Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей и взыскателей


Порядок предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей и взыскателей

     

А.Н. Дудко,
советник налоговой службы III ранга
     
     Нередко в ходе предпринимательской деятельности субъекты правоотношений вынуждены разрешать спорные ситуации в рамках арбитражного процесса. Истцу, в пользу которого вынесено решение арбитражного суда, следует помнить, что удовлетворение судом исковых требований - только половина дела, так как до фактического исполнения решения суда может пройти много времени. Поэтому заключительной стадии судебного разрешения спорных ситуаций - исполнению вступивших в силу судебных решений - следует уделять пристальное внимание начиная с подготовки к судебному процессу. В данной статье анализируется лишь один элемент стадии исполнительного производства, связанный с предоставлением налоговыми органами информации о счетах, открытых лицу в кредитных учреждениях.


     Часто по судебному решению ответчик должен выплатить истцу (взыскателю) определенную денежную сумму. Если ответчик по каким-то причинам не исполняет решение суда добровольно, истец в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") имеет возможность выбрать один из вариантов осуществления принудительного взыскания: самостоятельно принять меры ко взысканию задолженности либо обратиться к судебному приставу-исполнителю.


     В первом случае, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся у должника счетах в банках или иных кредитных организациях и о наличии на них денежных средств, он вправе направить непосредственно этим организациям исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов о взыскании денежных средств.


     В другом случае взыскатель направляет этот исполнительный документ судебному приставу-исполнителю, который обязан возбудить исполнительное производство и принять меры к принудительному исполнению судебных актов в порядке, предусмотренном Законом "Об исполнительном производстве".


     В обоих случаях в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя выполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.


     Однако возможна ситуация, когда взыскатель или судебный пристав-исполнитель не имеет сведений о наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. В этом случае согласно п. 3 ст. 46 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель либо взыскатель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны предоставить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию в трехдневный срок. Взыскателю эта информация может быть предоставлена в порядке, определяемом МНС России, при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Рассмотрим этот порядок.


     Прежде всего отметим, что налоговые органы и их должностные лица, предоставляя информацию о налогоплательщике, в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 32 и п. 2 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) должны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих данных:


     1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;


     2) об идентификационном номере налогоплательщика;


     3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;


     4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).


     Соблюдение налоговой тайны предполагает неразглашение составляющих ее сведений, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Одним из исключений как раз является упомянутая норма ст. 46 Закона "Об исполнительном производстве".


     Порядок предоставления информации налоговыми органами взыскателям определен письмом Госналогслужбы России от 17.06.1998 N КВ-6-24/356 "О предоставлении информации по запросам сторонних организаций" (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами МНС России от 25.01.1999 N ШС-6-18/71@ и от 21.06.1999 N ШС-6-18/494). Так, согласно п. 2.5 этого письма взыскателям в трехдневный срок после получения письменного заявления с приложенной копией исполнительного листа с неистекшим сроком давности представляются сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. При наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.


     Как видно из этой нормы, под сведениями о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях понимается информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении. При этом письмом не предусмотрено разглашение номеров счетов должника и других банковских реквизитов.


     Указанный порядок предоставления информации налоговыми органами распространялся и на запросы судебных приставов-исполнителей, однако впоследствии он был изменен совместным приказом Минюста России и МНС России от 22.03.1999 N ГБ-3-18/58 "О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей". В связи с принятием этого приказа п. 2.5 письма Госналогслужбы России "О предоставлении информации по запросам сторонних организаций" не распространяется на случаи запросов судебных приставов-исполнителей (письмо МНС России от 21.06.1999 N ШС-6-18/494 "О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей"). С введением нового порядка предоставления информации полномочия судебного пристава-исполнителя существенно расширились. Действующий порядок позволяет ему в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике-юридическом лице направлять мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. А в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу судебный исполнитель вправе запрашивать у налогового органа информацию о его новом местонахождении. Письменный запрос должен заверяться печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника-юридического лица и его юридического адреса.


     При этом необходимо учитывать, что сведений о местонахождении и наименовании кредитного учреждения недостаточно для осуществления списания денежных средств с расчетного счета должника в бесспорном порядке. Порядок бесспорного списания средств со счетов налогоплательщика установлен главой 10 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных Госбанком СССР 30.09.1987 N 2. Согласно п. 280 данных Правил списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования. При этом согласно п. 289 Правил списание средств по исполнительным листам производится с того счета плательщика, который указан в документе. При отсутствии такого указания, а также соответствующего счета документ возвращается взыскателю. Стоит добавить, что согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация не вправе предоставлять информацию о счетах, сведения о своих клиентах и корреспондентах. Таким образом, взыскатель, получив от налоговых органов информацию о наименовании и местонахождении кредитной организации, не сможет самостоятельно взыскать денежные средства с расчетного счета должника.


     Сравнивая порядок предоставления информации взыскателям и судебным приставам-исполнителям, следует отметить, что судебный пристав-исполнитель имеет право получить значительно больше информации о должнике, чем сам взыскатель, что может повлиять на осуществление исполнительного производства и собственно на его результат. Законодатель не случайно вводит такое различие между полномочиями судебного пристава-исполнителя и взыскателя. Принудительное исполнение судебных решений - очень важная стадия в процессе защиты гражданских прав, но самостоятельно защищать свои права и интересы субъектам гражданского права становится все сложнее, и поэтому эту функцию должен осуществлять специально созданный для этого государственный орган. А государство путем нормативного регулирования "подталкивает" субъектов гражданского права - осуществлять принудительное исполнение судебных решений через систему судебных приставов-исполнителей, не лишая их тем не менее возможности самостоятельно разрешить проблему. Поэтому истцу следует хорошо оценивать свои возможности и взвешивать все "за" и "против", решая, какой путь выбрать, поскольку от принятого решения может зависеть весь исход дела.


     В заключение заметим, что еще до вступления в силу Закона "Об исполнительном производстве" порядок предоставления информации судебным исполнителям был определен в совместном письме Минюста России и Госналогслужбы России от 11.09.1995 N ВГ-6-08/481. На сегодняшний день это письмо не отменено, но в связи с тем, что положения этого письма не соответствуют нормам ст. 46 Закона "Об исполнительном производстве", его действие было приостановлено до приведения в соответствие с указанной статьей, и в настоящий момент оно не действует (письмо Госналогслужбы России от 17.06.1998 N КВ-6-24/356).