Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином налоге на вмененный доход и налоге на прибыль

     

О едином налоге на вмененный доход и налоге на прибыль


Ю.В. Подпорин,
государственный советник налоговой службы III ранга        


     Если магазин (юридическое лицо) подпадает под действие Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", то будет ли он являться плательщиком налога на имущество:

     1) в части здания магазина, переданного по договору аренды другому юридическому (физическому) лицу;

     2) с площади магазина, не осуществляющего свою деятельность (закрыт);

     3) по магазину, законсервированному по приказу руководителя предприятия?


        1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход уплачивается с видов деятельности, определенных законодательством. При осуществлении розничной торговли через магазин налог на имущество в соответствии с указанной статьей Федерального закона не уплачивается. В случае сдачи в аренду части магазина другому юридическому (физическому) лицу налог на имущество должен уплачиваться в установленном порядке со сданной в аренду части магазина.

     2. В случае закрытия магазина налог на имущество уплачивается в общеустановленном порядке. Единый налог не уплачивается, так как деятельность, доход от которой облагается единым налогом, не осуществляется.


     3. В случае консервации магазина по приказу директора порядок уплаты налога на имущество и единого налога аналогичен порядку, указанному в п. 1.     


     Будет ли удерживаться с зарплаты работников 1 % в Пенсионный фонд при переводе предприятия на уплату единого налога на вмененный доход?


      В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды.


     В соответствии со ст. 3 указанного Закона плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах.


     В соответствии с п. "д" ст. 1 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховой взнос в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 % выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.


     Исходя из изложенного, при переходе предприятия на уплату единого налога на вмененный доход с зарплаты работников будет удерживаться 1 % для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как плательщиком этого взноса является не предприятие, а непосредственно физическое лицо, работающее на предприятии по трудовому договору и т.п.


     Как рассчитать единый налог на вмененный доход налогоплательщику, осуществляющему одновременно на одной и той же площади, одними и теми же работниками оптовую и розничную торговлю?


     В случае осуществления одновременно на одной и той же площади одними и теми же работниками оптовой и розничной торговли определение численности работников, приходящихся на розничную торговлю, и расчет суммы единого налога на вмененный доход целесообразно производить пропорционально полученной выручке от оптовой и розничной торговли.


     При этом необходимо вести раздельный учет оптовой и розничной торговли.


     Следует ли в определенном отчетном периоде устанавливать сумму единого налога на вмененный доход магазину, ларьку и т.д., если он закрыт на ремонт или продавец заболел?


     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять особенности взимания единого налога в соответствии с действующим законодательством.


     Вопросы представления налогоплательщиком документов в налоговые органы в случае, если он в очередном налоговом периоде не осуществляет предпринимательской деятельности, необходимо урегулировать на уровне субъекта Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в нормативный правовой акт о введении единого налога на вмененный доход в данной местности.


     Целесообразно освободить налогоплательщиков, предполагающих в очередном налоговом периоде не осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу на какой-либо из торговых точек, от представления расчета единого налога для указанной торговой точки на очередной налоговый период.


     В этом случае налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уведомление о прекращении розничной торговли через указанную торговую точку в установленный нормативным правовым актом законодательных (представительных) органов государственной власти срок.


     При непредставлении уведомления расчет суммы единого налога будет произведен налоговым органом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.


     Должны ли плательщики единого налога уплачивать платежи за загрязнение окружающей природной среды?


     В соответствии с подпунктом "и" п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, которые включают в себя плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов.


     Кроме того, плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов учтена в составе налоговых доходов федерального бюджета на 1999 год (ст. 19 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год").


     Согласно ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением девяти видов платежей, перечисленных в названной статье. Плата за пользование природными ресурсами не включена в перечень девяти видов платежей, взимание которых сохраняется с введением единого налога на вмененный доход.


     Следовательно, после введения единого налога на вмененный доход нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оснований для взимания с плательщиков единого налога платежей за пользование природными ресурсами нет.


     Таким образом, при введении единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход платежи за загрязнение окружающей природной среды не взимаются, в том числе и в части, поступающей во внебюджетные экологические фонды.


     В тех случаях, когда помимо деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход организации осуществляют и другие виды предпринимательской деятельности, то по ним они обязаны уплачивать налоги и другие платежи в бюджет в ранее установленном порядке в соответствии с законами по конкретным налогам, в том числе и платежи за загрязнение окружающей среды.


     Должны ли организации вести учет своих доходов и расходов по тем видам деятельности, по которым осуществляется уплата единого налога, в порядке, предусмотренном действующим законодательством о бухгалтерском учете? Каким образом предприятие должно осуществлять ведение раздельного учета доходов и расходов:

     - по каждому виду деятельности на основе свидетельства;

     - по иной предпринимательской деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью на основе свидетельства?

     По какой форме в данном случае организации-плательщики единого налога представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы?


     В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 148-ФЗ при осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется раздельно по каждому виду деятельности. Формы ведения раздельного бухгалтерского учета определяются организациями самостоятельно.


     В налоговые органы в этом случае представляется единый баланс, а приложение к балансу - форма N 2 - организациями, переведенными и не переведенными на уплату единого налога, представляется отдельно по видам деятельности.


     Исходя из каких условий предприятие должно осуществлять расчет единого налога на вмененный доход:

     - складывающихся на дату составления декларации;

     - складывающихся на дату подачи декларации;

     - из предполагаемых условий, которые могут иметь место в процессе осуществления деятельности на основе свидетельства?


     Расчет суммы единого налога производится плательщиком исходя из условий, которые имеют место на момент осуществления расчета по единому налогу.


     Как рассчитать размер платы за выдачу нового свидетельства в случае его утраты налогоплательщиком, если утерянное свидетельство было выдано:

     - на месяц;

     - на срок, больший налогового периода (6, 9, 12 месяцев)?


     В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 148-ФЗ утраченное свидетельство об уплате единого налога возобновлению не подлежит. Выдается новое свидетельство с отметкой "взамен утраченного", причем плата за новое свидетельство должна составлять не более 20 % от стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период, за который уплачен единый налог. Если утраченное свидетельство было выдано на срок 3, 6, 9 или 12 месяцев, вопросы определения размеров платы в каждом случае необходимо урегулировать на уровне субъекта Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в нормативный правовой акт о введении единого налога на вмененный доход.


     Могут ли организации-плательщики единого налога перейти на упрощенную систему налогообложения?


     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, подпадающие под действие указанного Федерального закона и перешедшие на уплату единого налога, не могут перейти на ранее применявшуюся систему налогообложения.


     Облагаются ли налогом на прибыль в установленном порядке внереализационные доходы, полученные организациями, осуществляющими деятельность лишь в сфере розничной торговли и уплачивающими в установленном порядке единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности?


     В соответствии с Федеральным законом N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах.


     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налогов по этой иной деятельности в ранее установленном порядке. При этом в ранее установленном порядке подлежит налогообложению и часть доходов от внереализационных операций (за вычетом расходов по этим операциям), за исключением доходов (расходов), связанных с осуществлением деятельности на основе свидетельства.


     Таким образом, указанные организации с доходов, полученных от реализации основных средств и другого имущества, от сдачи имущества в аренду, от реализации акций, принадлежащих организации на праве собственности, и других внереализационных доходов, не связанных с осуществлением деятельности на основе свидетельства, являются плательщиками налога на прибыль в порядке, определенном Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятиий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).


     На какую отчетную дату не следует учитывать имущество, используемое для осуществления деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, организации, переведенной на уплату единого налога по отдельным сферам предпринимательской деятельности с 1 апреля 1999 года, при исчислении налога на имущество по организации, перешедшей по одному из видов деятельности, например розничной торговле, на уплату единого налога на вмененный доход?


     При переходе на уплату единого налога на вмененный доход с 1 апреля 1999 года имущество, используемое для осуществления деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, при исчислении налога на имущество не учитывается с первого числа месяца, следующего за месяцем перехода организации на уплату единого налога (то есть с 1 мая 1999 года).


     В каком порядке определяется стоимость имущества для определения налога на имущество в случае его использования одновременно для осуществления деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и для иных видов предпринимательской деятельности?


     Если одно и то же имущество используется для осуществления деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и для иных видов предпринимательской деятельности (например, в розничной и оптовой торговле), стоимость данного имущества, являющаяся объектом обложения налогом на имущество, определяется исходя из удельного веса выручки, полученной от иных видов предпринимательской деятельности, в общей сумме полученной организацией выручки от реализации продукции (работ, услуг).


     Составляются ли расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 полугодие, 9 месяцев и год организациями, осуществляющими деятельность лишь в сферах, переведенных законодательными органами власти субъекта Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности с 1 апреля 1999 года (то есть не с начала отчетного года)?


     Организации, осуществляющие виды деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход с 1 апреля 1999 года, расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налогу на пользователей автомобильных дорог за 1-е полугодие, 9 месяцев и год не составляют.


     В каком порядке определяется организацией, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли, численность работающих для принятия решения о переводе на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности?


     Численность работающих определяется отдельно по каждому магазину, филиалу, обособленному подразделению, другой торговой точке без учета работающих по совместительству (в том числе работающих на условиях внутреннего совместительства), работающих по договорам гражданско-правового характера, а также центрального аппарата управления организации.


     Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.


     Производятся ли отчисления в государственные внебюджетные фонды от суммы оплаты труда аппарата управления организации, осуществляющей наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и иные виды предпринимательской деятельности? Если производятся, то как определить сумму оплаты труда аппарата управления, от которой уплачиваются платежи в государственные внебюджетные фонды указанной организации?


     В случае если помимо деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход организации осуществляют и другие виды предпринимательской деятельности, по ним они обязаны уплачивать налоги и другие платежи в бюджет в ранее установленном порядке, в том числе платежи во внебюджетные фонды.


     При осуществлении организацией деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и иных видов предпринимательской деятельности сумма оплаты труда аппарата управления организации, от которой уплачиваются платежи в государственные внебюджетные фонды, определяется исходя из удельного веса выручки от видов деятельности, налогообложение которых производится в ранее установленном порядке, в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации либо иного показателя, установленного законом субъекта Российской Федерации.


     В каком порядке определяется часть оплаты труда водителей, от которой производятся платежи в государственные внебюджетные фонды, если ими обслуживаются магазины, переведенные на оплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также магазины, не переведенные на уплату данного налога, и иные виды предпринимательской деятельности?


     Если работающие в организации водители завозят товары в магазины, переведенные на уплату единого налога, и в другие магазины, а также обслуживают и иные виды предпринимательской деятельности, то часть их оплаты труда, от которой производятся платежи в государственные внебюджетные фонды, определяется исходя из удельного веса выручки магазинов, не переведенных на уплату единого налога, и иных видов предпринимательской деятельности, не переведенных на уплату единого налога, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.


     Как осуществляется расчет данных по льготе налога на прибыль, связанной с осуществлением капитальных вложений?


     При рассмотрении вопроса о предоставлении организации льготы по налогу на прибыль в связи с использованием прибыли, оставшейся в ее распоряжении, необходимо руководствоваться п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 4.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом дополнений и изменений), а также Методическими рекомендациями Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768 "По отдельным вопросам налогообложения прибыли" (с учетом поправок, внесенных письмом от 12.07.1999 N ВГ-6-02/546), из которых следует, что:


     - при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы фактически произведенных предприятиями отраслей сферы материального производства затрат и расходов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;


     - при предоставлении льготы налогоплательщикам, фактически осуществившим затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, перечисленные в п. 1 ст. 6 указанного выше Закона РФ, следует иметь в виду, что изменения в правилах ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в связи с приказом Минфина России от 21.11.1997 N 81н (установление порядка списания средств на счет 81 "Использование прибыли") не являются основанием для непредоставления льготы;


     - льгота по налогу на прибыль предоставляется в случае фактически произведенных затрат и осуществления расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации за текущий год;


     - ограничения указанной льготы, кроме той, которая предусмотрена в п. 7 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, действующим законодательством не определены. Налоговая льгота по фактически произведенным затратам на финансирование капитальных вложений ограничена налоговыми льготами в размере 50 % и начисленным износом (амортизацией) по основным фондам на последнюю отчетную дату;


     - сумма амортизационных отчислений, отраженная на счете 02 "Износ основных средств", при решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль лишь принимается во внимание, но списанию не подлежит.


     В каком порядке и на какой счет бухгалтерского учета относятся счета организаций за услуги прошлых лет, оплаченные в текущем году?


     Исходя из требований п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 1.8 действовавшей до конца 1999 года Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (Приложение N 2 к приказу Минфина России от 12.11.1996 N 97), изменения в бухгалтерской отчетности, относящейся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были выявлены данные, имеющие отношение к предшествующим отчетным периодам.


     В связи с указанным, а также в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с учетом изменений и дополнений), дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах, включаются в перечень иных расходов, имеющих непосредственное отношение к себестоимости или реализации продукции за прошлые годы.


     В бухгалтерском учете списание произведенных расходов за полученные ранее и списанные на за-траты производства материальные ценности, оказанные услуги, входящие в состав затрат на производство или сбыт, осуществляется по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств и расчетов и принимается во внимание при расчете налога на прибыль.


     Как правильно осуществить корректировку себестоимости реализованной продукции при методе учета реализации продукции (работ, услуг) по оплате?


     Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), отражаемая в бухгалтерском учете при определении финансовых результатов на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", показывается исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть по мере отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг.


     Как определено в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утверж-денного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).


     Для целей налогообложения, учитывая п. 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, налогоплательщику предоставлено право выбора метода реализации продукции (работ, услуг) - либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за продукцию, работы, услуги на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. При этом метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается организацией на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.


     Пунктом 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).


     Следовательно, если налогоплательщик устанавливает метод "по оплате", то и себестоимость им учитывается та, которая соответствует оплаченной продукции, что и было подтверждено в п. 3 приложения к информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.1997 N 22.


     Пример.


     1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) исходя из временного фактора за январь 2000 года составила 200 тыс. руб.


     2. Себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг) за январь 2000 года составила 160 тыс. руб.


     3. Выручка от реализации оплаченной продукции (работ, услуг) за январь 2000 года составила 180 тыс. руб.


     4. Себестоимость оплаченной продукции за январь 2000 года составила 144 тыс. руб. (160 : 200 х 180).


     Можно ли списывать в полном объеме издержки обращения при определении выручки от реализации товаров по методу оплаты?


     Учитывая п. 2.18 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом России по торговле 20.04.1995 N 1-550/32-2, на остатке нереализованных товаров на конец отчетного периода, кроме их стоимости, еще учитываются издержки обращения в доле, приходящейся на остаток нереализованных товаров, в части расходов по оплате процентов за банковский кредит и транспортные расходы сторонних организаций, рассчитанные в установленном порядке.


     По этой причине, а также учитывая мнение Департамента налоговой политики Минфина России от 11.01.2000 N 04-02-05/1, при определении выручки от реализации товаров по методу отгрузки (временной фактор) расчет издержек обращения осуществляется согласно п. 2.18 указанных выше Методических рекомендаций.


     Что касается расчета издержек обращения, приходящихся на оплаченные товары (п. 2.1 "б" Приложения N 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37), то необходимо осуществить расчет издержек обращения, приходящихся на реализованные и оплаченные товары.


     Возможно ли малым предприятиям учесть для целей налогообложения дополнительно начисленные как амортизационные отчисления до 50 % стоимости основных средств?


     В п. 7 постановления Правительства РФ от 19.08.1994 N 126 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных средств" сказано, что в целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционирования предоставляется право наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет.


     При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия.


     В ст. 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В соответствии с п. 2.7 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России, Минфином России 18.02.1997 N ВД-1-24/336, это списание производится в течение первого года деятельности малого предприятия с момента его государственной регистрации.


     Уменьшается ли налогооблагаемая база на списанную дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности при расчете выручки от реализации продукции по методу оплаты?


     В п. 15 Положения о составе затрат предусмотрено списание убытков по дебиторской задолженности, которая не оплачена в течение срока исковой давности, как внереализационных расходов.


     Общий срок исковой давности определен в ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет три года. Для определенных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.


     Дебиторская задолженность, списанная в убыток вследствие неплатежеспособности должника, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий должна учитываться на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника, и при ее поступлении она должна учитываться при налогообложении.


     В случае необеспечения требований п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, при поступлении средств от организаций в счет погашения дебиторской задолженности они учитываются как прочие внереализационные доходы для целей налогообложения.


     Правомерно ли списание на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по приобретению работнику загранпаспорта без наличия подтверждающих документов?


     В п. 2 "и" Положения о составе затрат предусмотрено списание на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.


     В то же время по требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 12 - 18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, составленными по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, или с содержанием обязательных реквизитов.


     При отсутствии оправдательных документов по расходам, связанным с приобретением работникам заграничных паспортов в связи с их выездом в командировку, обоснований для списания этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) нет.


     По какой стоимости отражается в бухгалтерском учете приобретенный вексель?


     Как следует из п. 4 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2, при отражении в бухгалтерском учете операций с векселями, приобретаемыми организациями как объект финансовых вложений, необходимо соблюдать п. 3 этого Порядка.


     Приобретаемые в виде инвестиций в ценные бумаги векселя в бухгалтерском учете отражаются на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения" или 06 "Долгосрочные финансовые вложения", в зависимости от определенного срока или намерения получать доходы по ним.


     Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора, которыми могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.


     Так как предварительно фактически произведенные затраты по приобретению векселя подлежат учету на счете 08 "Капитальные вложения", субсчет "Вложения в ценные бумаги", то после полного завершения операции по покупке они списываются на счета по учету финансовых вложений по стоимости приобретения векселей.