Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности расчетно-нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий


     Особенности расчетно-нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий
     

А.И. Новикова,
советник налоговой службы I ранга
     
Е.В. Кирилюк,
советник налоговой службы I ранга

     Доля поступлений от нефтяной отрасли в консолидированный бюджет Российской Федерации составила в 1999 году 9,7 %. В то же время конкурентоспособность российской нефтяной промышленности по мировым стандартам невелика из-за высоких удельных издержек.

     Снижение переработки сырья на отечественных нефтеперерабатывающих заводах с 295 млн т в 1990 году до 163,2 млн т в 1998 году объясняется отставанием прироста разведанных запасов нефти от темпов их выработки. С 1992 по 1998 годы объемы разведочного бурения сократились в 8 раз. Согласно оценке Института народнохозяйственного прогнозирования РАН по основным затратообразующим параметрам (дебиты скважин, обеспеченность разведанными запасами, транспортные издержки) Россия находится гораздо ближе к нефтедобывающим странам, ориентированным на внутренний рынок и импорт нефти, чем к ведущим странам-экспортерам (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт и др.). Так, по уровню дебитов нефтяных скважин (7 т/сутки) Россия уступает последним в 20-100 раз, а по обеспеченности добычи достоверными запасами нефти - в 3-6 раз. К тому же из общего числа нефтяных скважин 36 % в настоящее время не функционируют.


     Рентабельность нефтяной отрасли снижается. Необходимы ресурсы для капитальных вложений, которые могли бы компенсировать естественное падение добычи, связанное с истощением месторождений.


     На финансово-экономическое положение предприятий данной отрасли крайне негативно влияет "теневой" нефтяной бизнес, когда организации-фантомы численностью в несколько человек, оснащенные только телефоном и факсом, осуществляют крупные оптовые операции посредством "заинтересованных" в их деятельности поставщиков и покупателей. Манипуляции через "посредников" приводят к баснословным неучтенным прибылям предприятий, занятых в финансовом обороте нефтепродуктов, в то время как сами предприятия нефтепродуктообеспечения находятся зачастую на грани банкротства и, естественно, не могут обеспечить налоговых поступлений в казну государства. В подобном положении практически невозможно объективно определить налоговую базу на нефтепродукты.


     Требуют существенной коррекции такие ключевые элементы хозяйственного механизма функционирования отрасли, как демонополизация, приватизация, ценообразование, лицензирование, кредиты.


     В условиях объективной необходимости усиления государственного регулирования нефтяной отрасли, эффективного воздействия на ее динамику и структуру, а также мобилизации денежных ресурсов, направленных на ее подъем и развитие, особое значение отводится налоговой политике. При этом наряду с фискальной функцией весьма конструктивным характером должны отличаться регулирующая и стимулирующая функции налогов. Между тем ряд налогов, в первую очередь ставки акцизов, не зависят от результатов хозяйственной деятельности предприятий, а являются фиксированными.


     В сфере топливного бизнеса должна быть выработана стратегия, обеспечивающая более тесную увязку налоговых платежей с результатами и условиями производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Реализация этих функций посредством определения научно обоснованной дифференцированной налоговой базы создаст предпосылки для эффективного государственного регулирования деятельности монопольных объединений и формирования конкурентной среды. С помощью налогов станет возможно стимулировать в системе нефтяной отрасли внедрение передовых технологий, а также ликвидировать "узкие" места в развитии ее экономики и инфраструктуры


     Усиление регулирующей роли налогообложения в развитии нефтедобывающей отрасли обуславливает необходимость совершенствования и более четкой формализации расчетно-нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий. Решение этой задачи требует комплексного рассмотрения всей совокупности налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями, с учетом льгот, ставок налогов и их распределения по уровням бюджетов. Такой подход является правомерным и с точки зрения требований к заполнению Налогового паспорта региона. В рамках проводимой в данном направлении работы специалисты МНС России разработали информационную таблицу основных видов налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями. В данной таблице учтены только те налоги, которые непосредственно связаны со специфическим характером производственной деятельности нефтедобывающих предприятий. При этом НДС, налог на прибыль и подоходный налог на физических лиц, являющиеся обязательными к уплате всеми организациями и предприятиями, а также налоги и сборы, устанавливаемые местными органами власти, в данной таблице не рассматриваются.
     

Информация об основных видах налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями
    

N п/п

Наименование налогов и платежей

Налоговая база

Льготы

Ставка налога

Распределение налога по уровням бюджетов

1

Плата за землю (или аренда)

Общая площадь земли:
кв.м - в населенных пунктах;
га - вне населенных пунктов

Определены ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "0 плате за землю". Дополнительные льготы категориям плательщиков могут быть установлены (представительными) органами власти субъектов РФ

Средние ставки земельного налога установлены Приложениями 1 и 2 к данному Закону. Конкретные ставки зависят от местонахождения земельных участков и целевого использования земли. Размер, условия внесения арендной платы определяются договором. Арендная плата устанавливается как в денежной, так и в натуральной форме

Суммы налога и арендной платы за земли городов распределяются следующим образом:
30%-в федеральный бюджет;
20%-в бюджет субъекта РФ; 50%-в городской бюджет. Суммы налога и арендной платы за с/х угодья распределяются следующим образом:
30%-в федеральный бюджет;
20%-в бюджет субъекта РФ; 50%-в городской бюджет. Суммы налога и арендной платы за нес/х земли и за земли сельских населенных пунктов полностью остаются в местном бюджете

2

Налог на имущество предприятий

Среднегодовая стоимость имущества (тыс. руб.) Для определения налогооблагаемой базы во внимание принимаются отраженные в активе баланса остатки по счетам бухучета, такие как основные средства, материалы, нематериальные активы, основное производство, готовая продукция, товары отгруженные, запасы и т.д.

Определены ст. 4 и ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "0 налоге на имущество предприятий". Дополнительные льготы категориям плательщиков могут быть установлены законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ

Предельный размер ставки не должен превышать 2 % от налоговой базы. Конкретные ставки, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, могут устанавливаться законодательными (представительными) органами субъектов РФ

50%-в бюджет субъекта РФ; 50%-в местный бюджет

3

Платежи за пользование недрами, в том числе:

  
 

Отдельные категории пользователей недр определены ст. 40 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "0 недрах"

  
 

  
 

  
 

1) плата за право на поиски и оценку месторождения полезных ископаемых;

1) договорная (сметная) стоимость работ (тыс. руб.);

  
 

1) от 1 до 2 % договорной стоимости работ;

1) местный бюджет;

  
 

2) плата за право на разведку месторождения полезных ископаемых;

2) годовая сметная стоимость работ (тыс. руб.);

Устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.11.1999 N 1213 "0 мерах по вводу в

2) от 3 до 5% сметной стоимости работ;

2) местный бюджет;

  
 

3) платежи за
право на добычу полезных
ископаемых

3) стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов (тыс. руб.)

эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях"

3) ставки устанавливаются по каждому месторождению согласно действующему законодательству. Предельный уровень платежей за право на добычу нефти составляет от 6 до 16%

3) распределение платежей по бюджетам определено ст. 42 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "0 недрах": 40%-в республиканский бюджет; 60%-в бюджет субъекта РФ

4

Сбор за
участие в конкурс (аукционе) и выдачу лицензии

Конкретный размер е определяется по результатам конкурса (аукциона) (тыс. руб.)

  
 

  
 

Направляются органам, выдающим лицензию

5

Отчисления на воспроизводство минерально-
сырьевой базы

Стоимость первого товарного продукта (тыс. руб.) (в частности, нефть)

Определены органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами (ст. 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1). Постановление Правительства РФ от 01.11.1999 N1213 "0 мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях" (находящихся в консервации по состоянию на 01.01.1999)

Нефть -10 %

30%-в федеральный бюджет. Территориальный бюджет. Распределение по бюджетам ежегодно устанавливается МПР России по согласованию с Минэкономики России по каждому месторождению

6

Плата за пользование водными объектами

Объем забранной воды объем сбрасываемых сточных вод, площадь акватории, объем продукции (работ, услуг) (куб.м, кв.км)

Устанавливаются законодательными органами субъекта РФ в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ

Устанавливается по видам деятельности за единицу водопользования. Дифференцируются Правительством РФ по конкретным водным объектам и экономическим районам. Конкретные ставки устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ

40%-в федеральный бюджет;
60%-в бюджет субъекта РФ

7

Плата за вредные выбросы и отходы

Объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и других видов вредного воздействия

Определены Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "06 охране окружающей природной среды" (в ред. от 02.06.1993)

Установлены базовые нормативы платы, которые ежегодно индексируются

10%-в федеральный бюджет;
90 % - во внебюджетные экологические фонды

8

Плата за древесину, отпускаемую на корню

Объем древесины, отпускаемой на корню (тыс. руб.)

От платы за древесину, заготавляемую для собственных нужд, освобождаются отдельные категории физических лиц

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ. Конкретные ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ или определяются по результатам лесных аукционов

Плата по минимальным ставкам поступает:
а) в субъектах РФ, если расчетная лесосека по рубкам главного пользования превышает 1 млн куб.м:
40%-в федеральный бюджет; 60%-в бюджеты субъектов РФ;
б) в субъектах РФ, если расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн куб.м, плата полностью поступает в бюджет субъекта РФ. Плата за древесину, отпускаемую на корню, в размере разницы между конкретными и минимальными ставками поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством

9

Акцизы

Количество реализованной нефтедобывающими предприятиями нефти, включая стабилизированный газовый конденсат (т)

Льготы определены в соответствии с Федеральным законом от 06.12.1991 N 1993-1 "06 акцизах"

55 руб. за 1 т добытой нефти

100% - в федеральный бюджет

10

Налог на пользователей автомобильных дорог

Выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) (тыс. руб.)

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды

2,5 %

0,5 % - в федеральный дорожный фонд;
2%-в территориальный дорожный фонд

11

Налог на содержание жилищного фонда

Объем реализации продукции (работ, услуг) (тыс. руб.)

Устанавливается по решению местных органов власти

Не превышает 1,5 %

100  % - в местный бюджет

12

Внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения

Фонд оплаты труда работников предприятий (учреждений, организаций) (тыс. руб.)

Освобождение от уплаты платежей во внебюджетные фонды устанавливается федеральным законом

Ставки по платежам устанавливаются федеральным законом