Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

Т.Н. Соколова
          

     1. Уменьшается ли налогооблагаемая база у железных дорог при безвозмездной передаче основных средств и другого имущества?


     Хотя в п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) и указано на то, что реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом для другого лица на безвозмездной основе, но порядок расчета этого показателя не установлен.


     Следует иметь в виду, что до введения в действие части второй НК РФ при определении базы по исчислению налогов необходимо руководствоваться отдельными принятыми ранее законами о налогах, что соответствует Федеральному закону от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Налогового кодекса Российской Федерации"".


     Действующее налоговое законодательство по налогу на прибыль не определяет порядок, позволяющий раскрывать для целей налогообложения безвозмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг как факт реализации продукции (работ, услуг).


     Кроме того, безвозмездная передача не признается в бухгалтерском учете выручкой от реализации при условии, что у организации нет права на получение выручки или сумма выручки не определена в установленном порядке (в п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).


     Указанное выше дополнительно подтверждает, что безвозмездная передача основных средств и иного имущества между железными дорогами не рассматривается как факт реализации продукции.


     Однако отрицательный финансовый результат от передачи основных средств и имущества не должен способствовать занижению налогооблагаемой прибыли у передающей стороны, так как это не предусмотрено Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2116-1), п. 13 и 15 действующего Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 с учетом внесенных дополнений и изменений (далее - Положение о составе затрат).


     По этой причине при расчете прибыли для исчисления налога необходимо увеличить полученных доход на сумму убытков, списанных в дебет счета 80 "Прибыли и убытки" с кредита счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" или счета 48 "Реализация прочих активов".


     2. Являются ли организации по производству и переработке сельскохозяйственной продукции плательщиками налога на прибыль от иных видов деятельности?


     Как в п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федеральных законов от 25.04.1995 N 64-ФЗ и от 31.12.1995 N 227-ФЗ), так и в п. 1.2.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37) установлено, что предприятия любых организационно-правовых форм не являются плательщиками налога на прибыль с той прибыли, которую они получили от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на своем предприятии собственной сельскохозяйственной продукции (за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации).


     При определении сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году, а также Перечнем охотохозяйственной продукции, приведенном в Приложении N 1 к Инструкции N 37.


     Прибыль же, полученная указанными выше предприятиями, от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в установленном порядке.


     3. Подлежит ли льготированию и в каком порядке прибыль у организаций и предприятий, направленная организациям кинематографии в порядке целевого финансирования на производство и тиражирования кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма?


     Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 определено, что прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не подлежит налогообложению.


     Следовательно, при перечислении части прибыли на расчетный счет организации кинематографии в порядке целевого финансирования производства и тиражирования фильма, получившего статус национального, в соответствии с положениями, определенными Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", организации независимо от вида их основной деятельности, а также от организационно-правовых форм и форм собственности вправе заявить в расчете налога от фактической прибыли вышеназванную льготу, уменьшив облагаемую налогом прибыль на сумму фактически перечисленных в отчетном периоде средств.


     Обращаем внимание, что от налогообложения освобождаются средства, направленные только на кинопроизводство и тиражирование и используемые строго по целевому назначению. Обязательным условием является наличие статуса национального фильма.


     Для подтверждения права на льготы организациям, перечислившим средства на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, необходимо представить в налоговую инспекцию в составе бухгалтерской отчетности копию удостоверения национального фильма и платежные документы, подтверждающие перечисление средств на указанные цели.


     Не является целевым использованием средств, полученных в целях производства и тиражирования кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, при размещении их на депозитных счетах в банках либо при направлении их на приобретение ликвидных ценных бумаг. Указанные средства считаются безвозмездно полученными.


     Организация вправе применить льготу, установленную п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, если суммы вкладов на депозитных счетах в банках либо средства, полученные от реализации ликвидных ценных бумаг, размещенных либо приобретенных за счет средств, полученных от организаций-инвесторов, а также доходы, полученные в виде процентов от размещения указанных средств на депозитных счетах в банках, и прибыль от реализации приобретенных на указанные средства ценных бумаг были направлены на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, до истечения налогового периода.


     В соответствии с подпунктом "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. ст. 1 Федерального закона от 06.01.1999 N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах") работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не облагаются налогом на добавленную стоимость.


     Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" к организациям кинематографии относятся организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которых являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи; прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, и т.д.


     Поэтому при выполнении указанными выше организациями кинематографии работ и услуг по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, применяется льготный режим по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим, работы (услуги), выполняемые предприятиями (организациями), не являющимися учреждениями кинематографии, для киностудий, осуществляющих производство национального фильма, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, вне зависимости от того, что стоимость этих работ включается в смету на производство национального фильма.


     Вместе с тем применение организациями кинематографии указанного выше льготного налогового режима при отсутствии на первоначальном этапе производства фильма, подпадающего под категорию "национального фильма", является неправомерным.


    4. Уменьшается ли налогооблагаемая база у организаций железных дорог в связи с передачей внутри системы МПС России основных средств и иного имущества?


     В п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.7 Инструкции N 37 установлено, что стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению МПС России, управлений и отделений железных дорог), не включается в налогооблагаемую базу, как это имеет место по другим организациям.


     Этот порядок установлен по организациям железных дорог, которыми получены безвозмездно основные средства и иное имущество, отражаемое согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 по дебету счетов по учету имущества, полученного безвозмездно, и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки".


     Однако в связи с тем, что не установлен порядок исчисления налогов при списании переданных основных средств и иного имущества по организациям, у которых осуществляется выбытие основных средств, то отрицательный результат со счетов 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов", списанный в уменьшение прибыли, не учитывается при исчислении налога на прибыль, так как это не предусмотрено налоговым законодательством и п. 15 Положения о составе затрат.


    5. Какой порядок уплаты налогов филиалами и представительствами?


     Независимо от взаиморасчетов между филиалами и заводом порядок исчисления налога на прибыль должен осуществляться в соответствии с разъяснениями МНС России по согласованию с Минфином России от 27.12.1999 N ВГ-6-02/1051 и от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@.


     Согласно данным разъяснениям, до введения в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в соответствии с Законом РФ N 2116-1 самостоятельными плательщиками налога на прибыль являлись филиалы и другие обособленные подразделения организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.


     Частью первой ст. 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Таким образом, с момента введения в действие части первой НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками.


     С 1 января 1999 года филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняли обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в соответствии с письмом МНС России от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@.


     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"", вступившим в силу с 14 июля 1999 года, введена норма, закрепляющая принципиально иной порядок расчетов по налогам с бюджетами соответствующих уровней. Указанным Законом определено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.


     Однако изменение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, в том числе расчетов по налогу на прибыль с соответствующими бюджетами, для указанных организаций в середине налогового периода будет противоречить порядку исчисления и уплаты налога на прибыль, установленному Законом РФ N 2116-1.


     Учитывая изложенное, при расчетах по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала 1999 года за 7, 8, 9, 10, 11 месяцев и 1999 год в целом филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, исполняют обязанности организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти филиалы и представительства.


     Начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.1995 N 932 (с учетом изменений и дополнений).


    6. Почему не действуют п. 3, 6 и 15 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685?


     В соответствии со ст. 4 Закона РФ N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.


     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" до принятия указанного федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим Положением о составе затрат.


     Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 января 1998 года предусматривалось введение нового порядка формирования затрат, применяемого при исчислении налога на прибыль.


     Вместе с тем названное Положение и ряд других положений Указа, в частности п. 3, 6 и 15, не имели прямого действия и их реализация возлагалась на Правительство РФ.


     Так, пунктом 6 вышеуказанного Указа Правительству РФ было поручено подготовить проект федерального закона о порядке учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), определения финансовых результатов деятельности предприятий и распределения их доходов.


     Названный законопроект был разработан Минфином России совместно с Госналогслужбой России. Однако в связи с тем, что одновременно была подготовлена и внесена на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации, а в последствии принята в первом чтении специальная часть Налогового кодекса Российской Федерации, главой 30 которой предусмотрен порядок определения налогооблагаемой прибыли организаций, на рассмотрение Государственной Думы законопроект внесен не был.


     В связи со сложившейся ситуацией Минфином России совместно с Госналогслужбой России в 1996-1999 годах неоднократно вносились в Правительство РФ предложения об отмене п. 3, 5, 7 и 10 названного Указа Президента Российской Федерации. Правительство РФ соответствующие предложения направляло Президенту Российской Федерации, однако до настоящего времени названные положения Указа не отменены.


     По этой причине при определении налогооблагаемой прибыли организацией применяется действующее Положение о составе затрат.


    7. Как осуществляется контроль налоговых органов за определением цены налогоплательщиками?


     Как следует из п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с определение цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговыми органами только в случаях, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, а именно:


     - при сделках между взаимозависимыми лицами;


     - по товарообменным (бартерным) операциям;


     - при совершении внешнеторговых сделок;


     - при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.


     Так как в соответствии с п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, то это является основанием полагать, что непродолжительный период времени не должен превышать месяц.


     В п. 10 ст. 40 НК РФ также установлено, что при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг идентичных товаров, работ, услуг или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. Затратный метод (который заключается в том, что рыночная цена должна быть равна произведенным затратам и обычной для данной сферы деятельности прибыли) используется только в случае, если невозможно использовать метод цены последующей реализации.


     8. В каких случаях осуществляется погашение задолженности по уплате налогов и сборов учредителями (участниками) ликвидируемой организации?


     В п. 2 ст. 49 НК РФ установлено, что если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пени и штрафов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.


     Об указанном также сообщено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9, в котором сказано, что при применении данной нормы необходимо учитывать, что поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.


     9. Является ли безвозмездно полученным имущество, перешедшее по разделительному балансу при реорганизации юридического лица?


     Из ст. 57 и 58 ГК РФ следует, что:


     - при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;


     - при слиянии или присоединении юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;


     - при разделении юридического лица его права и обязанности переходят ко вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;


     - при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.


     Кроме того, согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.


     Учитывая изложенное выше, перешедшее к новому юридическому лицу по разделительному балансу имущество не является безвозмездно полученным, а значит, не подлежит обложению налогом на прибыль.


    10. Что может быть отнесено на убытки от стихийных бедствий?


     Убытки от стихийных бедствий отражаются организациями в составе чрезвычайных расходов, что соответствует п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.


     К таким убыткам относятся: стоимость уничтоженных или испорченных производственных запасов, товаров и других ценностей (кроме основных средств); затраты по погибшим посевам; расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов; потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями; расходы на мероприятия, связанные с предотвращением стихийных бедствий. Потери от уничтожения, гибели или порчи основных средств относятся на счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". Сумма убытков от стихийных бедствий относится с кредита счетов учета материальных ценностей, расчетов по оплате труда, учета денежных средств и т.п. в дебет счета 80 "Прибыли и убытки".


     Основанием для списания на финансовые результаты уничтоженных и испорченных вследствие стихийных бедствий ценностей, учитываемых в составе оборотных средств, является акт проверки состояния ценностей, проведенной после окончания стихийного бедствия. Сумма, подлежащая отнесению на убытки в соответствии с актом, уменьшается на сумму возможных к использованию или реализации на сторону материальных ценностей, оцененных и фактически оприходованных организацией.


     Потери от уничтоженных, погибших или испорченных имущественных ценностей, учитываемых в составе основных фондов, на финансовые результаты хозяйственной деятельности списываются в части недоамортизированной стоимости за вычетом оприходованных ценностей.