Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О лицензировании отдельных видов деятельности


О лицензировании отдельных видов деятельности


Т.В. Чернова         


     Указом Президента Российской Федерации от 29.10.1992 N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" предусматривалось лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами.

     Но ст. 17 Закона N 158-ФЗ лицензирование указанного вида деятельности не предусмотрено, поэтому возникает вопрос о дальнейшем лицензировании этого вида деятельности.


     Статьей 19 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом изменений и дополнений (далее - Закон N 158-ФЗ) установлено, что со дня вступления его в силу указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.


     Виды деятельности, не включенные в ст. 17 Закона N 158-ФЗ, осуществляются со дня вступления в силу настоящего Закона без лицензирования, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Закона N 158-ФЗ.


     Согласно данной норме вышеназванный Указ Президента Российской Федерации применяться не может.


     В связи с тем что отдельные положения о лицензировании конкретных видов деятельности еще не приведены в соответствие с Законом N 158-ФЗ (риэлтерская деятельность, деятельность ломбардов и др.), возникает вопрос: в каких размерах следует взимать плату за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, за выдачу самой лицензии, а также переоформление лицензии (в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя)?


     Статьей 19 Закона N 158-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу настоящего Закона указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей этому Закону.


     Поэтому со дня вступления в силу настоящего Закона (то есть с 3 октября 1998 года) плата за рассмотрение заявления на получение лицензии, выдачу лицензии и ее переоформление должна взиматься в размерах, предусмотренных ст. 10, 11, 15 Закона N 158-ФЗ.


     Лицензионный сбор следует взимать за определенный период действия лицензии (например, ежегодно) или единовременно за весь срок ее действия (месяц, год, бессрочно)?


     Статьей 15 Закона N 158-ФЗ установлено взимание лицензионного сбора за выдачу лицензии в твердой сумме, не превышающей десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, независимо на какой срок она выдана (год, три года или ее действие бессрочно). Взимание сбора в течение срока действия лицензии настоящим Законом не предусмотрено.


     Необходимо ли получение лицензии на деятельность, связанную с хранением автотранспортных средств на автостоянках?


     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и действующим в настоящее время Положением о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.1992 N 118 (лит. "в"), лицензированию подлежит ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств.


     При этом следует иметь в виду, что в Общероссийском классификаторе услуг населения, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (введен в действие с 1 января 1994 года), в разделе ОК-00-93 "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" под кодом 017608 включен такой вид деятельности, как хранение автомототранспортных средств на платных стоянках.


     Учитывая изложенное выше, деятельность по содержанию автостоянок подлежит лицензированию в порядке, изложенном в данном Положении.


     Необходимо ли наличие в качестве приложения к договору копии лицензии на осуществление строительной деятельности подрядчика при заключении с ним договора на проведение ремонтно-строительных работ (текущий и капитальный ремонт нежилых помещений) с последующим включением стоимости ремонта в расходы по основному виду деятельности?


     Статьей 17 Закона N 158-ФЗ предусмотрено лицензирование деятельности по строительству зданий и сооружений. Кроме того, согласно приказу Минстроя России от 05.09.1996 N 17-119 "Об утверждении перечня работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемых на основании лицензии" лицензированию подлежит капитальный ремонт зданий и сооружений.


     Заключать договор на ремонтно-строительные работы можно только при наличии лицензии строительной организации.


     Прилагать к хозяйственным договорам копии лицензии нормативными документами не предусмотрено.


     Какая существует ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за работу без лицензии?


     В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 167 ГК РФ применяется принцип двойной реституции, то есть при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.


     В связи с изложенным налоговые органы при обращении в арбитражный суд с иском о признании сделок юридических лиц, совершенных без соответствующих лицензий, недействительными не могут взыскать все полученное в доход государства, так как при двойной реституции все полученное по сделке между юридическими лицами возвращается сторонам, а не идет в доход государства.


     При предъявлении налоговыми органами исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам также следует учитывать требования ст. 169 ГК РФ о том, что ничтожной признается сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Взыскание всего полученного в доход Российской Федерации происходит при наличии у одной либо у обеих сторон сделки такого умысла.


     Налоговые органы вправе обращаться в суд или в арбитражный суд с исками о признании сделок юридических лиц, совершенных без соответствующих лицензий, недействительными только при наличии признаков, установленных ст. 169 ГК РФ (то есть если сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности), а в иных случаях налоговым органам следует предоставлять эту информацию в органы, осуществляющие лицензирование, а также в органы прокуратуры для принятия последними мер к нарушителям.


     Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупных размерах, считается уголовно наказуемым деянием (ст. 171 УК РФ)*.

_____
      * В ст. 171, 172 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
     
     Предусмотрено также наложение штрафа в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда (при последующих нарушениях размер штрафа увеличивается) и другие меры.