Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Инструкция МНС России N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"" (комментарий)


Инструкция МНС России N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”"
(комментарий)

     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     
     В соответствии с приказом МНС России от 06.03.2000 N АП-3-04/90 "Об отмене инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" введена в действие инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (далее - Инструкция N 56). Изменения, внесенные Инструкцией N 56, коснулись вопросов, связанных с порядком и формой представления налоговой декларации по земельному налогу, индексацией ставок земельного налога в 2000 году, новым порядком перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы во все уровни бюджетов, уточнением ряда льгот по земельному налогу. Инструкция N 56 разработана на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), Федеральных законов от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ), части первой НК РФ.
     
     Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что Инструкцией N 56 утвержден новый Порядок составления сводной налоговой декларации на уплату земельного налога (Приложение N 1). Сравнивая положения нового и старого Порядков (определен в прежней редакции Инструкции N 29), необходимо отметить, что вводимые с 2000 года форма налоговой декларации по земельному налогу и инструкция по ее заполнению, существенно отличаются от действовавших в 1999 году и теперь соответствуют нормам, закрепленным в НК РФ. Из новой Инструкции по заполнению налоговой декларации по земельному налогу следует, что налогоплательщик при уплате земельного налога в 2000 году должен заполнить эту декларацию и представить ее не позднее 1 июля в тот налоговый орган, в котором числится облагаемый налогом объект. Напомним, что данный срок представления декларации установлен Законом РФ "О плате за землю".
     
     При уплате земельного налога возникают разные ситуации. Предположим, что земельный участок предоставлен налогоплательщику в середине года. В этом случае налоговая декларация подается юридическим лицом в течение месяца с момента предоставления ему земельного участка. А в ситуации, когда на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, находятся несколько объектов налогообложения (земельных участков, земель, занятых строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми домами), налогоплательщик отдельной декларации по каждому объекту не составляет. В этом случае он должен представить одну сводную налоговую декларацию на все объекты налогообложения. При этом к форме декларации налогоплательщик должен представить таблицы формы N 1-4 об исчисленных суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению, а по землям, занятым государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом, а также нежилым фондом, - отдельно по каждому жилому дому и объекту. Если объекты налогообложения юридического лица расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них представляется сводная налоговая декларация за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами.
     
     Декларация по земельному налогу подается с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). В связи с этим напомним, в каких формах, на каком основании и в каких условиях возможно применение ИНН. Как устанавливает НК РФ, идентификационный номер налогоплательщика - это единый по всем видам налогов и сборов (в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации) номер, присваиваемый каждому налогоплательщику. При этом следует отметить, что порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН утверждены приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (в ред. 24.12.1999 N АП-3-12/412).
     

     Кроме того, в дополнение к ИНН организации вводится код причины постановки на учет (КПП), который состоит из кода налогового органа, который осуществил постановку организации на учет по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств; причины постановки на учет; порядкового номера постановки на учет по соответствующей причине.
     
     Обращаем внимание на то, что ИНН присваивается налоговым органом организации при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения; физическому лицу-налогоплательщику - при постановке на учет в налоговом органе; физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, то есть не имеющему обязанности уплачивать налоги, - при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган в соответствии с нормами НК РФ.
     
     Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации-налогоплательщика осуществляется на основании заявления о постановке на учет, одновременно с которым представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке документов: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов.
     
     Налоговый орган указывает ИНН в выдаваемом свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик должен указывать свой ИНН в подаваемой в налоговый орган декларации по земельному налогу. При этом присвоенный налогоплательщику ИНН подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или копией указанного свидетельства, заверенной в установленном порядке.
     
     В самой форме налоговой декларации по земельному налогу налогоплательщик перечисляет в отдельности все земельные участки по их целевому использованию с указанием их подробного адреса. (Это связано с тем, что расположенные в различных зонах города или территории района земли облагаются по разным ставкам земельного налога.) Одним из показателей при заполнении формы является ставка земельного налога за 1 га или 1 кв.м, которая записывается по каждому объекту налогообложения, находящемуся в собственности, владении или пользовании налогоплательщика. Кроме того, показываются суммы налога по каждому объекту налогообложения, рассчитанные как произведение площади земельного участка в кв.м или га на ставку налога за 1 кв.м/руб. коп. или за 1 га/руб. коп. При расчете налоговой базы, ставок налога и суммы земельного налога приводятся данные самого налогоплательщика, а если требуются исправления - данные налогового органа.
     
     Кроме того, как требуют положения НК РФ, в форме декларации учтены льготные категории налогоплательщиков. Учитывая, что часть земельных участков или земельный участок организации в целом могут подлежать льготному налогообложению, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий право на льготы по налогу. В налоговой декларации необходимо указать, на каком основании эти земли подлежат льготному налогообложению. Одновременно в декларации перечисляются полностью или частично льготируемые объекты, основания их освобождения от налогообложения, местонахождение, площади земельных участков, подлежащие освобождению от уплаты налога, ставки и суммы земельного налога по каждому земельному участку. Далее рассчитывается общая сумма предоставленных льгот, учитываемых в данной декларации.
     
     В итоговой части приводятся сведения об общей площади земельных участков и суммах налога, и, таким образом, определяются налогооблагаемая площадь земли и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет.
     
     В нижней части декларации, за пределами таблицы, показывается сумма земельного налога, подлежащая уплате по срокам: 15 сентября и 15 ноября, или по срокам, установленным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. По каждому сроку уплаты показываются суммы налога, распределяемые по уровням бюджетов: в федеральный бюджет, в бюджеты субъекта Российской Федерации и соответствующего органа местного самоуправления.
     
     В новый Порядок составления налоговой декларации по земельному налогу введено положение, согласно которому в случае если налогоплательщик допустил ошибку при составлении налоговой декларации, то есть неправильно указал ставки, суммы земельного налога, налогооблагаемую площадь земельного участка, то в предусмотренную для этих целей строку в форме декларации записываются замечания налогового органа, проверяющего правильность заполнения налоговой декларации.
     
     Нормы Инструкции N 56 о порядке составления налоговой декларации дополнены рядом положений, предусмотренных НК РФ. В связи с этим, рассматривая вопрос об уплате налогоплательщиком земельного налога по представляемой им в налоговые органы налоговой декларации, следует знать о последствиях, которые могут иметь место при его неуплате.
     
     Часть первая НК РФ устанавливает, что при неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога. При этом НК РФ поясняет, что требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Все перечисленные выше положения НК РФ внесены в п. 30 Инструкции N 56. Требование об уплате налога передается руководителю организации или его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или каким-либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. В то же время, если организации уклоняются от получения требования, оно направляется им по почте заказным письмом. Ранее в необходимых случаях датой получения требования признавалась дата составления должностным лицом налогового органа соответствующего акта. Теперь требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Например, при неуплате земельного налога по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля. Если органы местного самоуправления установили срок уплаты земельного налога, например 1 октября, налогоплательщик должен получить требование об уплате налога к 1 января.
     
     Обращаем внимание на еще одно дополнение, которое характеризует порядок зачета излишне уплаченных сумм земельного налога. Как устанавливает НК РФ, сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. В связи с этим введено положение, предусматривающее невозможность осуществления зачета излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей без письменного заявления налогоплательщика, причем по решению налогового органа. При этом решение налогового органа выносится в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика. По заявлению налогоплательщика и решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки при условии, что эта сумма направляется в тот бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы могут самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
     
     В Инструкции N 56 введено новое правило, предусматривающее возврат излишне взысканных сумм налога. При этом отдельно оговаривается, что сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Такое заявление может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня излишне уплаченной суммы налога. При этом должно соблюдаться следующее условие. Если у налогоплательщика имеется недоимка по уплате налогов или задолженность по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки. Установлен предельный срок для принятия налоговым органом решения о возврате излишне уплаченных сумм налога - в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
     
     Изменения, внесенные Инструкцией N 56, вызваны введенной на 2000 год индексацией ставок и размеров земельного налога. В связи с этим сначала рассмотрим порядок расчета средних ставок земельного налога в городах и поселках, определенный п. 15 Инструкции N 56, которым установлено, что ставки земельного налога рассчитываются дифференцированно по местоположению земель и зонам градостроительной ценности территории. Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соответствующего экономического района устанавливается в размере норматива таблицы 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю". Для земель курортных районов, зон отдыха, городов Москвы и Санкт-Петербурга (таблица 2 Приложения N 2 к Закону), а также для городов, являющихся столицами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, городами с развитым социально-культурным потенциалом (наличие средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, театров, концертных залов и других объектов) (таблица  3 Приложения N 2 к Закону), предусмотрено применение коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога. В случае если населенный пункт расположен в сфере действия двух указанных факторов (коэффициенты таблиц 2 и 3), средняя ставка налога увеличивается с учетом этих коэффициентов. Порядок исчисления налога в 2000 году за земельные участки, находящиеся на территории города или поселка, рассмотрим на условном примере.
     

     Пример.

     
     ЗАО, расположенное в Свердловской области, получило документ на право пользования земельным участком площадью 5000 кв.м. В городе, где находится данная организация, численность населения составляет около 2000 тыс. человек. Какую сумму земельного налога уплатит ЗАО в 2000 году?
     
     В рассматриваемом примере исчисление ставок земельного налога должно производиться исходя из таблиц 1, 3 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю". Базовым нормативом средней ставки являются показатели таблицы 1. Среднюю ставку земельного налога для поселений численностью 2000 тыс. человек находим в таблице 1 на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения от 1000 до 3000 тыс. человек. Средняя ставка равна 2,3 руб./кв.м. Следует иметь в виду, что значения таблицы 1 Приложения N 2 к Закону приведены в условиях 1994 года. В связи с этим для расчета средней ставки налога необходимо учесть коэффициенты индексации ставок земельного налога. Отметим, что в 1994 году применялся коэффициент 50; в 1995 году - коэффициент 2; в 1996-1997 годах - соответственно коэффициенты 1,5 и 2 и в 1999 году - коэффициент 2.
     
     Поэтому средняя ставка для исчисления налога, с учетом деноминации, проводимой в 1998 году, составляла в 1999 году 1,38 руб./кв.м [(2,3 руб./кв.м х 50 х 2 х 1,5 х 2 х х 2 ) : 1000].
     
     В 2000 году к средней ставке, сложившейся в 1999 году, следует применить коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год". Таким образом, средняя ставка земельного налога в 2000 году составила 1,66 руб./кв.м (1,38 руб./кв.м х 1,2).
     
     Коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала находим в таблице 3 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" по столбцу, соответствующему численности населения города от 1000 до 3000 тыс. человек. Данный коэффициент равен 2,6. Средняя ставка налога в 2000 году составит 4,32 руб./кв.м (1,66 руб./кв.м х 2,6).
     
     Сумма земельного налога, которую заплатит в 2000 году ЗАО составит 21 600 руб. (5000 кв.м х
х 4,32 руб./кв.м).

          
     Рассматривая порядок индексации ставок налога за земли городов и поселков, следует обратить внимание на изменения, которые связаны с применением к определенным категориям плательщиков и конкретным категориям земель в 2000 году коэффициента 1,2. Так, минимальный размер налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 14,4 коп. за 1 кв.м. Рассмотрим на примере применение в настоящее время этого размера налога.
     

     Пример.

     
     Гаражно-строительный кооператив (ГСК) используется для хранения легковых автомобилей марки "ВАЗ-21099", "Москвич" и др., принадлежащих физическим лицам. Кооператив занимает площадь земельного участка 6000 кв.м и находится на окраине города, расположенного на территории Ставропольского края, численность населения которого составляет 1500 тыс. человек. Какую сумму налога уплатит ГСК в 2000 году?
     
     Согласно абзацу первому п. 16 Инструкции N 56 налог за земли, занятые индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельных участков в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. (неденоминированных) за 1 кв.м. Заметим, что данная ставка налога приведена в условиях 1994 года. Индексация ставок налога зафиксирована в последующих абзацах того же пункта Инструкции N 56. Если учесть все коэффициенты индексации ставок, вводимых в 1995-1997, 1999, 2000 годах, и деноминацию 1998 года, то ставка налога будет равна 14,4 коп./кв.м [(10руб./кв.м х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 ) : 1000].
     
     Среднюю ставку в городе, где находится ГСК, находим в таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю". Она составляет в 2000 году - 1,73 руб./кв.м. Льготная ставка в размере 3 %, применяемая к землям, занятым кооперативными гаражами, составила бы 5,19 коп./кв.м (1,73 руб./кв.м х 3 %). Как видим, полученная льготная ставка (5,19 коп./кв.м) меньше установленного Законом минимального размера налога (14,4 коп./кв.м). В этом случае для расчета суммы налога принимается минимальный размер 14,4 коп./кв.м. Таким образом, сумма земельного налога, которую уплатит ГСК в 2000 году, составит 864 руб. (6000 кв.м х 14,4 коп./кв.м).

          
     Возвращаясь к п. 16 Инструкции N 56, а точнее, к его девятому абзацу, видим, что минимальный размер земельного налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 7,2 коп. за 1 кв.м. Такой размер ставок за земли, занятые личным подсобным хозяйством, объясняется неиндексированием ставок налога по этой категории земель в 1999 году. Рассмотрим на условном примере порядок исчисления земельного налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством.
     

     Пример.

     
     Гражданин, проживающий в городе, приобрел земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 800 кв.м. Какую сумму налога он должен уплатить в 2000 году?
     
     Как следует из абзаца 7 п. 16 Инструкции N 56, минимальный размер земельного налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составлял в 1999 году не менее 6 коп. за 1 кв.м. Предположим, что средняя ставка земельного налога была установлена на 1999 год по рассматриваемому в нашем примере городу в размере 1,26 руб./кв.м. Три процента от этой ставки составляли 3,78 коп./кв.м (1,26 руб./кв.м х 3 %). В связи с тем что налог за земли личного подсобного хозяйства в городах и поселках взимался в 1999 году в размере не менее 6 коп. за 1 кв.м, то из расчета исключаются 3,78 коп./кв.м. Поэтому для расчета земельного налога в 1999 году должны были применять минимальную ставку в размере 6 коп./кв.м. В 2000 году в связи с применением коэффициента 1,2 к ставкам налога по всем землям минимальный размер налога за земли личного подсобного хозяйства составит 7,2 коп./кв.м. (6 коп./кв.м х 1,2).
     
     Сумма земельного налога, которую должен уплатить гражданин в 2000 году за земельный участок площадью 800 кв.м составит 57,6 руб. (800 кв.м х 7,2 коп./кв.м).
     
     
     Продолжая разговор о ставках налога за земли городов и поселков, применяемых в 2000 году, следует отметить, что размер земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, составит в 2000 году 7,2 коп. за 1 кв.м. Такое дополнение внесено в п. 17 Инструкции N 56. Следует отметить, что при налогообложении земельных участков, находящихся в пользовании у садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов и товариществ, существует ряд особенностей:
     
     1) правления садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов и товариществ представляют налоговые декларации по земельному налогу налоговым органам того административного района, на территории которого находятся земельные участки этих кооперативов и товариществ, в том случае, если свидетельства на право собственности на землю еще не выданы всем членам этих товариществ и кооперативов;
     
     2) при соблюдении условия о том, что члены садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ и кооперативов получат свидетельства на право собственности на землю, исчисление земельного налога будет производиться налоговыми органами каждому из них. При этом условии каждый член товарищества или кооператива земельный налог в 1999 году должен был уплатить по ставкам, сложившимся в 1998 году, без применения к ним коэффициента 2, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". В 2000 году каждый член товарищества или кооператива, при условии, что он получил свидетельство о праве собственности на землю, уплатит земельный налог по ставкам налога с коэффициентом 1,2. В этом случае за земли общего пользования, закрепленные за садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами или кооперативами, земельный налог будут уплачивать их правления. При таком положении к ставкам налога за земли общего пользования в 1999 году применялся коэффициент 2. В 2000 году к ставкам налога как за земли членов садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ и кооперативов, так и за земли их общего пользования должен применяться коэффициент 1,2.
     
     Индексация ставок земельного налога, проводимая в 2000 году, затронула и земли сельскохозяйственного назначения. Порядок расчета ставок налога за эти земли определен п. 13 Инструкции N 56. Следует напомнить, что ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются за один гектар по видам угодий - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. Ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта. Для республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа за базисный уровень принимаются средние размеры налога за один гектар немелиорированной пашни (Приложение N 1 к Закону РФ "О плате за землю"). Дифференциация средних размеров земельного налога по сельскохозяйственным угодьям и группам почв осуществляется на основе показателей земельной ренты по природно-сельскохозяйственным зонам Российской Федерации или непосредственно по материалам оценки земель. Обращаем внимание на то, что к землям сельскохозяйственного назначения Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" установлен коэффициент индексации ставок налога на 2000 год в размере 1,2. Индексацию ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения рассмотрим на примере.
     

     Пример.

     
     АО занимается сельскохозяйственной деятельностью на территории сельской местности Ивантеевского района Саратовской области. Площадь земельного участка - 2800 га. Какую сумму земельного налога уплатит в 2000 году АО?
     
     Согласно Приложению N 1 к Закону РФ "О плате за землю" средний размер земельного налога по Саратовской области составлял 1050 руб. за 1 га пашни. С учетом проводимой в 1995-1997 годах индексации ставок налога средний размер налога по Саратовской области в 1997году составлял 4725 руб./га (1050 руб./га х 1,5 х 1,5 х х 2), где 1,5; 1,5; 2 - коэффициенты индексации ставок налога согласно постановлениям Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 и от 03.04.1996 N 378 и Федеральному закону от 26.02.1997 N 29-ФЗ. В связи с тем что в 1998 году ставки земельного налога вообще не индексировались, а в 1999 году ставки земельного налога не индексировались по землям сельскохозяйственного назначения, по этим годам средний размер налога по Саратовской области составлял 4,73 руб./га (с учетом деноминации).
     
     В 2000 году средняя ставка, по которой сельскохозяйственная организация должна уплатить земельный налог, составит 5,68 руб./га (4,73 руб./га х 1,2).
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в 2000 году, составит 15 904 руб. (2800 га х 5,68 руб./га).
     
     
     Продолжая рассматривать вопрос об индексации ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения, необходимо иметь в виду, что сумма земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (кроме ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота), составит в 2000 году 7,2 коп. за 1 кв.м. Такой порядок исчисления земельного налога установлен п. 14 Инструкции N 56. Рассмотрим это на условном примере.
     

     Пример.

     
     Ферма для содержания скота, занимающая площадь земельного участка 4500 кв.м, и склад для хранения сельскохозяйственной продукции, площадь участка которого 1000 кв.м, расположены на территории деревни Владыкино Волгоградской области. Какую сумму земельного налога следует уплатить за земельные участки под этими постройками в 2000 году?
     
     При решении поставленного в нашем примере вопроса следует отметить, что в прошлом году коэффициент индексации ставок налога в размере 2 применялся к ставкам земельного налога по всем категориям земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Поэтому ставка налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (то есть несельскохозяйственные земли), составляла 6 коп./кв.м. Сумма земельного налога за рассматриваемые в примере объекты составляла 270 руб. (4500 кв.м х 6 коп./кв.м) и 60 руб. (1000 кв.м х 6 коп./кв.м). Соответственно всего: 330 руб. (270 руб. + 60 руб.).
     
     В 2000 году в связи с принятым решением о повышении ставок налога в 1,2 раза по всем категориям земель налог за земельные участки под постройками для содержания скота уплачивается в сумме 324 руб. (4500 кв.м х х 7,2 коп./кв.м), за земельный участок под складом - 72 руб. (1000 кв.м х 7,2 коп./кв.м). За два земельных участка сумма налога составит 396 руб. (324 руб. + 72 руб.).
     
     Органы местного самоуправления приняли решение о повышении ставок налога в 2 раза. Поэтому сумма земельного налога за два земельных участка в 2000 году составит 792 руб. [(5500 кв.м х 7,2 коп./кв.м ) х 2].

          
     Следует отметить, что индексация ставок налога в 2000 году распространяется и на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. По ним земельный налог устанавливается в 2000 году в размере 20 % от средних ставок земельного налога, определенных в соответствии с Приложением N 1 к Закону РФ "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек, с учетом коэффициента индексации 1,2. Как видим, п. 19 Инструкции N 56 определяет порядок расчета ставок налога за указанные выше земли, который рассмотрим на условном примере.
     

     Пример.

     

     Предприятие осуществляет производственную деятельность и расположено в сельской местности Вологодской области. Площадь земельного участка, занимаемого данным предприятием, составляет 12 га. По какой ставке производится начисление земельного налога и какая сумма налога подлежит уплате в 2000 году?
     
     Среднюю ставку налога находим в таблице 1 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения до 20 тыс. человек. Данная ставка налога составляла в 1994 году 0,5 руб./кв.м.
     
     Средняя ставка налога в действующих в настоящее время условиях, то есть в 2000 году составит 36 коп./кв.м (с учетом проведенной деноминации в 1998 году) [0,5 руб./кв.м х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996г.) х 2 (1997г.) х 2 (1999г.) х 1,2 (2000г.) : 1000].
     
     20 % от этой ставки налога составляют 7,2 коп./кв.м (36 коп./кв.м х 20 %).
     
     Сумма налога, которую заплатит предприятие в 2000 году, составит 8640 руб. (120 000 кв.м х 7,2 коп./кв.м).
     

(Окончание следует)