Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение прибыли в Армении


Налогообложение прибыли в Армении

     

Сурен Адамян,
начальник отдела международных отношений
Министерства по госдоходам Республики Армения,
ст. советник налоговой службы II ранга

     Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Законом Республики Армения "О налоге на прибыль" (действует с 1 января 1998 года), а также инструкциями Налоговой инспекции Республики Армения о порядке исчисления в бюджет налога на прибыль резидентами и нерезидентами.
     
     Плательщиками налога на прибыль являются резиденты и нерезиденты. Резидентами считаются созданные в Республике Армения (получившие государственную регистрацию) юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридического лица, а нерезидентами - созданные в иностранных государствах юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридического лица, а также международные организации и созданные ими за пределами Армении юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридического лица.
     
     Объектом налогообложения для резидентов является облагаемая прибыль, получаемая как на территории Армении, так и за ее пределами, а для нерезидентов - лишь получаемая от армянских источников.
     
     Налогооблагаемая прибыль - это положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами (расходы, потери и иные вычеты), установленными Законом Республики Армения "О налоге на прибыль" (далее - Закон).
     
     Общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году независимо от источников их получения определяется как валовой доход. Под доходом понимается приток активов, их увеличение либо сокращение обязательств в течение отчетного года, которые приводят к увеличению собственного капитала налогоплательщика.
     
     К числу доходов не относятся:
     
     - инвестиции, осуществленные участниками (акционерами, пайщиками, членами) в уставный капитал (фонд) налогоплательщика;
     
     - положительная разница между ценой размещения и номинальной ценой акций налогоплательщика;
     
     - средства, объединяемые в целях совместной деятельности;
     
     - положительный результат от переоценки иностранной валюты и иных выраженных в иностранной валюте активов и обязательств, а также от осуществленной в установленном законом порядке переоценки основных средств;
     
     - суммы налоговых льгот, предоставляемых законом.
     

     При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход подлежит вычету на размер необходимых и подтвержденных документами расходов, связанных с его получением. Под расходами понимается отток активов, их уменьшение или рост обязательств в течение отчетного года, что влечет уменьшение собственного капитала налогоплательщика.
     
     К числу расходов относятся:
     
     - материальные расходы;
     
     - оплата труда и иные приравненные к ней выплаты;
     
     - платежи по обязательному социальному страхованию;
     
     - амортизационные отчисления;
     
     - страховые платежи;
     
     - невозмещаемые (незасчитываемые) налоги, пошлины и иные обязательные платежи;
     
     - проценты по ссудам и иным займам;
     
     - платежи по гарантиям, поручительствам, аккредитивам и иным банковским услугам;
     
     - рекламные расходы;
     
     - представительские расходы;
     
     - командировочные расходы;
     
     - судебные расходы;
     
     - возмещение за причиненный ущерб;
     
     - пени, штрафы и иные имущественные санкции (за некоторым исключением);
     
     - расходы по набору работников;
     
     - расходы на аудиторские, юридические, иные консультационные, информационные и управленческие услуги;
     
     - расходы на факторинговые, доверительные (трастовые) операции;
     
     - выявленные в отчетном году заниженные расходы за три непосредственно предшествующих этому года;
     
     - текущие расходы на основные средства.
     
     Требования к документальному подтверждению расходов на приобретение товарно-материальных запасов, работ, услуг, основных средств и иных активов (и в соответствующих случаях относящихся к доходам других налогоплательщиков) установлены постановлением Правительства Республики Армения от 25.08.1998 N 525.
     
     К числу расходов не относятся:
     
     - распределение собственного капитала налогоплательщика среди участников в виде дивидендов или в иной подобной форме;
     
     - произведенные налогоплательщиком вклады в уставный капитал других лиц;
     
     - отрицательная разница между стоимостью выкупленных налогоплательщиком своих акций, долей или паев и их балансовой стоимостью;
     

     - отрицательный результат от переоценки иностранной валюты и иных выраженных в иностранной валюте активов и обязательств, а также от осуществленной в установленном законом порядке переоценки основных средств.
     
     При определении объекта налогообложения учет доходов и расходов осуществляется по методу начислений. Это означает, что учет налогоплательщиком полученных доходов и понесенных расходов производится исходя из времени приобретения налогоплательщиком права на эти доходы или признания за ним этих расходов независимо от времени фактического получения доходов или осуществления платежей.      
     
     Для исчисления амортизации основных средств Законом предусмотрены пять укрупненных групп основных средств, по которым установлены следующие минимальные сроки амортизации:        
     

для зданий, сооружений и предаточных устройств

20 лет

для зданий и сооружений гостиниц, пансионатов, домов отдыха

10 лет

для поточных линий, робототехники

3 года

для вычислительной и компьютерной техники

1 год

для прочих основных средств, в том числе для рабочего скота, многолетних насаждений и капиталовложений, направленных на улучшение земель

5 лет

     
     Минимальный амортизационный срок для зданий и сооружений, находящихся в зоне бедствия (землетрясения), установлен в один год.
     
     Рассчитывая налогооблагаемую прибыль, налогоплательщик вправе избрать иной срок амортизации основных средств, но не менее срока, указанного для данной группы.
     
     Законом строго ограничен перечень расходов и потерь, по которым Правительству Республики Армения предоставлено право устанавливать нормы, превышение которых не подлежит вычету из валового дохода при определении налогооблагаемой прибыли. К ним относятся:
     
     - убытки за выброс вредных веществ в окружающую среду;
     
     - расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров вне пределов территории Республики Армения;
     
     - расходы на спецпитание, спецодежду и другое снаряжение, иные возмещения, предусмотренные для работников законодательством;
     
     - командировочные расходы вне пределов территории Республики Армения, а также суточные на территории Республики Армения;
     
     - представительские расходы;
     
     - расходы (в том числе амортизационные отчисления и расходы на ремонт) на содержание учреждений здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, реабилитационных лагерей, учреждений культуры, науки и спорта, а также объектов жилищного фонда.
     
     Максимально допустимые размеры определенных видов вычетов, осуществляемых из валового дохода для целей налогообложения, установлены постановлением Правительства Республики Армения от 27.11.1998 N 753.
     

     При наличии убытка по результатам деятельности налогоплательщика в отчетном и предыдущих годах убыток переносится на следующие годы (так называемый "прямой перенос"). Данная норма действует в отношении убытков, возникших после 1 января 1997 года. Таким образом, предприятие, понесшее убыток в течение одного года, может перенести этот убыток с целью компенсировать его прибылью последующих лет. В отличие от большинства стран, в которых прямой перенос разрешается лишь в течение ограниченного промежутка времени, в Республике Армения перенос убытков никак не ограничен во времени.
     
     Армянская налоговая система исключает экономическое двойное налогообложение предприятий, то есть при определении налогооблагаемой прибыли валовой доход налогоплательщика уменьшается на величину полученных дивидендов (за исключением предприятий-нерезидентов). Предполагается, что прибыль полностью облагается налогом на уровне предприятий, распределяющих дивиденды, а распределенная прибыль не облагается налогом у акционеров.
     
     При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму отчислений по обязательному социальному страхованию, произведенных за счет работодателя. В соответствии с Законом Республики Армения "О платежах обязательного социального страхования" работодатели производят социальные платежи в размере 28 % от общей суммы направляемых на оплату труда и приравненных к ней средств, но не менее 2500 и не более 20 000 драм* ежемесячно для каждого наемного работника.
     
     Ставка налогообложения - прогрессивная. При сумме годовой облагаемой прибыли до 7 млн драм налог взимается по ставке 15 %, а с суммы, превышающей 7 млн драм, - 25 %.
     
     Налог на прибыль по доходам, полученным от организации и проведения игр и лотерей с выигрышами, уплачивается по ставке 70 %.
     
     При инвестиции не менее 500 млн драм в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями (кроме банков), фактически произведенной иностранными инвесторами после 1 января 1998 года, сумма налога на прибыль данного предприятия уменьшается:     
     

Дата пополнения установленной нормы иностранной инвестиции в уставном капитале предприятия

Размер вычетов по годам из налога на прибыль предприятия с иностранными инвестициями


 

на 100 %

на 50 %

1998 г.

1999 и 2000 г.

2001—2008 г. включительно

1999 г.

2000 и 2001 г.

2002—2009 г. включительно

2000 г.

2001 и 2002 г.

2003—2008 г. включительно

2001 г.

2002 и 2003 г.

2004—2007 г. включительно

2002 г.

2003 и 2004 г.

2005—2006 г. включительно

2003 г.

2004 и 2005 г.


 

2004 г.

2005 и 2006 г.


 

2005 г.

2006 и 2007 г.


 

2006 г.

2007 и 2008 г.


 

2007 г.

2008 и 2009 г.


 

     

     При ликвидации налогоплательщика в течение срока действия льготы сумма налога на прибыль за период этой льготы исчисляется в полном размере - за весь период деятельности.
     
     Налогоплательщики определяют суммы налога на прибыль самостоятельно по годовым результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Предельным сроком представления расчета по налогу на прибыль является 15 апреля следующего за отчетным года, а сумма налога на прибыль должна быть внесена налогоплательщиком в бюджет не позднее 25 апреля следующего за отчетным года.
     
     Законом предусмотрен один срок уплаты авансовых платежей в месяц - не позднее 25-го числа данного месяца и только в случае превышения размера годовой суммы налога на прибыль налогоплательщика в предыдущем году в 500 тыс. драм. Для нерезидентов при превышении 2 млн драм годовой суммы налога на прибыль предыдущего года предельными сроками уплаты авансовых платежей являются 1 июля и 31 декабря текущего года.
     
     Размер авансовых платежей, вносимых в бюджет ежемесячно, для резидентов установлен в размере 1/16 от суммы фактического налога предыдущего года (что в годовом исчислении составляет 75 % суммы налога предыдущего года), а для нерезидентов - раз в полгода в размере 1/4 от суммы фактического налога предыдущего года. При этом, в случае планирования получения налогооблагаемой прибыли в текущем году менее прошлогодней, налогоплательщику предоставлено право самостоятельного определения размера авансовых платежей.
     
     Доходы от армянских источников подразделяются на активные (доходы от предпринимательской деятельности) и пассивные (инвестиционные) доходы.
     
     Активные доходы могут быть получены нерезидентом в результате осуществления деятельности как через "подразделение" (структурное подразделение нерезидента, получившее государственную регистрацию в Республике Армения), так и через "место" (фактическое место осуществления предпринимательской деятельности нерезидента, не имеющего структурного подразделения в Республике Армения).
     
     Пассивными доходами считаются доходы нерезидента от вложения (предоставления) своего имущества или иных активов, полученные в результате деятельности исключительно других лиц на территории Республики Армения. К числу важнейших видов пассивных доходов следует отнести дивиденды, проценты, роялти.
     
     Если нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Республике Армения, но и за ее пределами, не ведя при этом раздельного учета, что не позволяет определить налогооблагаемую прибыль, возникающую от деятельности, осуществляемой им через "подразделение" или "место", то она может исчисляться на расчетной основе - по методу, согласованному между налогоплательщиком и налоговым органом. Этот согласованный метод будет служить основой для определения налогооблагаемой прибыли до тех пор, пока не будет веской причины для его изменения.
     
     Налогооблагаемая прибыль, полученная в результате деятельности "подразделения" или "места" в Республике Армения, может определяться:
     
     - по удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной от деятельности в Республике Армения, в выручке нерезидента от совокупной деятельности;
     
     - по удельному весу расходов, связанных с деятельностью, осуществленной в Республике Армения, в совокупных расходах нерезидента;
     
     - по удельному весу персонала, занятого в Республике Армения, в совокупной численности персонала нерезидента.
     
     При определении налогооблагаемой прибыли "подразделения" или "места" допускается распределение подтвержденных документами расходов и фактических потерь между нерезидентом и его "подразделением" или "местом" в Республике Армения. Распределенные расходы включают, в частности, управленческие и общие административные расходы, произведенные как в Республике, так и за ее пределами.
     
     При определении налогооблагаемой прибыли "подразделения" его валовой доход уменьшается также на сумму других вычетов, установленных Законом для резидентов, за исключением полученных грантов, дивидендов и переноса убытков.
     
     При сокрытии налогооблагаемой прибыли или ее занижении с налогоплательщика взыскивается сумма налога, предусмотренная (исчисленная налоговыми органами) за сокрытие или занижение, а также штраф в размере 50 % этой суммы, а в случае повторного сокрытия или занижения облагаемой прибыли в течение одного года после регистрации нарушения налоговыми органами - штраф в размере всей суммы налога.
     
     Предусмотрена также норма ответственности и для налоговых агентов - при неудержании налога у источника налоговое обязательство и установленные санкции возлагаются на налогового агента.
     
     Сумма дохода (прибыли) налогоплательщиков в Республике Армения, полученная за пределами Республики, включается в общую сумму дохода (прибыли), подлежащего налогообложению в Республике и учитывается при определении размера налогов.
     
     Налоги, взимаемые в Республике Армения с суммы дохода (прибыли) налогоплательщиков, сокращаются на сумму налогов, взимаемых с налогоплательщиков Республики в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом размер сокращаемых сумм не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Республике Армения с полученного в иностранных государствах дохода (прибыли).