Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые и иные правонарушения и преступления в сфере торговли.


Налоговые и иные правонарушения и преступления в сфере торговли.

     

Соловьев И.Н.
Управление ФСНП России по г. Москве, к.ю.н.
          

1. Законодательная база


     Законодательная база, регулирующая порядок осуществления торговли на территории Российской Федерации, весьма обширна и насчитывает более 100 нормативных актов, среди которых:


     Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" (с изменениями и допополнениями);


     постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 936 "О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения" (с изменениями и дополнениями);


     постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 536 "О некоторых мерах по дальнейшему развитию торговли";


     постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 866 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации";


     постановление Правительства РФ от 21.12.1999 N 1420 "Об утверждении Положения о Министерстве торговли Российской Федерации";


     постановление Правительства РФ от 23.09.1999 N 1087 "О Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка";


     Федеральный закон от 02 .01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов и др.


     В соответствии с Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, занимающимися предпринимательскую деятельностью без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).


     В то же время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 могут денежные расчеты с населением без применения ККМ могут осуществлять следующие категории налогоплательщиков (юридических лиц и предпринимателей) при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинами, если осуществляются следующие виды деятельности имеются в виду ниже приведенные категории налогоплательщиков:


     - продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.


     - продажа ценных бумаг;


     - продажа лотерейных билетов;


     - продажа проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте;


     - обеспечение питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ;


     - торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;


     - осуществление мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал (при продаже овощей и бахчевых культур);


     - продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России;


     - организации находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому органом государственной власти субъекта РФ.


     - религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.


     - учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты , предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.


     - в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.


     Более подробно порядок применения ККМ регулируется Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745).


     В соответствии с действующим законодательством индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, уплачивают:


     - подоходный налог с физических лиц или стоимость патента в случае, если налогоплательщик выбирает упрощенную форму налогообложения.;


     - налог с продаж;


     - налог на рекламу;


     - арендную плату, облагаемую НДС;


     - страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.


     Следует отметить, что Закон РФ N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.1998 позволяет повысить уровень собираемости налогов, отказавшись при этом от контроля за доходом предпринимателя без образования юридического лица.
     

2. Криминогенная обстановка


     Анализируя общие показатели борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями в 1998 году, можно сделать вывод, что налоговые правонарушения и преступления чаще всего встречались в сфере торговли и оказания услуг (57,1 %).


     По оценкам сотрудников московской налоговой полиции, ежедневно на 240 столичных рынках в незаконном налично-денежном обороте находится около 10 млн. руб.


     Анализируя вопросы ответственности за совершение налоговых и иных правонарушений в сфере торговли, хотелось бы сразу подразделить рассматриваемую область финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков на торговлю, осуществляемую:


     1). на оптово-розничных рынках;


     2). в магазинах и супермаркетах;


     3). из палаток, с лотков, с кузовов автомобилей;


     4). с рук.


     В свою очередь, оптово-розничные рынки можно условно подразделить на:


     -продовольственные;


     - вещевые;


     - универсальные;


     - сельскохозяйственные;


     - специализированные (хозяйственные, строительных материалов, автомобильные, автозапчастей, аудио и видеорынки и т.д.).


     В настоящее время в Москве расположено около 240 оптово-розничных рынков, из них: 47 продовольственных, 31 вещевых, 94 универсальных, 40 сельскохозяйственных, 28 специализированных.


     Проведенный анализ показывает, что более 50 % лиц, уклоняющихся от регистрации в налоговых органах, осуществляют предпринимательскую деятельность на оптово-розничных рынках. В механизмы уклонения от уплаты налогов и сборов включены схемы с использованием статуса и возможностей, предоставленных законодательством предпринимателям без образования юридического лица (когда доход предпринимателей формируется как годовой налогооблагаемый доход, а законодательство не предусматривает ведения формализованного учета доходов и расходов).


     Существенно влияет на криминогенную обстановку в сфере торговли отсутствие постоянного оперативного контроля за использованием ККМ и текущей предпринимательской деятельностью, что делает возможным реализацию неучтенных товаров.


     Острой проблемой остается качество реализуемой на рынках продукции. Только в 1998 году Госторгинспекция Минторговли России проведено более 200 тысяч проверок качества и безопасности продуктов питания и промышленных товаров, в результате которых. Не допущено к реализации некачественной продукции на сумму свыше 7 млрд руб., наложено штрафных санкций на сумму свыше 332 млн руб.


     К местам оптово-розничной реализации промышленных товаров можно отнести так называемые национальные рынки, располагающиеся, как правило, в местах компактного проживания иностранных граждан (китайские, вьетнамские, индийский, пакистанские, афганские рынки)


     Проведенные органами налоговой полиции мероприятия в таких местах торговли выявили существенные нарушения, допускаемые физическим лицами-иностранными гражданами при продаже товаров народного потребления и препаратов, так называемой, "нетрадиционной медицины", а также при организации питания в местах оптовой торговли, на вещевых рынках, в гостиницах, общежитиях и иных местах компактного проживания иностранных граждан:


     - отсутствие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;


     - отсутствие документов, подтверждающих право собственность граждан на товар;


     - осуществление торговли без применения ККМ;


     - наличие неучтенных денежных средств;


     - отсутствие обязательных сертификатов качества на реализуемую продукцию медицинского назначения;


     - отсутствие разрешения на открытие кафе и ресторанов национальной кухни;


     - отсутствие разрешения на торговлю;


     - отсутствие регистрации, необходимой для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и в г. Москвы.


     Для действенного контроля за торговой деятельностью иностранных граждан на территории Российской Федерации целесообразно создавать торговые дома по национальному признаку, как это уже сделано во многих странах мира.


     Остается весьма острой проблема подконтрольности многих оптово-розничных рынков организованным преступным группировкам, которая связана прежде всего с тем, что предприниматели регулярно платят, кроме установленных государством налогов и сборов, определенные суммы так называемым "крышам". Естественно, что такие суммы формируются за счет уклонения от постановки на налоговый учет, занижения налогооблагаемой базы, незаконного использования льгот, завышения произведенных расходов, неотражения произведенных хозяйственных операций в бухгалтерских документах, что в конечном счете приводит к уклонению от уплаты налогов и сборов.


     Организованные преступные группировки (ОПГ)извлекают постоянный доход от рынков и фирм, занимающихся реализацией алкогольной и табачной продукции, продажей автомобилей, запчастей к ним и т.д. Большая часть средств, получаемых от арендаторов торговых мест на рынках, не учитывается и идет непосредственно на финансовую подпитку ОПГ.


     Следует также отметить, что анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и особенностей функционирования оптово-розничных рынков позволяет сделать вывод не контролируемом налоговыми органами движении капиталов, значительной массу налично-денежного оборота, массовом сокрытии доходов от налогообложения, легализацию средств преступных сообществ. В настоящее время предприниматели на оптово-розничных рынках поставлены в условия, когда им выгоднее рисковать, нарушая налоговое законодательство и правила торговли, чем развивать свою деятельность.

     

3. Способы совершения правонарушений


     Первая большая группа нарушений в сфере торговли, способствующих связана с неприменением ККМ при расчетах с населением.


     Неучтенные денежные средства составляют в настоящее время подсчетам от 40 до 60 % российского денежного оборота. Сами продавцы, как правило, не изобретают сложных схем уклонения. Они просто не используют ККМ, скрывая, таким образом, свою реальную прибыль, действуя по схеме: нет прибыли - нет налогов.


     Так, сотрудники одного из подразделений налоговой полиции Ставропольского края обнаружили в магазинах города более 50 поддельных ККМ "Ока-4600". С виду аппарат выглядел как настоящий, выбивал чек, однако не суммировал выручку денег, не обладал фискальной памятью, что позволяло торговцам уклоняться от уплаты налогов. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что аппараты были изготовлены по заказу, и налогоплательщики знали, какие ККМ они приобретают.


     Проблемы, связанные с применением ККМ, наиболее болезнены для малых предприятий и предпринимателей, работающих без образования юридического лица, которые, за нарушение правил применения ККМ несут такую же ответственность, как и крупные торговые компании. Таким образом, учитывая достаточно большие штрафные санкции за нарушения правил применения ККМ, первый же наложенный штраф может привести к банкротству начинающего предпринимателя, так как согласно ст. 24 ГК РФ, предприниматель отвечает по свои обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом.


     Вторая большая группа право нарушений связана с сокрытием объемов реализованной продукции и занижением выручки, выражающихся в следующих нарушенях:


     - реализация продукции без накладных или по фиктивным первичным документам;


     - сокрытие части выручки путем неотражения в бухгалтерской отчетности отдельных операций;


     - занижение налогооблагаемой прибыли, НДС, налога на рекламу;


     - осуществление совместной деятельности без оформления соответствующих договоров и отражения результатов этой деятельности;


     - расчеты с поставщиками полуфабрикатов и товаров наличными средствами по заниженной в сравнении с указанной в накладной цене;


     - оформление реализации возвращенной (только по документам) продукции на предприятие-изготовитель, под предлогом потери товарного вида по сниженной цене.


     При проведении проверок в местах оптово-розничной торговли налоговые полицейские часто сталкиваются с отсутствием у торгующих юридических и физических лиц договоров на аренду торгового места либо наличие договора на субаренду без пролонгации в дирекции рынка, что способствует неотражению полученных доходов в бухгалтерской документации и, как следствие, приводит к занижению налогооблагаемой базы и уклонению от уплаты налогов.


     Довольно часто администрации рынков при сборе арендной платы принимает в качестве оплаты наличные денежные средства (в том числе наличную валюту). Как правило, приходные документы при таких формах оплаты не выдаются либо выдаются на меньшие суммы.


     Одним из способов совершения правонарушений в сфере торговли является следующий. Продавцы магазинов с круглосуточным режимом работы в отсутствие руководства и лиц, ответственных за ведение финансово-бухгалтерской документации в ночное время произвольно повышают цены на реализуемую продукцию путем замены имеющихся ценников на другие, с указанием цен на 15-25 % выше установленных. При этом покупателям пробиваются чеки с указанием официально установленных цен. Получаемая разница присваивается продавцами.


     С нашей точки зрения, совершаемые деяния должны квалифицироваться по ст. 200 УК РФ - обман потребителей, то есть обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей. По смыслу УК РФ данное преступление может совершаться в организациях, осуществляющих реализацию товаров, оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг). Условием наступления уголовной ответственности является совершение этих деяний в значительном размере. Обманом потребителей в значительном размере признается обман, повлекший ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть МРОТ, то есть - 8 рублей 34 копейки.


     Наказывается данное преступление штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет.


     Квалифицирующими признаками данного преступления является обман потребителей, совершенный:


     - лицом, ранее судимым за обман потребителей;


     -группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;


     - в крупном размере (то есть в сумме не менее 1 МРОТ (83 рубля 49 копеек).


     За обман потребителей, совершенный при наличии вышеуказанных квалифицирующих признаков, может наступить ответственность в виде лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.


     Следует отметить, что полученные продавцами доходы от осуществления таких деяний не могут являться объектом налогообложения, так как получены в результате совершения правонарушения и подлежат обращению в доход государства.


     Проводимая органами налоговой полиции работа по пресечению и предупреждению нарушений налогового законодательства при функционировании оптово-розничных рынков позволяет в качестве одного из распространенных противоправных деяний отметить незаконное предпринимательство, то есть торговлю без соответствующего разрешения, без регистрации в налоговых и иных органах или с нарушением условий лицензирования.


     Среди правонарушений, совершаемых физическими лицами, можно выделить сокрытие произведенных финансово-хозяйственных операций, совершенных с помощью:


     - использования физическими лицами недействительных доверенностей ликвидированных либо несуществующих организаций при закупке и реализации товаров;


     - сдачи физическими лицами товаров на комиссию и реализацию в коммерческие и комиссионные магазины по фиктивным доверенностям от юридических лиц в целях уклонения от уплаты подоходного налога;


     - использования физическими лицами похищенных или утерянных паспортов при реализации крупных партий товаров через торговую сеть.


     Индивидуальные предприниматели часть применяют следующие от уплаты налога при осуществлении торговых операций:


     1) невключение в декларацию о доходах сведений о полученных доходах от занятия предпринимательской деятельностью;


     2) сокрытие выручки в торговле путем фальсификации или уничтожения накладных и других документов;


     3) реализация товаров предприятий, поступивших из одного региона в другой через предпринимателей (за определенное вознаграждение) без соответствующего документального оформления;


     4) реализация больших партий товаров, закупаемых в разных регионах страны через подставных лиц на вещевых рынках;


     5) занижение объемов реализации товаров, или суммы сделок.


     Одним из серьезнейших и распространенных нарушений российского законодательства при реализации импортных товаров является существенное занижение (или уклонение от уплаты) таможенных платежей.


     Несмотря на то, что поступление импортных товаров в нашу страну в 1999 году сократилось на 30%, в ходе проведенных таможенными органами операций "Витрина", "Импорт" было выявлено, что около 90 % оптовых поставщиков импортных продуктов питания и электроники не являются официально зарегистрированными участниками внешнеэкономической деятельности, а представляют собой фирмы-однодневки, создаваемые по утерянным паспортам на срок до трех месяцев для совершения одной или нескольких сделок.


     В настоящее время используются все способы самые изощренные способы для уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.


     Так, букеты цветов, поступающие в Москву из Голландии и других стран, оформляются как декоративная трава, так как таможенная пошлина на цветы составляет 25% от стоимости груза, а на траву - лишь 5 %.


     В настоящее время налоговая полиция проверяет склады, магазины и документация предприятий, продающих бытовую технику, мебель, компьютеры, аудио-, видеоаппаратуру, так как именно эти группы товаров облагаются высокими таможенными пошлинами и именно от их уплаты пытаются уклониться предприниматели.


     Напомним, что доставленный с нарушением таможенного оформления товар, может быть конфискован в соответствии со ст. 280 Таможенного кодекса РФ, а на предприятие наложен штраф в размере 200% стоимости изъятого товара.
     

4. Практика пресечения налоговых правонарушений


     Одним из нормативных актов, регулирующих вопросы осуществления контроля за сферой торговли и пресечения налоговых правонарушений и преступлений является письмо Госналогслужбы России и СНП России от 09.09.1998 N БФ-6-28/598, АХ-3082 "Об активизации совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению правонарушений в сфере потребительского рынка".


     В 1999 году сотрудники московской налоговой полиции возбудили в отношении преступлений, совершенных в сфере торговли, 29 уголовных дел, из них 13 уголовных дел по ст. 198 и 199 УК РФ - за уклонение от уплаты налогов с физических лиц и организаций.


     К ответственности привлекались индивидуальные предприниматели и руководители организаций за совершение следующих противоправных деяний:


     - торговля аудиопродукцией без соответствующей маркировки;


     - реализация табачных изделий без акцизных марок;


     - сокрытие налогов в крупном размере;


     - неоднократное уклонение от уплаты налогов в крупном размере;


     - хранение алкогольной продукции без соответствующей лицензии;


     - незаконное приобретение, перевозка и реализация продукции без маркировки;


     - уклонение от уплаты подоходного налога в крупном размере;


     - реализация алкогольной продукции с нарушением условий лицензирования;


     - реализация алкогольной продукции без регистрации в органах ГНИ и с нарушением условий лицензирования;


     - непредставление бухгалтерской отчетности;


     - торговля алкогольной продукцией без акцизных марок;


     - непредставление декларации о совокупном годовом доходе в налоговые органы;


     - реализация контрафактной продукции.


     Совместно с налоговыми органами были проведены проверки 10 тысяч торговых точек, в более чем в половине из которых были выявлены нарушения, по которым было наложено штрафных санкций на сумму более 22 млн руб.


     В ходе мероприятий по проверке использования ККМ сотрудники Управления ФСНП России по г. Москве в период с 5 по 11 февраля 2000 года проверили 96 организаций и 71 физическое лицо и выявили 148 нарушений.


     В марте 2000 года была проверена финансово-хозяйственная деятельность ООО "Птал" и ООО "Анкер", руководителем которых являлся зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя гражданин Климов Л.Л. Основным видом деятельности указанных юридических лиц являлась сдача в субаренду торговых мест в переходах и станциях метро, а также оптовая и розничная торговля некоторыми видами товаров, в том числе цветами.


     В ходе проведения самостоятельного исследования документов было установлено, что указанные предприятия значительно занижали, а порой не отражали в бухгалтерских документах полученную выручку, завышая, при этом, свои расходы путем перечисления денежных средств на подставные фирмы за якобы выполненные работы (оказанные услуги). В офисе было также обнаружено более 30 тысяч долларов США, происхождение которых гражданин Климов объяснить не смог. В настоящее время, по фактам выявленных нарушений решается вопрос о возбуждении уголовного дела.


     По нашему мнению, для предотвращения правонарушений было бы целесообразно предусмотреть в ст. 7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" ответственность за такие виды нарушений, как:


     - применение ККМ, незарегистрированных в налоговых органах или не допущенных Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ к использованию на территории Российской Федерации;


     - перевод показаний суммирующих денежных счетчиков на нули в ККМ, не имеющих фискальной памяти, без оформления соответствующих актов;


     - несанкционированный доступ (без участия представителей налоговых органов) к фискальной памяти и изменение или уничтожение информации.


     На наш взгляд необходимо ввести единую систему контроля за грузопотоками на территории каждого субъекта Российской Федерации;


     - усилить контроль за фирмами, занимающимися изготовлением печатей, штампов, бланков;


     - как можно быстрее ввести на территории всей страны единый налог на вмененный доход для предпринимателей, что будет способствовать повышению налоговых поступлений в бюджеты государства.


     Для упорядочения торговли и минимизации потерь бюджета целесообразно предусмотреть следующий перечень документов, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для заключения договора об аренде торгового места:


     - копия свидетельства о регистрации в налоговом органе;


     - разрешение на осуществление торговли;


     - документы, подтверждающие наличие ККМ, а также свидетельство, подтверждающее факт регистрации аппарата в налоговом органе;


     - зарегистрированная в налоговом органе кассовая книга.


     Необходимо также:


     - возложить на администрацию рынков обязанность ведения учета арендаторов с указанием их установочных данных и данных работников, торгующих на конкретном торговом месте;


     - обязать администрацию рынков организовать ведение учета товаров, поступающих на рынок для реализации (например, путем учета и накопления оформленных накладных на ввозимый товар);


     - не допускать к торговле без ККМ в местах торговли, где применение ККМ является обязательным;


     - законодательно ограничить перечень отдельных категорий организаций и предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.