Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( Г.В. Зинькова )


На вопросы отвечают

     

О налоге на прибыль


Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента налогов политики Минфина России
       

     Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, указанных в акте передачи, но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости, отраженной в документах бухгалтерского учета передающих предприятий.
     
    Статьей 54 части первой НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета.

     Согласно п. 10.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов. Данные о ценах, действующих на дату принятия активов к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы.

     Таким образом, Законом РФ N 2116-1 установлен отличный от определенного частью первой НК РФ порядок определения налогооблагаемой базы в отношении имущества, полученного безвозмездно.

     Просим сообщить, подлежит ли применению положение Закона РФ N 2116-1 в части определения налогооблагаемой прибыли, возникшей при получении имущества безвозмездно?


     Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй НК РФ ссылки на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.


     Таким образом, при исчислении налога на прибыль организациям следует руководствоваться п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон РФ N 2116-1), в том числе при получении безвозмездно от других организаций основных средств, товаров и иного имущества. Налогооблагаемая прибыль таких организаций должна увеличиваться на стоимость безвозмездно полученных средств и имущества, но не ниже их балансовой (остаточной - по основным средствам) стоимости, числящейся у передающих предприятий. При этом их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны указывается в документах о передаче.


     Между Заказчиком и Исполнителем заключен договор возмездного оказания услуг. В процессе исполнения обязательства стало ясно, что Исполнитель не в состоянии надлежащим образом его исполнить, и для сторон возникла необходимость избрания оснований его прекращения. В качестве такового было избрано отступное. В соответствии с условиями соглашения об отступном Исполнителем взамен оказания услуги Заказчику была уплачена определенная сумма денег.
     
     Являются ли денежные средства, полученные Заказчиком на основании соглашения об отступном, выручкой либо внереализационным доходом?


     Согласно ст. 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.


     Отступное взамен исполнения первоначального обязательства в обязательном порядке приводит к прекращению первоначального обязательства, то есть оно утрачивает свою правовую силу, и по общему правилу правовые отношения между участниками обязательства прекращаются или в некоторых случаях сохраняются, но в измененном виде.


     Денежные средства, полученные заказчиком на основании соглашения об отступном взамен оказанных услуг, являются своего рода неустойкой за нарушение условий хозяйственных договоров.


     В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений и дополнений), в состав внереализационных доходов включаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причиненных убытков.


     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, введенным в действие с 1 января 2000 года, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров также являются внереализационными доходами.


     Часто возникают ситуации, когда предприятие, находящееся на территории одного субъекта Российской Федерации, в порядке долевого участия содержит учреждение культуры, находящееся на территории другого субъекта Российской Федерации. При этом не ясно, решениями (нормами) органов власти какого из субъектов Российской Федерации следует руководствоваться.
     
     Возможно ли безвозмездное долевое участие в содержании учреждений культуры и спорта при отсутствии долевой собственности инвестора и при отсутствии в договоре условий совместного с инвестором использования объектов социально-культурной сферы?


     Законом РФ N 2116-1 предусмотрена льгота для организаций, осуществляющих затраты (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затраты на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.


     Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.


     Редакция данной льготы не предусматривает обязательного нахождения в общей или долевой собственности указанных объектов, затраты на содержание которых предприятия осуществляют при долевом участии. Однако в этом случае необходимо наличие договора о совместном использовании сторонами вышеназванных объектов. Перечисление инвестором денежных средств на содержание объектов социально-культурной сферы при отсутствии договора о совместном использовании указанных объектов следует рассматривать как безвозмездное получение средств и включать их в налогооблагаемую базу.