Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях порядка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения


Об изменениях порядка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль для организаций, имеющих
в своем составе обособленные подразделения


Ю.Б. Сергиенко,
государственный советник налоговой службы III ранга
     
О.Б. Жукова,
советник налоговой службы III ранга
     

     Федеральный закон от 09.07.1999 N155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" (далее - Закон N 155-ФЗ), вступивший в силу с 14 июля 1999 года, существенным образом изменил порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками, то есть для филиалов и иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     Законом N 155-ФЗ установлено, что до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и представительства организаций, признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.


     Для разъяснения применения Закона N 155-ФЗ МНС России по согласованию с Минфином России подготовило письмо от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года".


     Указанным документом сообщено, что начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, должны производить расчеты по налогу на прибыль в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (далее - постановление Правительства РФ N 660) и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению этого постановления Правительства РФ, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, с учетом изменений и дополнений (далее - Методические указания).


     Таким образом, начиная с 1 января 2000 года организации в одинаковом порядке исчисляют налог на прибыль как по структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, так и по филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.


     Следовательно, по организациям, имеющим любые (в том числе филиалы и представительства) обособленные подразделения, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом сумма налога по указанным организациям (без обособленных подразделений) и обособленным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и обособленные подразделения.


     Доля прибыли, которая приходится на организации (без обособленных подразделений) и на обособленные подразделения организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных обособленных подразделений, определяется на основании средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих обособленных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.


     Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизмененным в течение отчетного года. Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без обособленных подразделений) и по их обособленным подразделениям производится исходя из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их обособленных подразделений.


     В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный период).


     Стоимость основных производственных фондов определяется исходя из их стоимости, числящейся по балансу у организации, за вычетом износа.


     В случае если обособленное подразделение не имеет основных производственных фондов, при определении доли прибыли на основании удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов вместо показателя удельного веса стоимости основных производственных фондов проставляется нуль.


     Пример 1.


     В составе организации выделяются 3 обособленных подразделения: подразделение 1, подразделение 2, подразделение 3. Организация и ее обособленные подразделения расположены в четырех разных субъектах Российской Федерации.


     Фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за I квартал 2000 года 700 человек, в том числе:


     организация без обособленных подразделений - 20 человек;


     подразделение 1 - 150 человек;


     подразделение 2 - 120 человек;


     подразделение 3 - 410 человек.


     Стоимость основных производственных фондов составляет по организации в целом 40 млн руб. за тот же период, в том числе:


     организация без обособленных подразделений - 5 млн руб.;


     подразделение 1 - 15 млн руб.;


     подразделение 2 - основных производственных фондов нет;


     подразделение 3 - 20 млн руб.


     Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес стоимости основных производственных фондов по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению в данных по организации в целом определяются следующим образом:


     организация без обособленных подразделений


     20 : 700 х 100 %, т.е. 2,8 %


     5 000 000 : 40 000 000 х 100 %, т.е. 12,5 %


     (2,8 % + 12,5 %) : 2 = 7,6 %


     подразделение 1


     150 : 700 х 100 %, т.е. 21,4 %


     15 000 000 : 40 000 000 х 100 %, т.е. 37,5 %


     (21,4 % + 37,5 %) : 2 = 29,5 %


     подразделение 2


     120 : 700 х 100 %, т.е. 17,1 %


     основных фондов нет


     (17,1 % + 0) : 2 = 8,6 %


     подразделение 3


     410 : 700 х 100 %, т.е. 58,6 %


     20 000 000 : 40 000 000 х 100 %, т.е. 50 %


     (58,6 % + 50 %) : 2 = 54,3 %.


     Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли представляется по форме, предусмотренной приложением N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37). При этом налогооблагаемая прибыль каждого обособленного подразделения определяется путем применения средней величины удельного веса, исчисленной в указанном выше порядке, к налогооблагаемой прибыли организации, отраженной по стр. 6 Расчета.


     При определении фактических сумм налога на прибыль принимаются фактические показатели по среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года.


     Например, если на 1 января 2000 года стоимость основных производственных фондов составила 39 млн руб., на 1 апреля - 41 млн руб., то средняя стоимость этих фондов за I квартал 2000 года составит 40 млн руб. [(39 млн руб. + 41 млн руб.) : 2] и т.д.


     Пример 2. [Применительно к форме Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли]
     


 

По организации, включая обособленные подразделения

В том числе

  
 


 

По организации без обособленных подразделений

По обособленному подразделению N 1

По обособленному подразделению N 2

По обособленному подразделению N 3

1

2

3

4

5

6

1. Валовая прибыль - всего

350 000

 -

-

-

-

2. Из валовой прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются суммы, показанные в итоге стр. 2 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли (приложение N 8 к Инструкции)

30 000

 -

-

-

-

3. Указанная строка налогового расчета в настоящее время не заполняется

-

-

-

-

-

4. Льготы по налогу на прибыль в части прибыли, не подлежащей налогообложению согласно - п. 4.6 Инструкции

 -

-

-

-

-

5. Льготы по налогу на прибыль согласно п. 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.9 Инструкции (по специальным расчетам)

100 000

-

-

-

-

б. Налогооблагаемая прибыль (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4 - стр. 5)

220 000

 -

-

-

-

6а. Средняя величина удельного веса -в % *)

-

7.6

29,5

8,6

54,3

66. Налогооблагаемая прибыль исходя из средней величины удельного веса


 

16 720

64 900

18 920

119 460

7. Ставка налога на прибыль - всего в % в том числе:

11

17

19

18

19

а) в федеральный бюджет

11

-

-

-

-

6) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований

 -

12

15

14

14

в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов

 -

5

4

4

5

8. Сумма налога на прибыль всего **) в том числе:

24 200

2842

12 331

3406

22 697

а) в федеральный бюджет (стр. б х стр. 7а) : 100

24 200

-

-

-

-

' б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санк-Петербурга, автономных образований (стр. 6 х стр. 7б) : 100

 -

2006

9735

2649

16 724

в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов (стр. 6 х стр. 7в) : 100

 -

836

2596

757

5973

_____
     *)  Показатель средней величины удельного веса определен по данным примера 1.

     **)  Организация уплачивает по месту своего нахождения налог в федеральный бюджет в сумме 24 200 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации — 2892 руб., а также перечисляет в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения 1 — 12 331 руб., подразделения 2 — 3406 руб., подразделения 3 — 22 697 руб.

     
     По организациям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисление налога от фактически полученной прибыли и его перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений производит организация, в состав которой они входят, в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.


     Организациям, имеющим в своем составе обособленные подразделения, при исчислении и уплате сумм дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, необходимо учитывать следующее.


     В соответствии с положениями, предусмотренными Приложением N 7 [примечание 4 к Расчету дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом] к Инструкции N 37, сумма средств, подлежащая взносу в бюджет, распределяется между бюджетами пропорционально распределению налога на прибыль между бюджетами различных уровней.


     Пунктом 5 Методических указаний определено, что исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль, а также дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета.


     Определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, корректируемой на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без обособленных подразделений) и отдельно по каждому обособленному подразделению.


     Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку, установленному по налогу на прибыль*.

_____
     * Письмом МНС России от 29.02.2000 № ВГ-6-02/158@ уточнено, что филиалы и представительства могут исполнять обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.
     

     Пример 3.


     Организация и ее обособленное подразделение находятся в разных субъектах Российской Федерации. По месту нахождения организации установлена ставка налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 19 %, по месту нахождения обособленного подразделения - 18 %.


     На основании данных Справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли, подготовленной организацией, предполагаемая прибыль организации в целом должна была составить в I квартале 2000 года 300 000 руб., в том числе прибыль обособленного подразделения - 70 000 руб. В связи с этим авансовые платежи были перечислены в следующих размерах:


     в федеральный бюджет - 33 000 руб.;


     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации - 43 700 руб.;


     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации - 12 600 руб.


     По итогам деятельности организации за I квартал 2000 года получена прибыль, подлежащая налогообложению, в размере 350 000 руб., где прибыль, приходящаяся на обособленное подразделение, составляет 100 000 руб.


     Допустим, что учетная ставка Банка России составила 14 %.


     Следовательно, уплата налога на прибыль и сумм дополнительных платежей должна быть осуществлена в следующих размерах:
     

Суммы налога на прибыль

Суммы дополнительных платежей

в федеральный бюджет

38 500 руб.

770 руб. [(38 500 - 33 000) x 14 %]

в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации

47 500 руб.

532 руб. [(47 500 - 43 700) x 14 %] -

в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации

18 000 руб.

756 руб. [(18 000 - 12 600) x 14 %]



     Как отмечалось выше, применительно к налогу на прибыль упомянутый в Законе N 155-ФЗ порядок установлен постановлением Правительства РФ N 660. Вместе с тем порядок расчетов с бюджетом, предусмотренный этим постановлением, не предполагает исполнения филиалами и представительствами обязанностей организации по уплате налога на прибыль. Согласно этому порядку организация самостоятельно исчисляет и перечисляет суммы налога по месту нахождения своих обособленных подразделений в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где они расположены.


     Однако прямое использование такого порядка применительно к обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, не в полной мере соответствует Закону N 155-ФЗ и может значительно усложнить работу организаций.


     Поэтому в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ отмечено, что организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, могут применять порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 660, с учетом некоторых особенностей.


     В частности, организация может сообщать сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, не только налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, но и самим филиалам и представительствам до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов, как это предусмотрено п. 2 вышеупомянутых Методических указаний.


     В этом случае одновременно со сведениями о суммах налога, определенных на основании фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных на основании сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.


     Исходя из смысла Закона N 155-ФЗ, филиалы и представительства, при наличии у них отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, могут исполнять обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет, в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки. Иными словами, они должны осуществлять перечисление авансовых взносов не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога; перечисление налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.


     При этом, как отмечалось выше, исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, должны производиться организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по филиалам и представительствам.


     В таком же порядке расчеты по налогу на прибыль могут производиться организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль на основании фактически полученной прибыли. О суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организации должны сообщать филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения филиалов и представительств организации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Перечисление сумм налога в размерах, сообщенных организацией, будет производиться филиалами и представительствами не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.


     Кроме того, необходимо отметить следующее.


     Согласно п. 1 Методических указаний порядок расчетов с соответствующими бюджетами, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 660, не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации. В случае если в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся как на территории других субъектов Российской Федерации, так и на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, организация должна производить расчеты по налогу на прибыль отдельно по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации, а по налогу на прибыль структурных подразделений, находящихся на одной территории с организацией, - в составе расчета по налогу на прибыль этой организации.


     На практике возможны ситуации, когда организации, осуществляющей деятельность только через свои обособленные подразделения, удобнее сообщить своим обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, о причитающихся на их долю суммах налога для того, чтобы они исполнили обязанность организации по уплате налога путем перечисления сумм налога со своих счетов, на которых имеются денежные средства.


     Поскольку постановление Правительства РФ N 660 не адаптировано для организаций, имеющих в своем составе филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ было предусмотрено, что по организациям, в состав которых входят такие филиалы и представительства, расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация, расчеты можно производить в том же порядке, как если бы они находились в разных субъектах.


     Однако это исключение обусловлено положениями Закона N 155-ФЗ и может быть использовано только применительно к филиалам и представительствам, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.


     При этом следует учитывать, что именно организация несет ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности организации по уплате налогов, как это предусмотрено п. 6 постановления Правительства РФ N 660.


     В заключение отметим, что рассмотренный порядок расчетов с бюджетами не распространяется на предприятия и организации, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства, для которых порядок уплаты налога согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлен Правительством РФ.