Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( И.К. Выскребенцев )


На вопросы отвечают

     

О ресурсных платежах


И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы II ранга
     

     Как применяются льготы по земельному налогу для земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности?


     В соответствии с п. 13 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения только за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.


     Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.


     Статьей 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" от платы за землю в 1997 году были освобождены предприятия и организации за земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством РФ.


     Федеральными законами от 26.03.1998 N 420-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" такой льготы предусмотрено не было.


     Налоговые отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля за их уплатой, регулируются в настоящее время частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), вступившей в действие с 1 января 1999 года.


     Статьей 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.


     Таким образом, освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона N 31-ФЗ, может быть осуществлено только в том случае, если эти положения будут отражены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" или в Законе РФ "О плате за землю".


     Для сведения сообщаем, что в настоящее время проводится работа по внесению изменений в Закон РФ "О плате за землю" в части включения в него нормы по освобождению от уплаты налога за земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве.


     До внесения соответствующих изменений в Закон РФ "О плате за землю" можно воспользоваться льготой по земельному налогу, обратившись к органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, к органам местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 13, 14 указанного выше Закона имеют право устанавливать дополнительные льготы.


Предоставляются ли льготы по уплате земельного налога членам садоводческих товариществ - пенсионерам МВД России?


     В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”") от уплаты земельного налога освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.


     Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.


     Граждане, имеющие право на льготы, должны подтвердить это право необходимыми документами.


     Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", действительно предусмотрено предоставление льгот по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в п. "б", "в", "е", "ж", "з" ст. 58 указанного Положения, и имеющим выслугу двадцать лет и более, а также проживающим с ними членам семей.


     Однако в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" льготы могут предоставляться только тогда, когда предусмотрены в конкретных законодательных актах о налогах. Законом РФ "О плате за землю" льгота по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, а также сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию, и проживающим с ними членам семей в настоящее время не установлена.


     Данный вопрос стоит на контроле в МНС России, однако внесение изменений в законы относится к компетенции Госдумы.


     На основании вышеизложенного и для уточнения списков льготников по уплате земельного налога в территориальную инспекцию МНС России необходимо представить следующие документы: для военнослужащих - копию удостоверения личности, для военных пенсионеров - справку из военкомата о месте и продолжительности прохождения военной службы (более двадцати лет).


     В соответствии с действующим порядком основные средства, износ по которым не начисляется в соответствии с п. 4.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6 /97), принимаются в расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия по остаточной стоимости.

     Можно ли распространить указанный порядок расчета налога на имущество на основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований (п. 4.5 ПБУ 6/97)?


     В соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.


     Основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований, принимаются в расчет среднегодовой стоимости имущества предприятий также по остаточной стоимости. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, по объектам основных средств, которые приобретены с использованием бюджетных ассигнований, при начислении амортизации в расчет берется стоимость объекта за минусом величины полученных сумм.


     Однако для целей исчисления налога на имущество предприятий амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов должны быть начислены исходя из полной стоимости указанных средств, то есть с учетом бюджетных ассигнований. При этом начисленные амортизационные отчисления учитываются отдельно.


     Для сведения сообщаем, что по объектам основных средств, источником приобретения которых являются непосредственно затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), их остаточная стоимость при исчислении налога на имущество предприятий равняется нулю.