Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


Ю.А. Мягкова,
юрист      


     Правомерны ли решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части предоставления налогоплательщикам льгот по уплате акцизов на алкогольную продукцию в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации?


     Согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.


     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ст. 12, 13, 14, 15 части первой НК РФ вводятся в действие со дня введения в действие части второй Кодекса.


     До введения в действие вышеперечисленных статей НК РФ перечень видов налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливается ст. 18, 19, 20, 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1).


     В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.


     Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.


     Предоставление органами государственной власти субъектов Федерации льгот по федеральным налогам, в том числе в части сумм налога, поступающих в бюджет субъекта Федерации, НК РФ не предусмотрено.


     Вместе с тем законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации вправе устанавливать льготы по федеральным налогам в части, поступающей в бюджет субъектов Федерации, если такое право предоставлено указанным органам федеральными законами о налогах и сборах.


     Согласно ст. 19 Закона N 2118-1 акцизы на отдельные группы и виды товаров, к которым относится алкогольная продукция, относятся к федеральным налогам.


     Федеральным законом от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" предоставление льгот по уплате акцизов не предусмотрено.


     Учитывая изложенное, установление законодательными (представительными) органами субъектов Федерации льгот по уплате акцизов на алкогольную продукцию, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Федерации, неправомерно.


     В какой очередности подлежат списанию сумма исполнительского сбора и возмещение расходов по совершению исполнительных действий при недостаточности денежных средств на счете предприятия для удовлетворения всех предъявленных к нему требований?


     В соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), с учетом ст. 35 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", устанавливающей очередность списания денежных средств предприятия при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание по исполнительным документам производится в первую, вторую, третью и четвертую очередь, в зависимости от характера предъявленного требования.


     Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий. Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя.


     Таким образом, при недостаточности денежных средств на счете предприятия для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание со счета сумм исполнительского сбора и возмещение расходов по совершению исполнительных действий производятся в той же очередности, что и сумма основного требования: в первоочередном порядке по отношению к сумме основного требования.


     Правомерно ли привлечение к уплате сбора за право торговли индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога на территории одного субъекта Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории другого субъекта Федерации, где единый налог не установлен и не введен в действие?


     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" данный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с названным Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации.


     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением перечисленных в абзаце 3 ст. 1.


     Таким образом, плательщики единого налога освобождаются от внесения платежей в государственные внебюджетные фонды и уплаты налогов, предусмотренных ст. 19 - 21 Закона РФ N 2118-1, только на территории того субъекта Федерации, где установлен и введен в действие единый налог.


     Учитывая изложенное, привлечение к уплате налогов, предусмотренных ст. 19 - 21 данного Закона РФ, в том числе сбора за право торговли, индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога на территории соответствующего субъекта Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории субъекта Федерации, где единый налог не установлен и не введен в действие, является правомерным.


     Правомерны ли решения местных Советов народных депутатов в части установления для юридических и физических лиц, являющихся плательщиками на территории соответствующего субъекта Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, обязанности по уплате сбора за право торговли (приобретению патента на право торговли)?


     В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 147-ФЗ ст. 12, 13, 14, 15 части первой НК РФ вводятся в действие со дня введения в действие части второй Кодекса.


     До введения в действие перечисленных выше статей НК РФ перечень видов налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливается ст. 18, 19, 20, 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".


     В соответствии с подпунктом "е" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти (местными Советами народных депутатов). Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.


     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона РФ N 2118-1, за исключением налогов и сборов, установленных ст. 1 вышеназванного Федерального закона.


     Установленным ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ перечнем налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков единого налога, сбор за право торговли не предусмотрен.


     Учитывая изложенное, решения местных Советов народных депутатов в части установления для юридических и физических лиц, являющихся плательщиками единого налога, обязанности по уплате сбора за право торговли противоречит Федеральному закону N 148-ФЗ.


     В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.