеперерабатывающей промышленности, не вызывает сомнения. Ниже приведена таблица, разработанная специалистами МНС России, содержащая сведения о нормативно-правовой базе основных налогов, уплачиваемых нефтеперерабатывающими предприятиями, за исключением НДС, подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль, которые обязательны к уплате юридическими лицами независимо от форм собственности, а также физическими лицами.


     Использование на практике данной информационной таблицы позволит работникам Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации правильно определить налоговую базу нефтеперерабатывающих предприятий и минимизирует возможности ухода недобросовестных налогоплательщиков от уплаты требуемых налоговых платежей.
          

Информация о видах налогов, уплачиваемых нефтеперерабатывающими предприятиями
(без НДС, подоходного налога и налога на прибыль)

N п/п

Наименование налогов и платежей

Налоговая база

Льготы

Ставка налога

Распределение налога по уровням бюджетов

1

Плата за землю (или аренда)

Общая площадь земли: кв.м - в населенных пунктах; га - вне населенных пунктов

Определены ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "0 плате за землю". Дополнительные льготы могут быть установлены законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ

Средние ставки земельного налога установлены Приложениями 1 и 2 к данному Закону. Конкретные ставки зависят от местонахождения земельных участков и целевого использования земли. Размер, условия внесения арендной платы определяются договором. Арендная плата устанавливается как в денежной, так и в натуральной форме

Суммы налога и арендной платы за земли городов распределяются следующим образом:
30% -в федеральный бюджет;
20% -в бюджет субъекта РФ;
50% -в городской бюджет. Суммы налога и арендной платы за с/х угодья распределяются следующим образом:
30%-в федеральный бюджет; 20%-в бюджет субъекта РФ; 50%-в городской бюджет. Суммы налога и арендной платы за нес/х земли и за земли сельских населенных пунктов полностью остаются в местном бюджете

2

Налог на имущество предприятия

Среднегодовая стоимость имущества (тыс. руб.). Для определения налогооблагаемой базы принимаются отраженные в активе баланса остатки по счетам бухучета, такие как основные средства материалы, нематериальные активы, основное производство, готовая продукция, товары отгруженные, запасы, затраты и т.д.

Определены ст. 4 и ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Дополнительные льготы могут быть установлены законодательными (представительными) органами власти для отдельных категорий плательщиков

Предельный размер ставки не должен превышать 2 % от налоговой базы. Конкретные ставки, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, могут устанавливаться законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ

50%-в бюджет субъекта РФ; 50%-в местный бюджет

3

Плата за пользование водными объектами

Объем забранной воды, объем сбрасываемых сточных вод. площадь акватории, объем продукции (работ, услуг)

Устанавливаются законодательными органами субъекта РФ в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ

Устанавливается по видам деятельности за единицу водопользования. Дифференцируются Правительством РФ по конкретным водным объектам и экономическим районам. Конкретные ставки устанавливаются законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ

40%-в федеральный бюджет; 60%-в бюджет субъекта РФ

4

Плата за вредные выбросы и отходы

Объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и других видов вредного воздействия

Определены Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. от 02.06.1993)

Установлены базовые нормативы платы, которые ежегодно индексируются коэффициентом платы

10% - в федеральный бюджет; 90%-  во внебюджетные экологические фонды

5

Плата за древесину, отпускаемую на корню

Объем древесины, отпускаемой на корню

От платы за древесину, заготавляемую для собственных нужд, освобождаются отдельные категории физических лиц

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ. Конкретные ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ или определяются по результатам лесных аукционов

Плата по минимальным ставкам поступает:
а) в субъектах РФ, если расчетная лесосека по рубкам главного пользования превышает 1 млн куб.м:
40 % - в федеральный бюджет; 60 % -- в бюджеты субъектов РФ;
б) в субъектах РФ, если расчетная лесосека по рубкам, главного пользования не превышает 1 млн куб.м, полностью в бюджет субъекта РФ. Плата за древесину, отпускаемую на корню, в размере разницы между конкретными и минимальными ставками поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством

6

Налог на пользователей автомобильных дорог

Выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) (без НДС, НГСМ) (тыс. руб.)

Не предусмотрены

Ставка - 2,5 %. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды

0,5 % - в федеральный дорожный фонд;
2%-в территориальный дорожный фонд субъекта РФ

7

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ)

Оборот по реализации ГСМ (без НДС) (тыс. руб.)

Обороты по реализации ГСМ за пределы государств-участников СНГ (Указ Президента РФ от 23.05.1993 N 1008)

Ставка -25%

100 % - в федеральный бюджет

8

Акциз на бензин автомобильный для всех видов двигателей

Объем реализованной подакцизной продукции (тыс. тонн)

Не предусмотрены

Ставка 455-585 руб. за 1 тонну Федеральный закон от 02.01.2000 N 2-ФЗ "0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" (принят ГД ФС РФ 03.12.1999)

100 % - в федеральный бюджет

9

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Объем реализации продукции (работ, услуг) (тыс. руб.)

Устанавливается по решению местных органов власти

Не превышает 1,5 %

100 % - в местный бюджет

10

Налог с продаж (при реализации товаров в розницу или оптом за наличный расчет)

Стоимость товаров (работ, услуг)

Определены Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Ставка -до 5 %

40 % - в территориальный бюджет;
60 % - в местный бюджет