Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О реструктуризации кредитных организаций


О реструктуризации кредитных организаций

     

Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга

     
     Является ли мораторий на требования кредиторов по обязательствам, возникшим до перехода кредитных организаций под управление государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", вводимый согласно ст. 13 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", и на основании ст. 26 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в банках основанием для неприменения к ним мер ответственности, предусмотренных ст. 60, 133 и 135 НК РФ?

     
     Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" установлено, что с момента перехода кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) вводится мораторий на удовлетворение требований ее кредиторов по обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 25.02.1999 N 40_ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". При этом установлено, что обязательства кредитной организации, возникшие после перехода кредитной организации под управление Агентства, подлежат исполнению кредитной организацией в полном объеме.
     
     Таким образом, во время действия моратория не допускается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций. Требования о взыскании в бесспорном порядке по денежным обязательствам и обязательным платежам могут быть предъявлены кредитной организации только после окончания действия моратория.
     
     Вместе с тем действие указанного моратория не распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли после введения моратория, что является основанием для предъявления к кредитной организации требований по уплате данной задолженности и в период действия моратория.

     
     Возможно ли применение к кредитным организациям, находящимся под управлением АРКО, мер воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев согласно письму Банка России от 18.06.1999 N 182-Т, если выявляются случаи несвоевременного исполнения поручений по вине банка?

     

     В соответствии с указаниями Банка России от 27.09.1999 N 647-У к кредитным организациям, находящимся под управлением АРКО, не применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 139-ФЗ), что исключает возможность применения мер воздействия согласно письму Банка России от 18.06.1999 N 182-Т.
     

     Кто вправе обжаловать решение Банка России о направлении кредитной организации на реструктуризацию?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", регламентирующим вопросы, связанные с направлением предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление АРКО, предусмотрено, что учредители (участники) кредитной организации, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суде решение Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства. Обжалование решения Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства не приостанавливает его исполнения до вынесения судом решения по существу.
     

     Могут ли работники налоговых органов включаться в состав временной администрации по управлению кредитной организации?

     
     Временная администрация назначается Банком России в кредитную организацию в соответствии с Федеральными законами от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 139-ФЗ), от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" на срок, необходимый для выполнения поставленных перед администрацией задач, но не более срока, установленного законодательством.
     
     Порядок назначения и деятельности временной администрации определен в утвержденном Банком России нормативном документе от 14.05.1999 N 76-П "Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией".
     
     В соответствии с п. 1.5 названного Положения членом временной администрации является лицо, назначаемое Банком России для участия в работе временной администрации и осуществляющее функции и полномочия согласно распределению обязанностей, установленных руководителем временной администрации.
     
     При этом согласно п. 2.5 в состав временной администрации не могут входить лица, являющиеся кредиторами кредитной организации.
     
     Таким образом, налоговые органы, являющиеся кредиторами кредитной организации, не вправе быть членами временной администрации.
     

     Банк России отозвал у кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности. Возможно ли восстановление платежеспособности банка путем его реструктуризации, если имеются обращения вкладчиков и кредиторов банка к заинтересованным министерствам и ведомствам?

     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" предоставление банку права на реструктуризацию имеющейся у него задолженности перед кредиторами возможно только после принятия соответствующего решения Банком России о переходе кредитной организации под управление АРКО. Такое предложение принимается Советом директоров Банка России и подписывается Председателем Банка России или его заместителем.
     
     Указанные предложения могут быть направлены Банком России Агентству при условии пересмотра ранее изданного им приказа об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации.