Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Из практики Верховного Суда Российской Федерации


Из практики Верховного Суда Российской Федерации

     

Л.А. Короткова,
советник налоговой службы III ранга

     1. О прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью заявленных в жалобе требований суду
     

     С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным (незаконным) с момента принятия абзаца девятого подпункта "в" п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”".
     
     Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.1999 производство по делу ГКПИ 99-341 прекращено в связи с неподведомственостью заявленных требований суду по следующим основаниям.
     
     На момент рассмотрения жалобы С. Верховным Судом Российской Федерации приказом МНС России от 28.04.1999 N ГБ-3-08/107 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 “По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”", зарегистрированным в Минюсте России 03.06.1999 N 1798, утверждены Изменения и дополнения N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 (далее - Инструкция N 35).
     
     Подпунктом "в" п. 5 указанных Изменений и дополнений обжалуемый заявителем абзац из подпункта "в" п. 14 Инструкции N 35 исключен.
     
     В судебном заседании прокурором Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, так как оспариваемый правовой акт отменен и не может влечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод гражданина.
     
     Данное ходатайство было удовлетворено Верховным Судом Российской Федерации с учетом следующего.
     
     В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу, являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.
     
     Поскольку оспариваемое положение правового акта прекращено самим органом, его издавшим, данный акт основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан не влечет.
     

     2. Об отказе в принятии жалобы в связи с неподсудностью заявленного требования Верховному Суду Российской Федерации

     
     Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о внесении дополнений в Инструкцию N 35 и инструкцию Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
     
     Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1999 в принятии жалобы Н. в соответствии с п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР отказано.
     
     Н., не согласившись с указанным решением суда, обратился с кассационной жалобой в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
     
     Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.1999 по делу N КАС 99-264 в удовлетворении кассационной жалобы Н. было отказано, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1999 оставлено без изменения.
     
     Данные судебные акты приняты с учетом норм Гражданского процессуального кодекса РСФСР (УПК РСФСР), определяющих компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
     
     В ст. 116 ГПК РСФСР, определяющей исключительную подсудность Верховного Суда Российской Федерации, приведен перечень категорий гражданских дел, рассмотрение которых входит в исключительную компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
     
     Требования заявителя о внесении дополнений в инструкции Госналогслужбы России не подпадают под действие ст. 116 ГПК РСФСР, поскольку сводятся не к оспариванию правового акта, а к обязанию должностных лиц внести в указанные правовые акты дополнения, то есть совершить определенные действия.
     
     Учитывая изложенное, жалоба заявителя о внесении дополнений в Инструкцию N 35 и Инструкцию N 37 не может быть принята к рассмотрению Верховным Судом Российской Федерации.
     

 

    3. О применении льготы, предусмотренной п. 2 ст. 4 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"

     
     О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным (незаконным) абзаца второго подпункта "г" п. 7 инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”".
     
     Согласно абзацу второму подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54 для предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц по специально оборудованным сооружениям, строениям, помещениям (включая жилье), принадлежащим деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемым исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также по жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, предоставляется справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование сооружений, помещений или строений под вышеназванные цели.
     
     Заявитель указывал, что абзац второй подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54 не соответствует нормам Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", которыми не предусмотрено получение справки от соответствующих органов на использование сооружений, помещений или строений в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилой площади для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, и нарушает его право на пользование предоставленной ему названным Законом налоговой льготой.
     
     Заявитель также сослался на нормы жилищного законодательства и нормы ГК РФ и указал, что ответственным за использование жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, является сам собственник, и, следовательно, он вправе самостоятельно определять, по какому назначению используется принадлежащее ему на праве собственности помещение.
     
     Однако вышеуказанные доводы заявителя являются необоснованными по следующим основаниям.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 56 части первой НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог.
     
     Абзацем пятым п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) предусмотрено, что налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.
     
     Таким образом, основанием для предоставления льготы, предусмотренной п. 2 ст. 4 Закона, является использование деятелями культуры, искусства и народными мастерами специально оборудованных строений, помещений и сооружений, принадлежащих им на праве собственности, исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилой площади для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
     
     Учитывая изложенное, деятели культуры, искусства и народные мастера, собственники имущества, имеющие право на льготу, предусмотренную п. 2 ст. 4 Закона, должны представлять в налоговые органы документы, подтверждающие их право на указанную льготу. В рассматриваемом случае это должен быть документ, подтверждающий наличие специально оборудованных строений, помещений и сооружений, принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности, и использование их исключительно в целях, указанных в п. 2 ст. 4 Закона.
     
     В абзаце втором подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54 разъяснено, что вышеуказанным документом является справка, выданная соответствующим органом.
     
     В связи с изложенным абзац второй подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54 соответствует нормам Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" и не нарушает права заявителя.
     
     Ссылка заявителя на то, что абзац второй подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54 нарушает его права, предоставляемые ему жилищным законодательством и нормами ГК РФ, является неправомерной, поскольку обжалуемое им положение не устанавливает ограничения для использования жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.
     
     Неправомерен также довод заявителя о том, что собственник жилого помещения вправе самостоятельно определять, по какому назначению используется принадлежащее ему на праве собственности помещение.
     
     Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
     
     Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
     
     Согласно ст. 4, 5, 127 Жилищного кодекса РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд, который включает жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Граждане обязаны использовать жилое помещение в соответствие с его назначением.
     
     В соответствии с абзацем вторым ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР в жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
     
     Таким образом, согласно нормам гражданского и жилищного законодательств гражданин-собственник жилого помещения вправе использовать принадлежащее ему на праве собственности помещение для личного проживания и проживания членов его семьи.
     
     Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2000 по делу N ГКПИ 2000-134 жалоба О. о признании недействительным (незаконным) абзаца второго подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54 была оставлена без удовлетворения.
     
     Верховный Суд Российской Федерации в решении по данному делу указал, что предоставление физическим лицом справки, предусмотренной абзацем вторым подпункта "г" п. 7 Инструкции N 54, не нарушает прав граждан-собственников строений и жилых помещений. Данный пункт какого-либо ограничения на пользование принадлежащем заявителю на праве собственности жилым домом не содержит. Имеющееся в пункте требование о предоставлении соответствующей справки об использовании жилого помещения в качестве творческой мастерской правомочий заявителя как собственника не нарушает, а лишь устанавливает условие, при котором может быть реализована налоговая льгота.
     
     При рассмотрении данного дела Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что с учетом требований норм части первой НК РФ (подпункта 1 п. 1 ст. 31) и Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" (п. 1 ст. 5) деятели культуры, искусства и народные мастера-собственники имущества, имеющие право на льготу, предусмотренную п. 2 ст. 4 вышеназванного Закона, должны представлять в налоговые органы документы, подтверждающие их право на указанную льготу. В данном случае это должен быть документ, подтверждающий наличие специально оборудованного строения, помещения, сооружения, принадлежащего деятелю культуры, искусства и народному мастеру на праве собственности, и использование его исключительно в целях, указанных в п. 2 ст. 4 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".