Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Контроль за правильностью исчисления и внесения платежей, связанных с пользованием лесным фондом, в 2000 году


Контроль за правильностью исчисления и внесения платежей, связанных с пользованием лесным фондом, в 2000 году


Е.А. Юдин,
советник налоговой службы II ранга
     

     Одним из обязательных условий обеспечения необходимого уровня поступления в бюджет платежей за пользование лесным фондом, а также преодоления сохраняющихся кризисных явлений и успешного внедрения рыночных механизмов в лесном комплексе является стабилизация налоговой политики. Важный элемент этой политики - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей.
     
     Предусмотренный Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ и фактически действующий с 1999 года порядок распределения платы за древесину, отпускаемую на корню, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и лесхозами, а также практика регулярного увеличения ставок указанной платы повысили роль платежей за пользование лесным фондом в финансировании лесного хозяйства и требования к полноте их сбора.


     Вместе с тем в работе налоговых и лесохозяйственных органов по мобилизации в бюджетную систему платежей за пользование лесным фондом встречаются недостатки, обусловленные, помимо других причин, их недостаточной информированностью в отношении этих платежей.


     В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 867 и введенные в действие с 1 января 2000 года минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (далее - минимальные ставки), с 5 января 2000 года применяются с коэффициентом 1,2.


     За древесину, отпускаемую на корню, по лесорубочным билетам, выданным лесопользователям до 5 января 2000 года, но со сроками уплаты, наступающими и после указанной даты, производится перерасчет платежей с учетом коэффициента 1,2.


     Однако есть особенности, которые следует иметь в виду при исчислении платежей в случае отпуска древесины в рубку по результатам лесных аукционов и на условиях аренды. Так, при проведении лесных аукционов минимальные ставки применяются с учетом коэффициента 1,2 для исчисления платежей по лесорубочным билетам, выдаваемым лесопользователям по результатам лесных аукционов, протоколы которых подписываются начиная с 5 января 2000 года.


     В случае если участки лесного фонда поступают в долгосрочное пользование для заготовки древесины и в заключенные и прошедшие государственную регистрацию до 5 января 2000 года договоры аренды участков лесного фонда вносится условие о применении минимальных ставок с учетом коэффициента 1,2, платежи по этим договорам следует пересчитать.


     Налог за земли лесного фонда определяется в размере 5 % от исчисленных по минимальным ставкам сумм платы за древесину, отпускаемую на корню, по лесорубочным билетам, выданным лесопользователям для проведения рубок главного пользования, с учетом применения с 5 января 2000 года минимальных ставок с коэффициентом 1,2.


     Пример.


     По лесорубочному билету, выданному лесопользователю для проведения в 2000 году рубки главного пользования и предусматривающему внесение платы за древесину на корню, исчисленной по минимальным ставкам, в объеме 10 000 руб., сумма налога за земли лесного фонда составляет:


     10 000 руб. х 1,2 х 0,05 = 600 руб.


     Неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах исчисляются в порядке, предусмотренном Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551.


     При исчислении сумм неустоек за нарушения, выявленные с 5 января 2000 года, применяются минимальные ставки с учетом коэффициента 1,2.


     Аналогичным образом при исчислении взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, минимальные ставки применяются также с учетом коэффициента 1,2.


     Что касается порядка распределения рассмотренных выше платежей, то оно осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства.


     Так, в субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования превышает один миллион кубометров, плата за древесину, отпускаемую на корню, по всем видам рубок в размере минимальных ставок, за исключением налога за земли лесного фонда, взимаемого при проведении рубок главного пользования, поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: федеральный бюджет - 40 %, бюджеты субъектов Российской Федерации - 60 %.


     Если же в субъектах Российской Федерации расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, плата за древесину, отпускаемую на корню, по всем видам рубок в размере минимальных ставок, за исключением налога за земли лесного фонда, взимаемого при проведении рубок главного пользования, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.


     В тех субъектах Российской Федерации, в которых рубки главного пользования не проводятся, плата за древесину, отпускаемую на корню, по рубкам промежуточного пользования и прочим рубкам в размере минимальных ставок поступает на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации или лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.


     При поступлении указанной платы лесхозам она приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.


     Следует также иметь в виду, что плата за древесину, отпускаемую на корню, в размере разницы между ставками, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определенными по результатам лесных аукционов или предусмотренными договорами аренды участков лесного фонда, и минимальными ставками поступает полностью лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства. Аналогичный порядок внесения распространяется и на платежи за другие виды лесопользования.


     Плата за древесину, отпускаемую на корню, поступает в бюджет и лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством в сроки, предусмотренные инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню", Положением о порядке проведения лесных аукционов, утвержденным приказом Рослесхоза от 11.08.1997 N 99, и договорами аренды участков лесного фонда.


     В отношении налога за земли лесного фонда действует порядок, предусматривающий его поступление в бюджеты районов (городов), на территории которых осуществляются рубки главного пользования.


     Касаясь порядка распределения сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, между территориальными бюджетами и органами управления лесным хозяйством, отметим, что он осуществляется на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с рекомендательной нормой постановления Правительства РФ от 05.02.1992 N 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации".


     В текущем году в целях обеспечения выполнения территориальными органами управления лесным хозяйством и лесопользователями положений, содержащихся в ст. 10, 17 и 32 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", рассмотренный выше порядок был сообщен Рослесхозу
письмом МНС России от 16.02.2000 N ММ-15-04/318.


     В 1999 году налоговые, финансовые и лесохозяйственные органы по субъектам Российской Федерации при решении аналогичных вопросов должны были руководствоваться телеграммой МНС России от 01.04.1999 N ИС-6-04/208, Рослесхоза от 29.03.1999 N ВШТ-7-28/191 и Минфина России от 01.04.1999 N 04-07-15 и телеграммой Минфина России от 31.05.1999 N 04-07-16/5, МНС России от 31.05.1999 N ИС-6-04/449 и Рослесхоза от 31.05.1999 N МГ-Т-3/399.


     При контроле за правильностью предоставления льгот по плате за древесину, отпускаемую на корню, необходимо руководствоваться следующим порядком.


     В соответствии с п. 2 ст. 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах.


     Однако согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.


     Поэтому до установления новой законодательной базы по платежам за пользование лесным фондом применение льгот, введенных для соответствующих категорий плательщиков ст. 107 Лесного кодекса Российской Федерации, правомерно.


     В то же время до принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации, включающей раздел по платежам за пользование лесным фондом, или отдельного налогового закона предоставление органами законодательной власти субъектов Российской Федерации дополнительных льгот отдельным категориям налогоплательщиков по указанным платежам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, превышает полномочия этих органов власти.


     Остановимся кратко на порядке перерасчета платы за древесину, отпускаемую на корню, за 1999 год.


     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 лесопользователи не позднее 1 марта 2000 года были обязаны представить налоговым органам по месту лесопользования перерасчет платы за древесину, отпускаемую на корню, по лесосечному фонду истекшего периода и перечислить в бюджет причитающиеся платежи не позднее 15 марта 2000 года.


     Постановление Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" вступило в силу одновременно на всей территории Российской Федерации с 25 июня 1998 года. Поэтому применение указанных Правил при перерасчете платы за древесину, отпускаемую на корню, должно было осуществляться по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 года. Порядок перерасчета приведен в таблице (см. ниже).


     Рекомендации по порядку перерасчета платежей были доведены до лесопользователей через территориальные органы Рослесхоза письмом МНС России от 08.02.2000 N ММ-15-04/251.


     В заключение отметим, что при проверке лесопользователей следует обращать внимание на правильность выдачи им лесорубочных билетов и в необходимых случаях на правильность переуступки права пользования участками лесного фонда, а также на соблюдение лесопользователями предусмотренных лесорубочными билетами условий.


     Самовольная переуступка права пользования участками лесного фонда признается недействительной, а заготовленная в этом случае древесина считается самовольно срубленной. При выявлении таких фактов должна проводиться проверка как организаций, получивших лесорубочные билеты, так и организаций, фактически без переуступки права осуществляющих по ним заготовку древесины.


     О нарушениях порядка выдачи лесорубочных билетов, порядка переуступки права пользования участками лесного фонда и предусмотренных лесорубочными билетами условий должны быть поставлены в известность лесхозы, выдающие разрешительные документы на лесопользование. Такие нарушения являются основанием для привлечения лесопользователей к материальной ответственности.
          

ПЕРЕРАСЧЕТ
платы за древесину, отпускаемую на корню, за 1999 год

Наименование показателей

Всего древесины

в том числе


 


 

деловая

дрова

1. Количество древесины, разрешенное лесопользователю к заготовке в истекшем периоде по лесорубочным билетам, по которым объемы фактической заготовки превышают предусмотренное к отпуску количество более чем на 10 %, куб. м
[стр. 1 = стр. 1.1 + стр. 1.2 - стр.1.3 - стр. 1.4 - стр. 1.5]

  
 

  
 

  
 

1.1. Количество древесины по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 г., по которым освидетельствование мест рубок проведено в период до 1 марта 2000 г., куб. м

  
 

  
 

  
 

1.2. Количество древесины по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1999 г., по которым освидетельствование мест рубок проведено в период до 1 марта 2000 г., куб. м

  
 

  
 

  
 

1.3. Количество древесины по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 и 1999 гг., по которым в результате освидетельствования мест рубок, проведенного в период до 1 марта 2000 г., не выявлено превышения фактической заготовки над разрешенным отпуском более чем на 10 %, куб. м

  
 

  
 

  
 

1.4. Количество древесины по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 и 1999 гг., по которым в результате освидетельствования мест рубок, проведенного в период до 1 марта 2000 г., выявлены неначатые рубкой лесосеки, куб. м

  
 

  
 

 
 

1.5. Количество древесины по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня  1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 и 1999 гг., по которым в результате освидетельствования мест рубок, проведенного в период до 1 марта 2000 г., выявлены недорубы, куб. м

  
 

  
 

  
 

2. Процент выхода деловой древесины

  
 

х

х

3. Сумма платы за разрешенное к заготовке в истекшем периоде количество древесины по лесорубочным билетам, по которым объемы фактической заготовки превышают предусмотренное к отпуску количество более чем на 10 %

  
 

  
 

  
 

3.1. исходя из минимальных ставок, руб.

  
 

  
 

  
 

3.2. исходя из конкретных ставок, руб.

  
 

  
 

  
 

4. Средний размер ставок платы за древесину, отпускаемую на корню

  
 

  
 

  
 

4.1. исходя из минимальных ставок, руб./куб. м [стр. 4.1 = стр. 3.1 : стр. 1]

  
 

  
 

  
 

4.2. исходя из конкретных ставок, руб./куб. м [стр. 4.2 = стр. 3.2 : стр. 1]

  
 

  
 

  
 

5. Фактически заготовлено древесины по отчету лесопользователя по лесорубочным - билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 г., по которым освидетельствование мест рубок проведено в период до 1 марта 2000 г., куб. м

  
 

  
 

  
 

6. Фактически заготовлено древесины по отчету лесопользователя по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1999 г., по которым освидетельствование мест рубок проведено в период до 1 марта 2000 г., куб. м

  
 

  
 

  
 

7. Фактически заготовлено древесины по отчету леспользователя по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 и 1999 гг., по которым в результате освидетельствования мест рубок, проведенного в период до 1 марта 2000 г., не выявлено превышения фактической заготовки над разрешенным отпуском более чем на 10 % и выявлены недорубы, куб. м

  
 

  
 

  
 

8. Фактически заготовлено древесины по отчету лесопользователя по лесорубочным билетам, выданным начиная с 25 июня 1998 г. в счет лесосечного фонда 1998 и 1999 гг., по которым в результате освидетельствования мест рубок, проведенного в период до 1 марта 2000 г., выявлено превышение фактической заготовки над разрешенным отпуском более чем на 10 %, куб. м
[стр. 8 = стр. 5 + стр. 6 - стр. 7)

  
 

  
 

  
 

9. Превышение фактической заготовки древесины над объемами, предусмотренными в лесорубочных билетах, куб. м [стр. 9 = стр. 8 - стр. 1]

  
 

  
 

  
 

10. Процент превышения фактического объема заготовленной древесины
[стр. 10 = (стр. 9 : стр. 1) х 100]

  
 

х

х

11. Сумма платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежащая внесению в бюджет и лесхозу по результатам настоящего перерасчета

  
 

  
 

  
 

11.1 исходя из минимальных ставок, руб. [стр. 11.1 = стр. 9 х стр. 4.1]

  
 

  
 

  
 

11.2. исходя из конкретных ставок, руб. [стр. 11.2 = стр. 9 х стр. 4.2],

  
 

  
 

  
 

в том числе подлежит внесению:

  
 

  
 

  
 

11.3. в местный бюджет налога за земли лесного фонда, руб. [стр. 11.3 =стр. 11.1 х 0,05]

  
 

  
 

  
 

11.4. в федеральный бюджет платы за древесину, отпускаемую на корню, в субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования превышает один миллион кубометров, руб. [стр. 11.4 = (стр. 11.1 - стр. 11.3)  х  0,4]

  
 

  
 

  
 

11.5. в бюджет субъекта Российской Федерации платы за древесину, отпускаемую на корню:

  
 

  
 

  
 

11.5.1. в субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования превышает один миллион кубометров, руб. [стр. 11.5.1 = (стр. 11.1 - стр. 11.3) х 0,6]

  
 

  
 

  
 

11.5.2. в субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, руб. [стр. 11.5.2 = стр. 11.1 - стр. 11.3]

  
 

  
 

  
 

11.6. лесхозу платы за древесину, отпускаемую на корню, руб. [стр. 11.6 = стр. 11.2 - стр. 11.1]