Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в подоходном налогообложении


Новое в подоходном налогообложении

     

В.М. Акимова,
государственный советник
налоговой службы III ранга

     МНС России внесло Изменения и дополнения N 9 в инструкцию Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (далее - Инструкция N 35), которые утверждены приказом от 04.04.2000 N АП-3-08/120 и зарегистрированы Минюстом России 10.05.2000 N 2217. Ряд положений Инструкции N 35 либо изменен, либо дополнен на основании федеральных законов от 04.05.1998 N 65-ФЗ, от 25.11.1999 N 207_ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ. С учетом определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N КАС 999-121 и от 09.11.1999 N КАС 99-310 в Инструкцию N 35 внесены уточнения в части предоставления льготы на детей родителям, расторгнувшим брак, и льготы для застройщиков (покупателей ) жилых объектов.
     
     В основном изменения коснулись ставок подоходного налога и порядка предоставления некоторых налоговых льгот.
     

Новые доходы, освобождаемые от налогообложения

     
     Начиная с 2000 года от подоходного налогообложения полностью освобождаются новые виды доходов:
     
     независимо от размера и источника выплаты суммы материальной помощи, оказываемой физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
     
      суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в 2000 году инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов либо с их последствиями;
     
     суммы, полученные физическими лицами в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе и искусстве по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;
     
     денежное содержание прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.
     

     Подпунктом "я14" п. 8 Инструкции N 35 предусматривается освобождение от подоходного налогообложения гуманитарной помощи (содействия). Это положение внесено в Инструкцию N 35 на основании Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" и действует начиная с мая 1999 года. Под гуманитарной помощью понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
     
     Гуманитарная помощь (содействие) может оказываться иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями.
     
     Льгота по подоходному налогу распространяется на гуманитарную помощь (содействие), на которую Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335, выданы удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию). Удостоверения выдаются органам и организациям, получающим гуманитарную помощь (содействие), по форме согласно приложению к названному Порядку. Прилагаемые к удостоверению перечни средств, товаров, работ и услуг заверяются штампом с надписью "Гуманитарная помощь (содействие)".
     
     Органы и организации, имеющие в наличии удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию), осуществляющие передачу такой помощи конечным получателям - физическим лицам, удержание подоходного налога не производят в части порядка предоставления физическим лицам гуманитарной помощи, освобождаемой от обложения подоходным налогом.
     

Изменения в порядке предоставления налоговых вычетов

     
     Изменения внесены в п. 12 и 14 Инструкции N 35, в которых содержатся положения о предоставлении налоговых вычетов.
     
     Так, начиная с 2000 года у физических лиц, не облагаемый налогом доход которых определяется исходя из размера их совокупного дохода, предусмотрено уменьшение полученного ими дохода на двукратный (однократный) размер минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) при следующих условиях:
     
     у физических лиц, доход которых в течение года не превысил 15 000 руб., - уменьшение производится на сумму дохода в двукратном размере установленной законом ММОТ;
     
     у физических лиц, доход которых в течение года составил от 15 000 руб. 01 коп. до 50 000 руб., - уменьшение производится на сумму дохода в двукратном размере установленной законом ММОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 15 000 руб.; на сумму дохода в размере одной установленной законом ММОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 15 000 руб.;
     
     у физических лиц, доход которых в течение года превысил 50 000 руб., - уменьшение производится на сумму дохода в двукратном размере установленной законом ММОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 15 000 руб.; на сумму дохода в размере одной установленной законом ММОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 15 000 руб., до месяца, в котором такой доход не превысил 50 000 руб.; начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 50 000 руб., уменьшение не производится.
     
     В аналогичном порядке в зависимости от размера совокупного дохода, полученного в календарном году, предоставляются вычеты на содержание детей и иждивенцев, порядок предоставления которых изложен в подпункте "г" п. 14 Инструкции N 35.
     
     Рассмотрим, как рассчитываются вычеты и определяется сумма налогооблагаемого дохода на конкретном примере.
     

     Пример.

     
     Работник имеет сына в возрасте 10 лет. Этому работнику в 2000 году ежемесячно выплачивается заработная плата по 2000 руб. В январе, апреле, июле, октябре и декабре ему выплачивается материальная помощь по 2000 руб. Общая сумма совокупного годового дохода составляет 34 000 руб. (2000 руб. х 12 + 2000 руб. х 5).
     
     Для определения размера полагающегося вычета рассчитывается размер совокупного дохода без учета не подлежащей налогообложению суммы материальной помощи, равной 12 минимальным месячным оплатам труда (ММОТ) (83 руб. 49 коп. х 12 = 1001 руб. 88 коп.). Таким образом, сумма совокупного дохода составляет 32 998 руб. 12 коп. (34 000 руб. - 1001 руб. 88 коп.): за январь-июнь совокупный доход составляет 14 998 руб. 12 коп.; с июля месяца совокупный доход, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превышает 15 000 руб.
     
     Произведем расчет вычетов, налогооблагаемого дохода и подоходного налога.
     
     1. Налогооблагаемый период с января по декабрь 2000 года составляет 12 месяцев, в течение которых получен доход.
     
     2. За этот период:
     
     а) отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 340 руб.;
     
     б) необлагаемый минимум дохода: по двукратному размеру ММОТ за январь-июнь и по однократному размеру ММОТ за июль-декабрь составляет общую сумму 1502 руб. 82 коп. (166 руб. 98 коп. х 6 + 83 руб. 49 коп. х 6);
     
     в) вычеты на содержание ребенка: по двукратному размеру ММОТ за январь-июнь и по однократному размеру ММОТ за июль-декабрь составляет общую сумму 1502 руб. 82 коп. (166 руб. 98 коп. х 6 + 83 руб. 49 коп. х 6);
     
     г) общая сумма вычетов составляет 3345 руб. 64 коп.
     
     3. Сумма совокупного налогооблагаемого годового дохода составит 29 652 руб. 48 коп. (34 000 руб. 00 коп. - 1001 руб. 88 коп. - 3178 руб. 66 коп.), с которой исчисляется подоходный налог с применением ставки налога 12 % в размере 3558 руб.
     
     В подпункт "г" п. 14 Инструкции N 35 внесено уточнение, предусматривающее предоставление вычета на содержание детей для разведенных супругов, с которыми дети не проживают, в случае уплаты ими алиментов на содержание этих детей.
     

Льгота застройщикам и покупателям жилых объектов

     
     Существенно изменена редакция подпункта "в" п. 14 Инструкции N 35, в котором содержатся положения о порядке предоставления вычета застройщикам или покупателям таких объектов недвижимого имущества, как дома, квартиры, дачи, садовые домики.
     
     Начиная с 2000 года совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за три года подряд, начиная с того года, в котором приобретены жилой дом, или квартира, или дача, или садовый домик либо начато строительство, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. При этом установлено, что суммы расходов на указанные цели не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период.
     
     Как видим, предоставляются два вычета: по сумме прямых расходов по строительству и приобретению одного из жилых объектов и по сумме целевых расходов по погашению кредитов, полученных на приобретение объекта, и процентов за пользование кредитом.
     
     Сумма расходов по покупке или строительству принимается к зачету в фактически произведенных размерах, но не свыше пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, учитываемой за три года подряд, начиная с года приобретения или начала строительства, а сумма погашенных кредитов с уплаченными процентами принимается в фактически произведенных размерах. Однако эти суммы расходов по покупке (строительству) и погашению кредитов, исключаемые из совокупного налогооблагаемого дохода, за весь период пользования льготой не могут превышать размер совокупного дохода физического лица, полученного за три года подряд начиная с года покупки или с года начала строительства.
     
     Для проведения расчетов в связи с предоставлением льготы для застройщиков и покупателей введены два кода вычетов: 42 - суммы, направленные на новое строительство или приобретение жилых объектов, и 47 - суммы расходов по погашению кредитов и процентов по ним, полученных на новое строительство или приобретение жилых объектов.
     
     Рассмотрим порядок предоставления указанных вычетов на следующих примерах.
     

     Пример 1.

     
     Работник купил в мае 1999 года квартиру за 400 тыс. руб. Совокупный доход работника за 1999 год составил 100 тыс. руб. Заявление о льготе в 1999 году не представлялось.
     
     1. В январе 2000 года работник подал заявление о предоставлении льготы по налогу в связи с приобретением квартиры.
     
     Льгота начинает предоставляться по совокупному доходу, полученному с 2000 года. Сумма предоставленной льготы должна находиться в пределах пятитысяче-кратного размера ММОТ, учитываемого за три года подряд начиная с 1999 года, а также не может превышать размер совокупного дохода, полученного работником за указанные три года.
     
     Совокупный доход работника за 2000 год составил 120 тыс. руб. Пятитысячекратный размер ММОТ, учитываемый в течение трех лет начиная с 1999 года (года покупки квартиры), составил в 1999 году 417 450 руб., в 2000 году - 500 000 руб. (цифры условные), средний за два года - 458 725 руб. [(417 450 + 500 000 ) : 2].
     
     Совокупный доход работника, полученный за 1999-2000 годы составил 220 тыс. руб. (100 000 + 120 000).
     
     В этом случае вся сумма совокупного дохода в размере 120 тыс. руб., полученная в 2000 году, освобождается от уплаты налога.
     
     2. Совокупный доход работника за 2001 год составил 150 тыс. руб. Пятитысячекратный размер ММОТ, учитываемой в течение трех лет начиная с 1999 года (года покупки квартиры), составил в 2001 году 600 000 руб. (цифра условная), средний за три года - 505 817 руб. [(417 450 000 + 500 000 + 600 000) : 3].
     
     Совокупный доход работника, полученный за 1999-2001 годы, составил 370 тыс. руб. (100 000 + 120 000 + + 150 000). Эта сумма является предельным размером налогового вычета в связи с покупкой квартиры.
     
     В 2001 году вычет предоставляется на сумму 150 000 руб., всего за два года освобождено от уплаты налога 270 000 руб.
     
     3. Совокупный доход работника за 2002 год составил 180 000 руб. В таком случае предоставляется освобождение от уплаты подоходного налога на сумму 100 000 руб. (370 000 - 270 000).
     
     Всего в течение 2000-2002 годов у работника освобождено от уплаты подоходного налога 370 000 руб. совокупного дохода.
     

     Пример 2.

     
     1. Физическое лицо получило в марте банковский кредит на пять лет на строительство жилого дома в сумме 250 000 руб. По месту основной работы в апреле месяце этого же года подано заявление о предоставлении льготы в связи с началом осуществления строительства и погашением целевого кредита. Документально подтвержденные расходы работника на покупку стройматериалов и их транспортировку до земельного участка составили за год 80 000 руб. Сумма погашенного кредита и процентов по нему - 60 000 руб.
     
     Совокупный годовой доход работника - 150 000 руб. Пятитысячекратный размер ММОТ за первый год составил условно 500 000 руб. (100 руб. х 5000). На основании представленных платежных документов предприятием было исключено из совокупного годового дохода 140 000 руб. ( 60 000 + 80 000).
     
     2. В течение второго года работник представил платежные документы на погашение кредита и процентов в размере 60 000 руб., а также подтвердил расходы по осуществлению строительства на сумму 120 000 руб. Совокупный доход работника за год составил 200 000 руб., за два года - 350 000 руб. (150 000 + 200 000). Средний размер пятитысячекратной ММОТ за второй год составил условно 600 000 руб. (120 руб. х 5000)., средний размер за двухлетний период - 550 000 руб.[500 000 + 600 000) : 2]. Сумма налогового вычета за второй год пользования льготой составляет 180 000 руб. (60 000 + 120 000).
     
     Всего за два года освобождено от уплаты подоходного налога 320 000 руб. (140 000 + 180 000).
     
     3. В течение третьего года был погашен кредит и проценты на сумму 60 000 руб., а также произведены расходы в сумме 100 000 руб. по договору на строительство жилого дома, заключенному со строительной организацией. Совокупный доход работника за третий год составил 190 000 руб., за три года получен совокупный доход в размере 540 000 руб. (150 000 + 200 000 + 190 000). Пятитысячекратный размер ММОТ за третий год составил условно 700 000 руб., средний за трехлетний период - 600 000 руб. [(500 000 + 600 000 + 700 000) : 3].
     
     В целях налогообложения совокупный доход, полученный за третий год, уменьшается на 160 000 руб. (60 000 + 100 000).
     
     Всего за три года совокупный доход в связи со строительством жилого дома уменьшен на 480 000 руб., в том числе 180 000 руб. - на суммы, направленные на погашение кредита и уплату процентов, и 300 000 руб. - на суммы расходов по осуществлению строительства жилого дома. Разница между совокупным доходом за три года подряд начиная с года начала строительства и суммой предоставленной льготы составляет 60 000 руб. (540 000 - 480 000 ).
     
     4. На протяжении следующего четвертого года было осуществлено погашение кредита на сумму 60 000 руб., а также закончено строительство жилого дома, расходы по строительству составили 50 000 руб. В таком случае совокупный доход, полученный за четвертый год пользования льготой, уменьшается на 60 000 руб. Вычет на всю сумму произведенных в этом году расходов предоставлен быть не может, так как предельный размер льготы, исчисляемый по сумме совокупного дохода, полученного за первые три года подряд, составил 540 000 руб. Всего за четыре года освобождено от уплаты подоходного налога 540 000 руб.
     
     Сумма в размере 60 000 руб., уплаченная банку в течение пятого года в счет погашения кредита и уплаты процентов, на уменьшение совокупного дохода не относится в связи с полным использованием льготы в течение четырех предшествующих лет.
     

Новые налоговые ставки

     
     Изменения коснулись ставок подоходного налога, которые приведены в п. 18 Инструкции N 35.
     
     Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода взимается по следующим ставкам:
     

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставка налога

до 50 000 руб.

12 %

от 50 001 руб.
до 150 000 руб.

6 000 руб. +20 % с суммы, превышающей 50 000 руб.

от 150 001 руб. и выше

26 000 руб. +30 % с суммы, превышающей 150 000 руб.


     Наряду с внесением изменений в таблицу ставок подоходного налога изменения коснулись п. 19 и 60 Инструкции N 35, где приведены специальные ставки подоходного налога, которые применяются при налогообложении таких доходов, как коэффициенты и надбавки, выплачиваемые работникам за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также доходов физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации, получающих доходы от источников в Российской Федерации не от выполнения трудовых обязанностей. С 2000 года к таким доходам применяются фиксированные ставки налога без разделения по уровням бюджетов, а именно 12 % - с коэффициентов и надбавок и 20 % - с указанных выше доходов нерезидентов.
     

Новая редакция приложений N 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13 и 14 к Инструкции N 35

     
     Наибольшие изменения внесены в приложения N 3, 6, 7, 8 и 14.
     
     Справки о доходах физических лиц за 2000 год (приложение N 3) на бумажных и магнитных носителях организации и иные работодатели должны представлять в налоговые органы по новой форме. Более подробно излагается порядок заполнения указанных Справок. В связи с изменением показателей, содержащихся в форме Справки о доходах, в новой редакции излагаются Требования к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представляемой организациями (предприятиями, учреждениями) и иными работодателями на магнитных носителях, которые приведены в приложении N 14 к Инструкции N 35.
     
     Форма декларации о доходах, приведенная в приложении N 6 к Инструкции N 35, изменена. По этой форме будут заполнять декларацию как российские граждане, так и иностранные физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Изменения внесены в Налоговую карточку по учету доходов подоходного налога и порядок ее заполнения, которые приведены в приложении N 7 к Инструкции N 35. При этом более подробно изложен не только порядок ее заполнения, но и дана методика учета доходов.
     
     Изменения затронули приложение N 8 "Отчет об итоговых суммах начисленных и выплаченных доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков-физических лиц" и пояснительную записку по его составлению. За 2000 год организации и иные работодатели уже составляют отчет по новой форме, содержащей иной перечень показателей по сравнению с отчетом, составляемым за 1999 год.
     
     Правильность заполнения вышеприведенных приложений к Инструкции N 35 зависит от безошибочного учета доходов, налоговых расчетов облагаемого дохода и сумм подоходного налога. Безусловно, самым главным является правильное и полное определение базы налогообложения, поскольку без этого невозможно правильно рассчитать сумму причитающегося налога.
     
     Рассмотрим некоторые особенности определения совокупного годового дохода на следующем примере.
     

     Пример.

     
     Предположим, что работнику в 2000 году начисленная заработная плата выплачивается своевременно. Наряду с текущей заработной платой он получает заработную плату, которая не была ему выплачена в истекшем 1999 году. В целях подоходного налогообложения в совокупный годовой доход 2000 года включается и начисленная заработная плата за 2000 год и выплаченная задолженность по зарплате за 1999 год. При этом в отношении выплачиваемой задолженности по зарплате за 1999 год применяется кассовый метод учета - суммы такой задолженности учитываются в том месяце, в каком выплачиваются. В отношении заработной платы за 2000 год применяется метод начислений - суммы начисленной заработной платы учитываются в том месяце, за который начисляются.
     
     
     Рассмотрим следующий пример, когда начисленная заработная плата работнику выплачивается в организации несвоевременно и с оплатой различных услуг в счет начисленной зарплаты.
     

     Пример.

     
     В 2000 году работнику установлена ежемесячная заработная плата в размере 2000 руб., но своевременно он получил только зарплату за январь-октябрь в размере 20 000 руб.
     
     В ноябре и декабре с начисленной суммы зарплаты за эти месяцы бухгалтерией организации ежемесячно удерживались и перечислялись плата за проживание в заводском общежитии по 50 руб. в месяц, алименты на несовершеннолетнего ребенка (по соглашению об уплате алиментов) по 800 руб. в месяц, отчисления в Пенсионный фонд РФ по 20 руб.
     
     В этом случае совокупный доход за 2000 год определяется из расчета действительно полученных им сумм зарплаты(2000 руб. х 10) и с учетом произведенных удержаний из начисленной зарплаты [(50 руб. х 2 ) + ( 800 руб. х  2) + (20 руб. х 2)]. Таким образом, совокупный доход определяется в размере 21 740 руб.
     
     Теперь произведем расчет облагаемого дохода и сумм подоходного налога. Налогооблагаемый период с января по декабрь 2000 года составляет 12 месяцев, в течение которых получен доход.
     
      Определяем вычеты, исключаемые из полученного дохода:
     
     а) сумма платежей в Пенсионный фонд РФ за 2000 год составила 240 руб.;
     
     б) необлагаемый минимум дохода предоставляется: за январь-июль в двукратном размере ММОТ, за август-декабрь в однократном размере ММОТ - на общую сумму 1586 руб. 31 коп. [(83 руб. 49 коп. х 2 х 7) + (83 руб. 49 коп. х 5)];
     
     в) общая сумма вычетов составила 1826 руб. 31 коп. [(20 руб. х 12) + (83 руб. 49 коп. х 2 х 7) + (83 руб.
49 коп. х 5)].
     
     3. Совокупный налогооблагаемый доход работника за 2000 год определяется в размере 19 913 руб. 69 коп. (21 740 руб. 00 коп. - 1826 руб. 31 коп.), с которого исчисляется подоходный налог по ставке 12 % в сумме 2390 руб.
     
     
      Для правильного учета доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, определения размеров скидок, расходов и вычетов, исключаемых у источника выплаты из суммы дохода, а также для расчета сумм подоходного налога предусмотрено ведение специальной налоговой формы "Налоговая карточка по учету доходов и подоходного налога", которая приведена в приложении N 7 к Инструкции N 35.