Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица


Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица


Л.А. Панина,
советник налоговой службы III ранга
     

1. Общие положения


     В п. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".


     Понятие предпринимательства в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлено п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которым "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".


     Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), являются субъектами предпринимательского права. Признаками такого субъекта предпринимательского права, как индивидуальный предприниматель являются имущество, принадлежащее ему как на праве собственности, так и на праве аренды, государственная регистрация в качестве предпринимателя, систематическое получение в результате осуществления предпринимательской деятельности прибыли от пользования имуществом (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), а в случаях, установленных законодательством, лицензирование предпринимательской деятельности.


     Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.


     Налогообложение граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится в соответствии с законодательством о налогах и сборах, которое включает НК РФ, Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".


     Основания признания индивидуального предпринимателя, являющегося должником, несостоятельным (банкротом) или объявления индивидуальным предпринимателем-должником о своей несостоятельности (банкротстве), а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".


     При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом процедура наблюдения по делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, не используется.


     Рассмотрение спора (за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности), одной из сторон которого является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 22 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), установившим, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами; гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.


2. Правовые основы деятельности предпринимателей


     Право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью установлено ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.


     Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательством Российской Федерации, без образования юридического лица, в качестве предпринимателей урегулирована Законом РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации".


     Для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо представляет заявление. Государственная регистрация осуществляется администрацией по месту постоянного жительства этого лица и производится не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются городскими (кроме городов районного подчинения), районными администрациями. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.


     Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.


     Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.


     При вступлении физического лица в полное товарищество ему выдается свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрационный сбор не взимается.


     В соответствии со ст. 69 ГК РФ полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели.


     К предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 23 ГК РФ) граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.


     Исходя из вышеприведенной нормы предприниматели вправе, так же как и коммерческие организации, заключать публичные договоры в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ, которым установлено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).


     Деятельность предпринимателей строится главным образом на договорной основе. В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами главы 27 ГК РФ и правилами отдельных видов договоров. Однако стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Следовательно, стороны вольны в выборе конкретного вида договора, причем предметом их выбора может быть договор, который не предусмотрен законодательством, но при этом такой договор не должен противоречить законодательству. Стороны свободны в определении условий договора, которые формулируются по их усмотрению. Исключение составляют лишь случаи, когда содержание соответствующего условия договора прямо установлено законом или иными правовыми актами. Так, например, законодательство может включать императивные нормы, определяющие условия некоторых договоров. Существование императивных норм может диктоваться необходимостью обеспечения защиты, либо публичных интересов, либо прав слабой стороны в гражданско-правовых отношениях, например прав потребителей. Условия договора должны соответствовать императивным нормам, иначе они будут признаны недействительными, то есть должны быть соблюдены обязательные для сторон правила, установленные законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора. Кроме того, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, но иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в самом законе установлено, что его действие распространяется и на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).


     Индивидуальные предприниматели могут в своей деятельности принимать на работу других физических лиц как по гражданско-правовым, так и по трудовым договорам. Так, в соответствии с частью первой ст. 15 КЗоТ установлено, что трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.


     При этом у индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, частных детективов и занимающихся частной практикой нотариусов в соответствии с Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" возникает обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20,6 % от дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением, а для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6 % от доходов, определяемых исходя из стоимости патента.


     Кроме того, индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 % от выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования.


     Отдельно выделен в п. 2 ст. 23 ГК РФ такой субъект предпринимательского (хозяйственного) права, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, который признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.


     В связи с введением в ГК РФ нормы, регулирующей правовой статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства как предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, возникает вопрос о порядке прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с правами юридического лица, установленной Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".


     Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с правами юридического лица осуществляется в соответствии со ст. 32 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которой установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица; в частности, п. "б" ст. 32 установлено, что деятельность крестьянского хозяйства прекращается по решению членов хозяйства о прекращении его деятельности. Кроме того, при прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности либо делятся (п. 3 ст. 33 Закона).


     Таким образом, прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с правами юридического лица осуществляется в соответствии со ст. 32 и 33 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". После выполнения условий, предусмотренных данными статьями, крестьянское хозяйство может пройти государственную регистрацию, а его глава будет являться предпринимателем. Необходимо отметить, что при изменении статуса крестьянского (фермерского) хозяйства и признании его главы предпринимателем имущество хозяйства остается в собственности его членов и главы согласно п. 1 ст. 15 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которым установлено, что имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности или может находиться в общей совместной собственности.


     Взаимоотношения между членами и главой крестьянского (фермерского) хозяйства строятся на договорной основе или на основе соглашений между ними. В соответствии с п. 3 ст. 257 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.


3. Лицензирование


     Одним из важнейших условий деятельности предпринимателей является лицензирование их деятельности. В соответствии с действующим законодательством определенные области предпринимательской деятельности, в которых субъектами выступают предприниматели, требуют помимо государственной регистрации предпринимателя получение лицензии на право осуществления определенной деятельности. Лицензируемые виды деятельности осуществляются лицами, имеющими специальные знания, которые подтверждаются соответствующими документами об образовании. Кроме того, в лицензионные требования и условия к гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, могут дополнительно включаться квалификационные требования как к соискателю лицензии или лицензиату. Лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.


     Основными принципами осуществления лицензирования являются:


     защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;


     обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;


     утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;


     гласность и открытость лицензирования;


     соблюдение законности при осуществлении лицензирования.


     В соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Рассматриваемым Федеральным законом (ст. 17) установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Однако этот перечень не является исчерпывающим. В этой связи необходимо сказать о действии постановления Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства утверждены Порядок ведения лицензионной деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Указанное постановление Правительства РФ не было отменено в установленном порядке и поэтому действует в части, не противоречащей Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности". В связи с этим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установленный постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418, не применяется. Лицензирование предпринимательской деятельности для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является обязательным в случае, если законодательными актами такая обязанность установлена.


     Деятельность предпринимателей, подлежащую лицензированию в соответствии с действующим законодательством, можно проиллюстрировать следующими примерами:


     Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. В соответствии со ст. 9 данного Закона пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.


     Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Однако граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. В соответствии со ст. 4 данного Закона частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй ст. 3 названного Закона. Статьей 6 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 установлены правила выдачи лицензий частным детективам.


     Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Статьей 39 данного Федерального закона установлено, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.


     Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 24 данного Закона установлены требования к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц, одним из которых является государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.


4. Налогообложение


     Доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, облагается подоходным налогом в соответствии с законодательством о налогах и сборах.


     Индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях выступают в качестве:


     - налогоплательщиков;


     - налоговых агентов (работодатели или лица, являющиеся источником дохода других физических лиц), то есть индивидуальные предприниматели выступают как лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и платежей;


     - плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования.


     В этой связи обязанности индивидуальных предпринимателей также рассматриваются с двух сторон: как налогоплательщиков и как налоговых агентов. Эти обязанности установлены НК РФ, Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и Федеральным законом от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".


(Продолжение следует)