Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении прибыли и едином налоге на вмененный доход


О налогообложении прибыли и едином налоге на вмененный доход

     

О.Б. Борисова

     
     Просим разъяснить порядок расчетов с бюджетом в 2000 году по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ.

     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" введен новый порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств организаций, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками.
     
     Данным Законом установлено, что до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Вместе с тем указанным Законом или иными нормативными правовыми актами не был определен механизм перехода на новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в середине налогового периода. В связи с этим письмом МНС России от 27.12.1999 N ВГ-6-02/1051 было сообщено, что при расчетах по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала 1999 года за 7, 8, 9, 10, 11 месяцев и 1999 год филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, исполняют обязанности организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти филиалы и представительства.
     
     Начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет (далее - филиалы и представительства), расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (далее - постановление Правительства РФ N 660) и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению данного постановления Правительства РФ, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.1995, регистрационный N 932, с учетом изменений и дополнений (далее - Методические указания).
     
     Организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей.
     
     Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов, применительно к п. 2 вышеупомянутых Методических указаний.
     
     Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.
     
     Перечисление авансовых взносов производится филиалами и представительствами не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.
     
     Перечисление налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет производится филиалами и представительствами в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
     
     Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по обособленным подразделениям.
     
     В аналогичном порядке производятся расчеты по налогу на прибыль организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли. О суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений организации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Перечисление сумм налога в размерах, сообщенных организацией, производится филиалами и представительствами не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
     
     В указанном выше порядке производятся расчеты по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация.
     
     Организация несет ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности организации по уплате налогов.
     

     Какими документами необходимо руководствоваться для соблюдения предусмотренного НК РФ порядка исполнения обязанности организаций по уплате налогов и сборов применительно к налогу на прибыль филиалами и иными обособленными подразделениями организаций, не имеющими отдельного баланса, расчетного счета и расположенными на территории одного субъекта Российской Федерации с головной организацией? Нужно ли в таком случае представлять налоговую декларацию или выписки из нее в налоговые органы, в которых организации встали на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения?

     
     Частью второй ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
     
     При этом необходимо учитывать, что частью первой Кодекса упомянутый порядок не определен.
     
     В соответствии с п. 1 Методических указаний порядок расчетов с соответствующими бюджетами, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 660, не распространяется на организации и их структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации. В случае если в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся как на территории других субъектов Российской Федерации, так и на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль организация должна производить отдельно по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации, а по налогу на прибыль структурных подразделений, находящихся на одной территории с организацией, - в составе расчета по налогу на прибыль этой организации.
     
     Этим и следует руководствоваться в настоящее время при осуществлении расчетов по налогу на прибыль организациями за свои структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации с организацией.
     
     Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения.
     
     Обязанность организаций встать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений, не имеющих баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета и находящихся в одном субъекте Российской Федерации, не вызывает у организаций дополнительных, не установленных постановлением Правительства РФ N 660 и иными нормативными правовыми актами обязанностей по перечислению сумм налога на прибыль в местные бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения, расположенного на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация.

     
     На балансе организации-налогоплательщика находится филиал - дом отдыха, расположенный в другом субъекте Российской Федерации. Следует ли в этом случае определять приходящуюся на него долю прибыли из общей прибыли организации и перечислять ее в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения филиала, если сам филиал не имеет прибыли?

     
     Начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят обособленные подразделения, как имеющие, так и не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, осуществляют расчеты по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ N 660 и Методическими указаниями.
     
     Согласно п. 7 Методических указаний такой порядок расчетов с бюджетом не распространяется на объекты социально-культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и др.), находящиеся на балансе организации и являющиеся ее структурными подразделениями, содержащимися за счет прибыли этой организации.
     
     Таким образом, организация-налогоплательщик осуществляет расчеты по налогу на прибыль по месту своего нахождения без определения доли прибыли, приходящейся на филиал, являющийся объектом социально-культурной сферы и находящийся на балансе организации.
     

     Как правильно произвести расчет дополнительных платежей по организации и обособленному подразделению, не имеющему баланса и расчетного счета и расположенному в другом субъекте Российской Федерации, применяя постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 660?

     
     В соответствии с положениями, предусмотренными Приложением N 7 [примечание 4 к Расчету дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом] к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", сумма средств, подлежащая взносу в бюджет, определяется между бюджетами пропорционально распределению налога на прибыль между бюджетами различных уровней.
     
     Пунктом 5 Методических указаний определено, что исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль, а также дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета.
     
     Определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, корректируемыми на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без обособленных подразделений) и отдельно по каждому обособленному подразделению.
     
     Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль.
     

     Пример.

     
     Организация и ее обособленное подразделение находятся в разных субъектах Российской Федерации. По месту нахождения организации установлена ставка налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 19 %, по месту нахождения обособленного подразделения - 18%.
     
     Исходя из данных Справки об авансовых взносах налога в бюджет с учетом предполагаемой прибыли, составленной организацией, в I квартале 2000 года предполагаемая прибыль организации в целом должна была составить 300 000 руб., в том числе прибыль обособленного подразделения - 70 000 руб. В связи с этим авансовые платежи были перечислены в следующих размерах:
     
     в федеральный бюджет - 33 000 руб.;
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации - 43 700 руб.;
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации - 12 600 руб.
     
     По итогам деятельности организации за I квартал 2000 года получена прибыль, подлежащая налогообложению, в размере 350 000 руб., прибыль, приходящаяся на обособленное подразделение, составляет 100 000 руб.
     
     Допустим, что учетная ставка Банка России составила 14 %.
     
     Следовательно, уплата налога на прибыль и сумм дополнительных платежей должна быть произведена в следующих размерах:     
     

Суммы налога на прибыль

Суммы дополнительных платежей

в федеральный бюджет

38 500 руб.

770 руб. (38 500 - 33 000) х 14 %

в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации

47 500 руб.

532 руб. (47 500 - 43 700) х 14 %

в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации

18 000 руб.

756 руб. (18 000 - 12 600) х 14 %.


          Вправе ли органы государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов льготы по налогу на прибыль и в каком порядке? Что следует понимать под "отдельными категориями налогоплательщиков"?


     Ответ на данный вопрос изложен в письме МНС России от 18.05.2000 N ВГ-6-02/381@ "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
     
     В частности, сообщено следующее. Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" внесены изменения в п. 9 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ.
     
     Частью первой НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
     

     Учитывая изложенное, со дня вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ (с 1 апреля 1999 года) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
     
     Льготы по налогу на прибыль, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ, имеют юридическую силу и предоставляются, так как согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, к которым в части отдельных норм относится и указанный Федеральный закон, обратной силы не имеют.
     
     Согласно п. 4.9 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (до внесения Изменений и дополнений N 5, утвержденных приказом МНС России от 06.07.1999 N АП-3-02/204) под отдельными категориями плательщиков понималась совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или по отраслевому признаку. С учетом Изменений и дополнений N 5 редакция п. 4.9 указанной Инструкции соответствует редакции п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).
     
     Поскольку действующим законодательством понятие "отдельные категории налогоплательщиков" специально не определено, то при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в частности за использованием льгот по налогу на прибыль, следует руководствоваться соответствующими положениями о налоговых льготах, сформулированными в Законе РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых в пределах их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     
     Наша организация представила Расчет налога от фактической прибыли позже установленного срока, поскольку исходя из данных Расчета налог к доплате не причитался. Может ли в этом случае быть наложен штраф на организацию?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Согласно п. 8 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщики налога на прибыль представляют в установленные сроки налоговым органам по месту своего нахождения расчеты налога от фактической прибыли и других налогов, установленных указанным Законом, по формам, утверждаемым Госналогслужбой России, и бухгалтерские отчеты и балансы. Применительно к налогу на прибыль форма Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли приведена в Приложении N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
     
     В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 % от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Взыскание штрафа осуществляется вне зависимости от того, причитается или нет налог к доплате по данным, указанным в налоговой декларации.
     

     Вправе ли налоговый орган вынести решение о доначислении налога на прибыль и пени по результатам проверки налогоплательщика-покупателя, оплачивающего товары (работы, услуги) по ценам, отклоняющимся в сторону повышения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), в связи с занижением объекта налогообложения путем увеличения затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)?
     

     Статьей 40 НК РФ закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции. Указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 Кодекса.
     
     Обращаем внимание на следующее. Цена по сделке может быть подвергнута контролю, в частности, при установлении согласно подпункту 4 п. 2 ст. 40 Кодекса отклонения более чем на 20 % от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Одновременно с этим, в соответствии с п. 3 ст. 40 Кодекса, должно быть установлено, что цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). Только в этом случае налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
     
     Таким образом, при установлении фактов необоснованного завышения цены товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе рассчитать результат сделки с использованием рыночной цены и доначислить налог и пени.
     
     При этом следует учитывать, что налоговый орган может принять решение о реализации своего права именно в тех случаях, когда необоснованное завышение в договоре цены на товары (работы, услуги), относимой на себестоимость продукции (работ, услуг), повлекло занижение налоговой базы по соответствующим налогам.

     
     Можно ли рассматривать понижение ставки налога на прибыль для всех налогоплательщиков как налоговую льготу в рамках действующего Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и положений ст. 56 НК РФ?

     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не свыше 27 %.
     
     Следовательно, указанным Законом предусмотрены только верхние предельные ограничения размеров ставок налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Кроме того, согласно ст. 17 НК РФ налоговая ставка выделена как отдельный элемент налогообложения, и ее понижение для всех налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством не может рассматриваться как налоговая льгота.
     
     Учитывая вышеизложенное, снижение ставки налога на прибыль для всех налогоплательщиков не является налоговой льготой.

     
     Наша организация собирается заключить договор долевого участия в содержании общежития, находящегося на балансе муниципальной организации. Будет ли наша организация иметь право на льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

     
     Согласно подпункту "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     То есть Закон устанавливает льготу по налогу на прибыль для предприятий, на балансе которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может осуществляться как при наличии у организаций права общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и при наличии договора, заключаемого между организациями, о финансировании расходов на содержание жилищного фонда или объектов социально-культурной сферы в порядке долевого участия, определяющего долю расходов каждой из сторон.
     
     Договор о финансировании в порядке долевого участия, заключаемый собственниками указанных объектов либо лицами, ими уполномоченными, будет служить основанием для предоставления льготы согласно вышеуказанному подпункту Закона. Такой договор должен определять долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, финансируемую каждой из сторон.
     
     Поэтому при эксплуатации указанных объектов льгота по налогу на прибыль на сумму затрат предприятий в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами может быть заявлена каждой из сторон, участвующих в содержании совместно эксплуатируемых указанных объектов и учреждений.
     
     При этом следует иметь в виду, что для исчисления рассматриваемой льготы затраты принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти. Если такие нормативы не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных организаций, подведомственных указанным органам государственной власти, расположенным на данной территории.
     
     Кроме того, следует учитывать, что п. 7 ст. 6 вышеуказанного Закона установлено, что налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и п. 5 данной статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных льгот, более чем на 50 %.
     

     Из-за неопытности бухгалтера внереализационные доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, не были включены в состав внереализационных доходов. Вместе с тем указанные средства были направлены на нужды нашего образовательного учреждения. После проведения налоговой проверки это обстоятельство было выявлено, и возник вопрос: может ли наша организация воспользоваться не заявленной ранее льготой по налогу на прибыль в виде освобождения от налогообложения части прибыли, направленной непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса? Можно ли считать действия бухгалтера отказом от использования льготы?

     
     Согласно подпункту "г" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные государственными муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
     
     Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41, 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
     
     Следовательно, налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду. В этом случае следует уточнить тот Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли, в котором предприятие ошибочно не заявило льготу.
     
     Законом предусмотрен ежеквартальный (ежемесячный) порядок расчета налоговой базы при исчислении налога на прибыль с учетом всех предоставленных за указанный период льгот.
     
     Выявление по результатам выездной налоговой проверки сумм заниженной прибыли может рассматриваться как новое обстоятельство, влияющее на размер налоговой базы и на размер заявленных льгот. В связи с этим необходимо произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки с учетом всех предоставленных за указанный период льгот.