Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об акцизах на табачные изделия


Об акцизах на табачные изделия

     

В.Б. Герасимов,
советник налоговой службы I ранга

     
     Акцизы - это косвенные налоги, которые включаются в цену товара (продукции).
     
     Согласно Федеральному закону от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (с учетом дополнений и изменений) акцизами облагаются следующие виды товаров (продукции): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием спирта этилового более 1,5 % от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
     
     Плательщиками акцизов являются:
     
     - по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), - производящие и реализующие их организации, а также индивидуальные предприниматели.
     
     В ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) определено, что филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся до 1 января 1999 года налогоплательщиками по отдельным налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, самостоятельно представляют необходимую отчетность в налоговые органы и уплачивают налоги, сборы, пени и штрафы, подлежащие уплате на 1 января 1999 года.
     
     Если по состоянию на 1 января 1999 года у филиалов и представительств российских юридических лиц имеются неисполненные обязательства по уплате налогов, сборов, пени и штрафов, то эти обязательства с 1 января 1999 года переходят к юридическим лицам, создавшим эти филиалы и представительства.
     
     Если иное не предусмотрено ст. 9 указанного Федерального закона, до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     

     Так как Федеральным законом от 06.12.1991 N 1993-1 предусмотрено, что филиалы или другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет являются плательщиками акцизов, то и уплата ими акцизов производится в случае самостоятельного производства и реализации подакцизных товаров;
     
     - по подакцизным товарам, используемым для производства товаров, не облагаемых акцизами, и (или) для собственных нужд, - производящие их организации;
     
     - по подакцизным товарам, используемым за пределами территории Российской Федерации, из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, - организации-собственники давальческого сырья;
     
     - по подакцизным товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), - организации, осуществляющие первичную реализацию или использующие эти товары при производстве неподакцизных товаров.
     
     Состав плательщиков акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Из 25 видов подакцизных товаров табачные изделия составляют 11 видов, или 44 % от общего количества.
     
     Так как с 1 января 2000 года имеет место резкое повышение ставок акцизов на табачные изделия, то средства массовой информации выразили обоснованную обеспокоенность, что этот фактор окажет отрицательное влияние на объемы производства и снижение спроса населения.
     
     Возникают вопросы: какова доля акциза в цене табачных изделий в Российской Федерации и других развитых странах и что оказало влияние на рост акцизов на табачные изделия?
     
     В 1992-1996 годах табачные изделия облагались акцизами исходя из адвалорных (в процентах к отпускной цене) ставок. В эти годы ставка составляла 20 % от отпускной цены предприятия с учетом акциза, или 25 % к оптовой цене.
     
     В целях упрощения расчета акцизов и устранения влияния оптовой цены на сумму акциза с 1997 года были установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения - в руб. и коп. за 1000 шт.).
     
     Ставки акциза на табачные изделия, введенные в действие с 1 января 2000 года, составляют к отпускной цене предприятия без учета акциза от 4 до 12 %, в зависимости от вида и класса изделия, что свидетельствует об их значительном снижении.
     
     В розничной цене на сигареты акциз составляет от 6 до 8 %.
     
     В то же время в розничной цене на зарубежные сигареты доля акциза колеблется от 45 % (США) до 80 % (Португалия).
     
     В этих условиях целесообразно повышение доли акцизов в отпускной цене на табачные изделия. Однако, учитывая их социальную значимость, низкую  платежеспособность  рядового  российского  покупателя, установившиеся привычки в употреблении табачных изделий, а также в целях недопущения снижения конкурентоспособности табачных изделий отечественного производства по отношению к импортным процесс роста ставок акцизов должен быть постепенным.
     
     В конечном счете спрос и предложение зависят от уровня розничной цены на изделие.
     
     В этой связи целесообразно рассмотреть структуру розничной цены табачных изделий.
     

    (в руб. и коп. за 1 пачку)

     

Наименование изделия

Оптовая цена

Сумма акциза

НДС

Доходы розничных организаций

Розничная цена


 

руб. коп.

руб. коп.

% в роз. цене

руб. коп.

руб. коп.

%в роз. цене

руб. коп.

Сигареты «Ява золотая»

5,40

0,58

5,0

1,19

4,33

37,0

11,50

Сигареты «Ява»

3,30

0,38

7,0

0,74

1,08

20,0

5,50


     Данные приведенной таблицы свидетельствуют о том, что основной "движущей силой" роста розничных цен является не сумма акциза, как этим всех пугают заинтересованные стороны, а суммы доходов, получаемые работниками розничной торговли и посредниками.