Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учет налогоплательщиков


Учет налогоплательщиков


В.Н. Казакова,
государственный советник налоговой службы II ранга,
заслуженный экономист России


     Уже второй год налоговые органы активно применяют в своей работе новые методы налогового контроля, введенные в действие с 1 января 1999 года частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ и N 155-ФЗ, а также от 02.01.2000 N 13-ФЗ. В полной мере они применяются и при контроле за соблюдением организациями и физическими лицами правил постановки на учет в налоговом органе. Основные положения такого контроля содержатся в соответствующих статьях главы 14 НК РФ.

     Согласно предоставленному законом праву МНС России утверждает Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (далее - Порядок) и формы документов, используемых при учете юридических и физических лиц. В этих целях был издан одноименный приказ от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.1998 N 1664), а также приказ о внесении в него изменений от 28.12.1999 N АП-3-12/412 /зарегистрирован Минюстом России 10.03.2000 N 2145 (далее - Приказ)/.

     Исходя из положения НК РФ, и налогоплательщик, и налоговые органы при проведении процедуры постановки на учет должны исполнять обязанности, установленные ст. 23, 83, 84, 85, 86 Кодекса. Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде денежных взысканий (штрафов) определены ст. 116, 117, 118, 126, 129.1, 132 НК РФ.

     При этом следует обратить внимание на то, что согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, а также в виде проверки данных первичного учета и бухгалтерской отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных законодательством.

     Необходимо также отметить, что ст. 88 НК РФ разъясняет, что понимается под термином "камеральная налоговая проверка". Из смысла данной статьи следует, что данная проверка посвящена в основном контролю должностными лицами налоговых органов правильности исчисления и уплаты налогов.

     Однако первый абзац данной статьи предусматривает рассмотрение и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. К таким документам относятся документы различных регистрирующих органов, поступающие в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК РФ; документы, предоставляемые самим налогоплательщиком согласно п. 2 ст. 23 Кодекса; документы, выдаваемые банками при открытии (закрытии) счета налогоплательщика в соответствии со ст. 86 НК РФ.

     Налоговые органы анализируют имеющиеся в их распоряжении данные и определяют, было нарушение налогоплательщиком сроков постановки на учет, установленных ст. 83 НК РФ (п. 3, 4 ,5), или нет. При анализе используются положения ст. 116 НК РФ, согласно которой приняты следующие сроки:

- подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, подаваемого организацией по месту своего нахождения после государственной регистрации, - в течение 10 дней;

- подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение - в течение одного месяца после создания такого подразделения;

- подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортного средства - в течение 30 дней со дня регистрации такого имущества или транспортного средства.

     Нарушение этих сроков влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

     При аналогичных обстоятельствах, но при деятельности без постановки на учет более 90 дней, на организацию налагается штраф в размере 10 000 руб.

     Если организация, обязанная подать заявление о постановке на учет в налоговом органе не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения своего имущества, а также обособленных подразделений, допустила просрочку подачи одного или нескольких заявлений, то каждый из таких случаев рассматривается как самостоятельное правонарушение, влекущее применение установленных мер ответственности.

     Если налоговый орган обнаруживает в ходе камеральной или выездной проверки организации правонарушение, совершенное по ст. 116 НК РФ, он должен определить, осуществлялась налогоплательщиком деятельность с момента его создания или нет. Если на этот вопрос получен положительный ответ, то к налогоплательщику применяются нормы не только ст. 116, но и ст. 117 Кодекса:

- ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб., то есть если у организации 10 % доходов от деятельности без постановки на учет в налоговом органе составляет менее 20 000 руб., налоговый орган должен взыскать штраф в размере 20 000 руб.;

- осуществление деятельности без постановки на учет более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 % от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

     В данном случае налоговые санкции применяются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

     В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортного средства.

     Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. При этом согласно п. 2 ст. 11 Кодекса под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми оно наделено. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

     Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

     При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

     Пунктом 3 Порядка установлено, что организации при постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП). При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства (обособленного подразделения), имущества и транспортных средств организации присваивается только соответствующий КПП.

     Таким образом, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, подпадающего под определение, сформулированное в п. 2 ст. 11 НК РФ, независимо от территориального расположения обособленных подразделений, в том числе в случае если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории, контролируемой одним налоговым органом, а также независимо от того, действуют единые ставки налогов или нет. Вместе с тем, если на территории, контролируемой одним налоговым органом, располагаются несколько обособленных подразделений организации, допускается подача одного заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения этих обособленных подразделений (представительств) (форма N 12-1-3, Приложение N 6 к Приказу). К заявлению должен быть приложен перечень обособленных подразделений с указанием адресов мест их нахождения. Одновременно с заявлением подаются в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика-организации; учредительных документов; документов, подтверждающих создание каждого обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, распоряжения (приказа) о создании, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения), а также документов, подтверждающих обязанность каждого обособленного подразделения выполнять обязанность организации по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

     При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, допускается постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на основании заявления и копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика-организации и ее учредительных документов.

     При анализе достоверности сведений о месте нахождения юридического лица и его обособленных подразделений налоговые органы применяют нормы гражданского законодательства. Прежде всего это относится к применению п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому юридическим лицам жилье может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

     В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

     В жилищный фонд не входят нежилые помещения жилых домов, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

     Согласно ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном прядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

     Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.

     На основании изложенного использование жилых домов и жилых помещений для размещения постоянно действующего исполнительного органа налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа) не допускается.

     Согласно положениям ст. 9.2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ), в случае если подлежащее налогообложению недвижимое имущество (транспортное средство) зарегистрировано налогоплательщиком до 1 января 1999 года, организация должна была подать заявление о постановке его на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ в налоговом органе по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 года.

     Следовательно, с 1 января 2000 года за нарушение срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации (форма N 12-1-4, Приложение N 8 к Приказу), и (или) заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации (форма N 12-1-5, Приложение N 10 к Приказу), налоговые органы применяют штрафные санкции согласно ст. 116 НК РФ.

     Следует еще раз отметить, что подача вышеназванных заявлений сопровождается представлением свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения головной организации.

     Таким образом, факт постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе и присвоения ему ИНН подтверждается путем предъявления свидетельства о постановке на учет либо его копии. Ранее выданные документы (карта постановки на учет, информационные письма о постановке на учет) согласно п. 5 Приказа с 31 декабря 1999 года недействительны.

     Контролируя эти положения, налоговые органы используют в первую очередь нормы ст. 132 НК РФ, которая определяет ответственность за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, установленного п. 1 ст. 86 Кодекса.

     Открытие банком счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

     Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией влечет взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

     Форма сообщения утверждена приказом Госналогслужбы России от 23.12.1998 N ГБ-3-12/340 "Об утверждении формы “Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета” и порядка ее заполнения".

     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под термином "счет (счета)" понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций.

     При этом налоговые органы также руководствуются положениями п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", согласно которому операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получени налоговым органом извещения банка об открытии банковского счета предприятию.

     Пунктом 7 Указа N 1212 установлена обязанность банков извещать налоговые органы об открытии предприятиям всех видов банковских счетов, в том числе ссудного счета.

     Исключительно важной нормой Порядка является четкое описание случаев, когда ИНН признается недействительным. В этой связи следует еще раз напомнить налогоплательщикам, налоговым органам, банкам и иным организациям, что ИНН, присвоенные до 1 января 1999 года филиалам и иным обособленным подразделениям организаций, не действуют, а также о том, что в соответствии с приказом МНС России от 16.06.1999 N АП-3-12/180 "Об организации работы налоговых органов по предоставлению пользователям информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков" территориальные органы МНС России начиная с 1 июля 1999 года должны предоставлять любому пользователю через средства массовой информации перечень идентификационных номеров налогоплательщиков, признанных недействительными.

    Налоговые органы осуществляют особый контроль при оформлении процедур снятия налогоплательщика с учета, при этом они руководствуются следующими положениями.
    
     В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик-организация обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту учета о своей несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

    Форма сообщения приведена в Приложении N 5 к Порядку. К сообщению должны быть приложены копии документов, подтверждающих принятие решения о ликвидации.

    В соответствии со ст. 62 ГК РФ к документам, подтверждающим принятие решения о ликвидации, относятся:

     документ (решение, постановление, приказ), изданный учредителями (участниками) или уполномоченным органом, о принятии решения о ликвидации организации либо решение суда о ликвидации организации;

     документ, изданный учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а также о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации.

     Снятие с учета налогоплательщика-организации в случае ее ликвидации согласно п. 5 ст. 84 НК РФ производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

     Форма заявления о снятии с учета организации приводится в Приложении N 12-1-6 к Приказу.

     К документам, подтверждающим проведение ликвидации в соответствии со ст. 63 ГК РФ, относятся:

     объявление в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации организации;

      промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

     ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

      Кроме того, налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика представить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица и все уведомления о постановке на учет в налоговом органе, выданные налогоплательщику-организации налоговыми органами по месту нахождения ее обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств.

     Налогоплательщик-организация, поставленная на учет до 1 января 1999 года, представляет первые экземпляры карт постановки на учет налогоплательщика-организации, выданные как по месту нахождения организации, так и по месту учета филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, являвшихся до 1 января 1999 года самостоятельными плательщиками налогов.
 
    Если филиал являлся самостоятельным плательщиком налогов и имел при закрытии непогашенную задолженность по налоговым платежам, то его снятие с учета возможно только после вступления в силу постановления Правительства РФ о списании задолженности, невозможной ко взысканию.

    Закрытие карточек лицевых счетов при закрытии филиала производится только после списания задолженности, невозможной ко взысканию.

     При этом налоговые органы руководствуются положениями постановления от 11.06.1999 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9, в котором разъясняется, что судам необходимо иметь в виду, что с 1 января 1999 года ответственность за исполнение всех обязательств по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство) (п. 9).

     В соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ снятие с учета организации при принятии ею решения о закрытии филиала или иного ее обособленного подразделения производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

     Организация должна подать заявление о снятии с учета в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения для прохождения процедуры снятия с учета в порядке, установленном Кодексом.

     В ходе проведения работы по учету налогоплательщиков налоговые органы могут отказать в замене ранее выданных информационных писем о постановке на учет на свидетельства организациям, не приведшим свои учредительные документы и/или организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством.

     Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) со дня официального опубликования части первой ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ.

      В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона N 52-ФЗ учредительные документы полных и смешанных товариществ, созданных до официального опубликования части первой ГК РФ, подлежали приведению в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ не позднее 1 июля 1995 года.

       Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 52-ФЗ учредительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов, созданных до официального опубликования части первой ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в порядке и в сроки, которые будут определены при принятии законов об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах и о производственных кооперативах.
       
       Установлены следующие сроки приведения учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ:

       - производственным кооперативам, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ, - не позднее 1 января 1997 года (ст. 29 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах");

     - акционерным обществам, созданным до введения в действие Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 24.05.1999), - до 1 июля 1997 года (п. 3 ст. 94). Учредительные документы указанных обществ до их приведения в соответствие с нормами настоящего Федерального закона с момента введения его в действие применяются в части, не противоречащей указанным нормам.

     Учредительные документы обществ, не приведенные в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июля 1997 года, считаются недействительными;

   - обществам (товариществам) с ограниченной ответственностью, созданным до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Федерального закона от 31.12.1998 N 193-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статью 59 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”"), - не позднее 1 июля 1999 года (п. 3 ст. 59).

       Общества (товарищества) с ограниченной ответственностью, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с названным Законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым федеральным законом предоставлено право на предъявление такого требования.

      В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 52-ФЗ индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами и др., не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

         Согласно постановлению от 05.02.1998 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 4 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона “Об акционерных обществах”" акционерное общество, созданное до введения Федерального закона "Об акционерных обществах" в действие, в случае неприведения до 1 июля 1997 года своих учредительных документов в соответствие с нормами данного Федерального закона, может быть ликвидировано по решению суда на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому предоставлено право на предъявление такого требования (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
         
        В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ и ст. 24 Федерального закона "Об акционерных обществах" ликвидация юридического лица (акционерного общества) считается завершенной, а юридическое лицо (акционерное общество) - прекратившим существование после внесения записи об этом в Государственный реестр юридических лиц. Исходя из этого акционерное общество, в отношении которого возбуждено дело о его ликвидации в связи с неприведением им до 1 июля 1997 года своих учредительных документов в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах", остается действующим до завершения его ликвидации и исключения из Государственного реестра юридических лиц. В период с 1 июля 1997 года и до завершения ликвидации такого акционерного общества деятельность его регулируется нормами действующего законодательства без учета положений устава общества, являющегося с 1 июля 1997 года согласно п. 3 ст. 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" недействительным.

        Только нормами законодательства (без учета положений устава) регулируется также деятельность акционерных обществ, не обеспечивших своевременное приведение учредительных документов в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах", но устранивших это нарушение впоследствии, в период с 1 июля 1997 года и до регистрации в установленном порядке учредительных документов в новой редакции.

        Согласно п. 26 постановления от 09.12.1999 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”" до приведения в соответствие учредительных документов обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью, созданных до введения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в действие (1 марта 1998 года), они действуют в части, не противоречащей данному Закону. Если этим документом предусмотрено, что определенные отношения могут регулироваться в уставе общества иным образом, чем указано в Законе, такие положения устава общества, созданного до 1 марта 1998 года, сохраняют силу до регистрации устава в новой редакции (внесения изменений в устав).

       В случае неприведения обществом (товариществом) с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" до 1 июля 1999 года общество (товарищество) может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов и органов местного самоуправления, которым право на заявление такого требования предоставлено федеральным законом. До завершения ликвидации общества - исключения его из Государственного реестра юридических лиц - оно действует, руководствуясь нормами Закона и положениями устава, не противоречащими Закону.
       
      Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

      Статья 129.1 НК РФ предусматривает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

      Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.

       С позиции данной статьи налоговые органы вправе соотносить положения ст. 85 НК РФ, определяющие обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, учет и регистрацию имущества и транспортных средств и сделок с ним.

        В соответствии с п. 1 ст. 111 НК РФ среди обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается обстоятельство, при котором налогоплательщик-физическое лицо вследствие болезненного состояния не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

        Очевидно, что законодатель отнес данное обстоятельство только к налогоплательщикам-физическим лицам, поэтому данное обстоятельство не может быть распространено на организации.

        В настоящее время, учитывая положения НК РФ, налоговым органам не предоставлено право при обнаружении факта налогового правонарушения и вынесения соответствующего решения (о взыскании штрафных санкций), принимая во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, уменьшать размеры штрафных санкций. Указанными полномочиями в соответствии со ст. 112 НК РФ обладает только суд.

        Согласно главе 4 НК РФ налогоплательщику, чтобы избежать негативных для себя последствий, предоставлено право иметь законного или уполномоченного представителя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и, в частности, при постановке на учет в налоговом органе.

      Ниже приведены отдельные статистические показатели учета налогоплательщиков в Российской Федерации за 1999 год.
      
      Об учете физических лиц читайте в последующих номерах журнала.


Сведения о количестве учетных дел налогоплательщиков-организаций,
ведущихся в налоговых органах на конец 1999 года

Наименование субъекта Российской Федерации

Количество учетных дел налогоплательщиков
-организаций, ведущихся в налоговых органах, - всего (гр. 3 + гр. 4 + гр. 5+ +гр. 6 + гр.7+гр. 8)

В том числе открытых в связи с постановкой на учет организаций-юридических лиц. созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в налоговом органе


 


 

по месту своего нахождения

по месту нахождения филиалов, представительств

по месту нахождения имущества, подлежащего налогообложению

по месту нахождения транспортных средств, подлежащих налогообложению

ДО 01.07.1993 (не явившихся в налоговый орган для переучета и получения ИНН)

зарегистрированных до 01.01.1999 и не явившихся в налоговый орган ("уклонисты")

1

2

3

4

5

6

7

8

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

3 456 139

2 605 329

116 089

132 191

123 335

409 008

70 187

Северный район

117 227

77 926

6503

6881

9927

12 552

3438

Северо-Западный район

297194

248 942

6094

5529

6895

29 915

6714

Центральный район

1106 354

813 169

20 421

34 291

21 427

204 204

12 842

Волго-Вятский район

120 305

97 037

5779

1757

1455

11 821

2456

Центральн-Черноземный район

132 272

90 447

6620

15 496

10 345

7177

2187

Поволжский район

306 644

252 841

11353

8284

12 070

18 051

4045

Северо-Кавказский район

338 521

275 343

13 885

7659

10 403

23 502

7729

Уральский район

361 137

277 464

15 314

31 161

21 852

27 958

9240

Западно-Сибирский район

327 656

246 924

14 317

8478

15 175

33 413

9349

Восточно-Сибирский район

155 437

109 862

9101

7475

8133

17 172

3694

Дальневосточный район

164 645

115 374

6702

5180

5653

23 243

8493


Сведения о количестве учетных дел налогоплательщиков-физических лиц,
ведущихся в налоговых органах на конец 1999 года


Наименование субъекта Российской Федерации

Количество учетных дел налогоплательщиков -физических лиц, ведущихся в налоговых органах - всего (гр. 3+ гр. 8)

В том числе открытых в связи с постановкой на учет физических лиц,


 


 

явившихся в налоговый орган и получивших ИНН

прошедших государственную регистрацию, но не явившихся в налоговый орган и не получивших ИНН ("уклонисты")


 


 

всего

в том числе


 


 


 


 

индивидуальных предпринимателей

нотариусов, детективов и охранников, занимающихся частной практикой

прочих налогоплательщиков -физических лиц


 


 


 


 

всего

из них - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществяющих деятельность без образования юридического лица


 


 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

13 017 288

12 767 454

3 864 705

55 231

10 212

5 138 935

249 834

Северный район

303 225

280 012

192 725

1120

418

40 514