Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( А.В. Балесная )


На вопросы отвечают

     

О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налоге с продаж


А.В. Балесная,
советник налоговой службы III ранга

          

     Наша организация (Детский центр социальной реабилитации и адаптации) получает в настоящее время большое количество предложений о финансировании в порядке долевого участия нашего объекта социально-культурной сферы от предприятий и организаций, расположенных в различных регионах России.
     
     Просим разъяснить, может ли предприятие, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, принимать долевое участие в содержании объектов социально-культурной сферы, находящихся на территории г. Москвы, по нормативам, установленным правительством г. Москвы?


     Согласно подпункту "ч" ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с учетом последующих изменений и дополнений (далее - Закон РФ N 2118-1), при исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых органами местного самоуправления, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.


     Финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может осуществляться как при условии наличия у организации права общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном использовании сторонами жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.


     При этом такой договор должен определять долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, финансируемую каждой из сторон.


     Затраты предприятий при долевом участии в содержании объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты.


     Таким образом, предоставляя данную льготу, Закон не ставит права налогоплательщиков на ее получение в зависимость от места осуществления расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.


     Цех предприятия, находящийся в Ленинградской области, осуществляет переработку рыбы, передаваемой ему головным предприятием, находящимся в г. Санкт-Петербурге. При этом сырье (рыба) для переработки передается по накладным, в которых отражаются только натуральные показатели (вид, вес, сорт). Произведенная из этой рыбы рыбопродукция не реализуется подразделением (цехом), а передается обратно в г. Санкт-Петербурге по накладным.
     
     В связи с изложенным просим разъяснить, в каком порядке должна производиться уплата налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?


     Статьей 21 Закона РФ N 2118-1 установлено, что налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы уплачивается от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.


     Частью 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.


     В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.


     Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ до введения в действие части второй НК РФ в части первой ст. 19 ссылки на положения НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ N 2118-1 и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.


     При распределении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы между филиалами или иными обособленными подразделениями организаций, осуществляющих свою деятельность в различных регионах, следует учитывать следующее.


     В соответствии с п. 4 Примерного положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рекомендованного к применению совместным письмом Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 04.06.1992 N 5.1/693, Минфина России от 02.06.1992 N 04-05-20 и Госналогслужбы России от 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176 (с учетом последующих изменений и дополнений), предприятия и организации, имеющие филиалы или иные обособленные подразделения в других регионах, вносят указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в этих подразделениях по согласованию юридического лица с исполнительными органами власти территорий, на которых расположены филиалы или иные обособленные подразделения.


     Возникновение объекта налогообложения связано непосредственно с реализацией продукции, работ, услуг (далее - реализацией). Если реализацию осуществляет не юридическое лицо, а филиал (что находит отражение в первичных документах), то соответствующая сумма налога должна поступать в местный бюджет по месту нахождения филиала. При этом, если может быть установлен объем реализации по конкретному филиалу, налог уплачивается. Недвусмысленно объем реализации может быть установлен при одновременном наличии у филиала двух реквизитов - текущего счета и отдельного баланса. Если же объем реализации не может быть точно установлен (например, при наличии только одного из указанных реквизитов), налог уплачивается по месту нахождения филиала по изложенной в совместном письме методике.


     Вместе с тем если реализация осуществляется юридическим лицом-головным подразделением (в первичных документах фигурирует юридическое лицо, денежные средства поступают на расчетные счета или приходуются в кассу исключительно юридического лица-головного подразделения, реализация отражается по балансу только юридического лица-головного подразделения), то отсутствуют основания считать, что филиал юридического лица осуществляет указанную реализацию. При этих обстоятельствах головное подразделение (юридическое лицо) должно уплачивать налог по месту своего нахождения, если иное не установлено решением органа местного самоуправления по месту нахождения головного подразделения.


     Акционерное общество (пароходство) имеет выделенные на отдельный баланс структурные подразделения - филиалы (порты, судоремонтные предприятия), расположенные на территориях нескольких областей. Эти филиалы осуществляют отдельные операции по обслуживанию транзитных судов, находящихся на балансе пароходства (ремонт, отстой и т. п.).
     
     Управление пароходства возмещает филиалам расходы по этим операциям в порядке внутрихозяйственных расчетов. Кроме того, филиалы производят и реализуют продукцию (работы, услуги) сторонним организациям, самостоятельно осуществляя с ними расчеты.

     Какие обороты будут включаться в выручку от реализации продукции (работ, услуг) у филиалов и облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?


     В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений) облагаемой базой по налогу на пользователей автомобильных дорог являются выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.


     Статьей 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами и услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу.


     Что касается филиалов пароходства, осуществляющих операции по обслуживанию судов, принадлежащих пароходству, то согласно ст. 39 НК РФ объекта обложения налогом на пользователей автомобильных дорог, а также налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при выполнении указанных работ не возникает, поскольку такая деятельность осуществляется в рамках одного юридического лица и право собственности на результаты этих работ не передается другому лицу.


     Названными налогами облагается выручка, полученная указанными филиалами от реализации продукции (работ, услуг) сторонним организациям.