Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и едином налоге на вмененный доход


Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
и едином налоге на вмененный доход


Ю.В. Подпорин,
государственный советник налоговой службы III ранга          


     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, занимается несколькими видами деятельности, в том числе розничной торговлей, по которой переведена на уплату единого налога на вмененный доход. Какую численность работающих для оценки критерия, позволяющего использовать упрощенную систему налогообложения, следует учитывать - в целом по организации или только по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход?


     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ) действие названной системы распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.


     В связи с этим, независимо от того, что отдельные виды деятельности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, переведены на уплату единого налога на вмененный доход, численность работающих, оцениваемая в виде одного из критериев, позволяющего использовать названную систему налогообложения, принимается в целом по организации.


     Если в соответствии с областным законом стоимость патента для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, определяется исходя из численности работающих, то в рассматриваемом случае она определяется исходя из численности работающих, занимающихся видами деятельности, не переведенными на уплату единого налога на вмененный доход.


     Наша организация выполнила строительно-монтажные работы в 1998 году, которые были оплачены в 1999 году, стоимость части работ, выполненных в 1999 году, оплачена в 2000 году.

     В соответствии с областным законом организациям предоставлено право самостоятельного определения объекта обложения единым налогом на совокупный доход. В 1998 году организация облагала единым налогом валовую выручку, в 1999 году - совокупный доход, в 2000 году - валовую выручку.

     Распространяются ли нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?


     В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности без применения способа двойной записи операций, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.


     Согласно Порядку отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденному приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18, в названной Книге хозяйственные операции отражаются в хронологической последовательности на основании первичных документов позиционным способом.


     В связи с этим на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не распространяются нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.


     В приведенном примере стоимость выполненных в 1998 году, но оплаченных в 1999 году работ, а также затраты по их выполнению учитываются при налогообложении совокупного дохода в 1999 году по ставке 30 %.


     Стоимость работ, выполненных в 1999 году, но оплаченных в 2000 году, учитывается при налогообложении выручки от реализации в 2000 году по ставке 10 %. При этом затраты по названным работам не уменьшают совокупного дохода организации в 1999 году и отражаются в гр. 7 Книги учета доходов и расходов.


     Следует ли ежеквартально направлять организациям уведомление о переводе на уплату единого налога?


     В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", с изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ), индивидуальные предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде. Этот расчет представляется не позднее одного месяца со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, принятого законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.


     Налоговый орган после проверки названного расчета официально уведомляет налогоплательщика о переводе на уплату единого налога с указанием конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период.


     Названное уведомление не является налоговым уведомлением, предусмотренным ст. 52 НК РФ, и поэтому при получении налоговых расчетов от налогоплательщиков на следующие налоговые периоды оно им не направляется.


Должны ли уплачивать налог на реализацию ГСМ индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?


     Федеральный закон N 222-ФЗ определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (организаций) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей).


     Пунктом 2 ст. 1 Закона установлено, что действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды сохраняется только для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.


     Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, согласно п. 5 ст. 1 данного Закона сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.


     В соответствии с п. 3 ст. 5 вышеназванного Закона для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.


     Вместе с тем в соответствии с действующим налоговым законодательством физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, кроме подоходного налога уплачивают и другие налоги и сборы, в том числе и налог на реализацию ГСМ.


     При переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства уплату этих налогов заменяет уплата годовой стоимости патента.


     В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации.


     Учитывая изложенное, в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с последующими изменениями и дополнениями) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на реализацию ГСМ.


     В каком порядке должны уплачивать единый налог на вмененный доход аптечные учреждения, имеющие в своем составе отдел "Оптика"?


     Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (утвержден постановлением Госкомстата России от 06.08.1993 N 17) изготовление очковой оптики отнесено к услугам по индивидуальному изготовлению и ремонту изделий очковой оптики.


     Данный вид деятельности не нашел отражения в Федеральном законе N 148-ФЗ, в связи с чем подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.


     Однако в случае реализации очковой оптики, не изготовленной данной организацией, а поступившей в виде готового товара для дальнейшей реализации в розницу, облагаемой единым налогом, организации обязаны обеспечить раздельный учет доходов и расходов и уплачивать единый налог по этой деятельности.


     Аналогичный порядок перехода на уплату единого налога на вмененный доход распространяется на организации, осуществляющие розничную торговлю медицинскими препаратами, которые также не переводятся на уплату единого налога в части выполнения заказов населения по изготовлению лекарственных средств по индивидуальным рецептам. Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) изготовление лекарств относится к деятельности фармацевтической промышленности. Деятельность по изготовлению лекарственных препаратов по заказам физических лиц не нашла отражения в Законе и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.


     Что касается положений ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", то из них следует, что аптечные учреждения (организации) могут осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями названного Закона. В соответствии с этим положением изготовление и отпуск изготовленных лекарственных средств не может быть отнесено к розничной торговле.


     Согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.


     По договору поставки, регулирующему оптовую торговлю товарами (ст. 506 ГК РФ), продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным пользованием.


     В связи с этим деятельность аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов является розничной торговлей и подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.


     Реализацию аптечными учреждениями спирта для юридических лиц (поликлиник, больниц и иных медицинских учреждений) следует рассматривать как оптовую торговлю, не подпадающую под действие Федерального закона N 148-ФЗ.


     Как оптовую торговлю, не подпадающую под действие вышеназванного Закона, следует рассматривать также отпуск лекарственных средств больницам по бесплатным рецептам для льготной группы населения и лекарственных средств для образовательных учреждений.


     Во всех перечисленных случаях аптечные учреждения обязаны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета.


     Имеет ли право ЗАО "Завод Н", численность работающих которого превышает 100 человек, платить единый налог на вмененный доход по оказанию услуг по перевозке пассажиров в соответствии с Законом о едином налоге Красноярского края?


     Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.


     Пунктом 5 ст. 3 Закона Красноярского края от 29.06.1999 N 7-412 "О едином налоге на вмененный доход" предусмотрено, что плательщиками единого налога являются организации, осуществляющие на территории края предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров, независимо от численности работающих в организации, что противоречит Федеральному закону N 148-ФЗ.


     В соответствии с частью 5 ст. 76 Конституции РФ, в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.


     Исходя из вышеизложенного, ЗАО "Завод Н", численность работающих которого превышает 100 человек, не будет являться плательщиком единого налога на вмененный доход по оказанию услуг по перевозке пассажиров.


     Вносят ли платежи за загрязнение окружающей природной среды, в том числе в части, поступающей во внебюджетные экологические фонды, организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход?


     Согласно ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением девяти платежей, перечисленных в названной статье. Плата за пользование природными ресурсами не включена в перечень девяти платежей, взимание которых сохраняется с введением единого налога на вмененный доход.


     Следовательно, после введения единого налога на вмененный доход нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации законных оснований для взимания с плательщиков единого налога платежей за пользование природными ресурсами не имеется.


     На основании изложенного при введении единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход платежи за загрязнение окружающей природной среды, в том числе и в части, поступающей во внебюджетные экологические фонды, не взимаются.


     В соответствии с подпунктом "и" п. 1 ст. 19 Закона РФ N 2118-1 (с изменениями и дополнениями) к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, которые включают плату за загрязнение окружающей среды, выбросы, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов.


     Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов учтена в составе налоговых доходов федерального бюджета на 1999 год (ст. 19 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год").


     В связи с этим, в настоящее время Комитетом Государственной Думы по экологии подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”", предусматривающий дополнение перечня платежей, которые должны уплачивать плательщики единого налога на вмененный доход в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ, платежами за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.


     Обязана ли организация, зарегистрированная в г. Архангельске и переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, уплачивать налог на прибыль по доходам от сдачи имущества в аренду?


     Согласно ст. 3 Областного закона Архангельской области от 26.05.1999 N 122-22-03 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе и не имеющие стационарной торговой площади.


     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налогов по этой иной деятельности в ранее установленном порядке, согласно которому налогообложению подлежит и часть доходов от внереализационных операций, не связанных с осуществлением деятельности на основе свидетельства.


     Таким образом, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, от продажи основных фондов и иного имущества, и другие облагаются налогом на прибыль в порядке, установленном Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".


     Должна ли уплачивать налог на прибыль и НДС организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, со стоимости безвозмездно полученных киосков для торговой деятельности?


     Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона N 148-ФЗ деятельность на основе свидетельства облагается единым налогом на вмененный доход.


     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога по этой иной деятельности в ранее установленном порядке. Часть доходов от операций, не связанных с осуществлением деятельности на основе свидетельства, также подлежит налогообложению в ранее установленном порядке.


     Доход, полученный организацией в виде стоимости безвозмездно поступивших от другой организации основных средств (то есть доход, не связанный с деятельностью в сфере розничной торговли), подлежит обложению налогом на прибыль в порядке, установленном Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).


     Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения этим налогом являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), включая обороты по передаче безвозмездно товаров (работ, услуг).


     В связи с изложенным обороты по безвозмездной передаче торговых киосков с баланса одного юридического лица на баланс другого юридического лица подлежат обложению НДС у стороны, передающей эти киоски. При этом организация, принимающая киоски, отражает их по счетам баланса по стоимости, указанной передающей стороной, и права на возмещение (зачет) из бюджета НДС не имеет.


(Продолжение следует)