Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

От обсуждения паспорта — к его внедрению

     

От обсуждения паспорта — к его внедрению


В.В. Сапежко,
заместитель руководителя УМНС России
по Волгоградской области,
государственный советник налоговой службы III ранга
     
А.С. Ануфриев,
советник налоговой службы II ранга
     

     Идея создания Налогового паспорта региона выходит далеко за рамки интересов налоговых органов и заслуживает пристального внимания Правительства РФ и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Экономические аспекты Налогового паспорта региона заинтересовали Комитет экономики администрации и глав муниципальных образований Волгоградской области. Создано поле для совместной работы со статистическими и другими органами. При дальнейшем развитии этого направления посредством оценки налогового потенциала региона будут созданы предпосылки для определения финансового потенциала как регионов, так и России в целом. Паспорт региона может стать универсальным документом, определяющим соответствие взаимосвязанных показателей налогового потенциала и экономических характеристик общенациональному стандарту.
     
     Учитывая возможности и перспективы указанного документа, назрела необходимость перехода от обсуждения к новому этапу работы, направленному на достижение единообразия в определении четких, точных критериев и характеристик показателей, используемых в Налоговом паспорте региона. Необходимы методические рекомендации по его применению всеми регионами с выделением комплекса обобщающих характеристик и индивидуальных особенностей каждого из них.


     Это позволит в целом по России сгруппировать регионы (субъекты Российской Федерации) в отдельные обособленные категории по индивидуальным особенностям и характерным признакам. При относительной идентичности, с учетом других обобщающих показателей и параметров, характерных для всех регионов, можно создать карту, группирующую регионы России по налоговому потенциалу.


     В этих целях предлагается ряд существенных, по нашему мнению, дополнений и изменений в проект Налогового паспорта региона, которые позволят решить задачу формирования оптимальной системы показателей, имеющих достаточно высокую степень достоверности и сопоставимости, с учетом особенностей конкретного субъекта Российской Федерации. В частности, необходимо:


     1) разработать Порядок заполнения Налогового паспорта региона, в котором дать точные критерии и характеристики показателей в целях единообразия;


     2) включить показатель, определяющий специализацию или основную отраслевую направленность региона, а также разработать методику определения этого показателя;


     3) в п. 9 "Удельный вес безработных в общей численности населения региона (%)" раздела 1 не исключена недостоверность данного показателя, поскольку определенная часть населения не учитывается Росстатом как официально имеющая статус безработного в силу разных причин. Поэтому надо учесть размер норматива, скидку на погрешность, единую для всех регионов;


     4) в п. 9 раздела 1 целесообразно определять удельный вес безработных не от общей численности населения (п. 1), а от численности трудовых ресурсов (п. 4);


     5) к п. 10 раздела 1 разработать критерий отнесения организаций к понятию "крупный налогоплательщик", закрепить понятие нормативно или законодательно. Например, для более четкой характеристики данной группы налогоплательщиков предлагается ввести показатель фондоемкости;


     6) в п.10 раздела 1 следует конкретизировать понятие "количество налогоплательщиков-юридических лиц", так как не понятно: включать филиалы и представительства, которые юридическими лицами согласно законодательству не являются, или показывать только юридических лиц, зарегистрированных на территории области? Так, например, в 1997 - 1998 годах до 10 % налогоплательщиков состояли из филиалов и представительств, которые юридическими лицами согласно законодательству не являются. После вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому налогоплательщиками могут являться только юридические лица, а филиалы исполняют обязанности по уплате отдельных видов налогов, в число основных и даже крупнейших налогоплательщиков входят юридические лица, зарегистрированные в Москве и состоящие на налоговом учете в налоговых органах нашей области по месту своих филиалов (представительств) (например, филиалы московских банков, в том числе Волгоградский областной Сбербанк; различные структуры ЛУКОЙЛа и т.д.;


     7) по п. 11 "Количество налогоплательщиков-физических лиц" раздела 1 следует конкретизировать, кого относить к этой категории налогоплательщиков: всего по базе данных, или только имеющих ИНН, или по каким-то другим критериям (например, осуществляющих предпринимательскую деятельность)? Показывать ли физических лиц, зарегистрированных в регистрирующих органах, но не вставших на налоговый учет, не получивших ИНН с 1996 года, не получивших Свидетельство о постановке на налоговый учет до 1 января 2000 года, и т.д.;


     8) к п. 13 раздела 1 дать характеристику ликвидированных предприятий;


     9) в раздел 1 следует включить дополнительные показатели:


     - среднемесячная заработная плата, тыс. руб.,


     - в том числе в бюджетной сфере, тыс. руб.;


     10) в п. 1 раздела 2 должна найти отражение структура формирования валового регионального продукта по отраслям экономики и её влияние на налоговую нагрузку региона, выраженное в конкретных корректирующих коэффициентах базисной налоговой нагрузке к ВРП (исходя из сравнения региона по этому показателю с другими регионами). Необходимо довести для сведения и использования в работе субъектов Российской Федерации методику расчетов по определению ВРП;


     11) в п. 4 "Валовой совокупный годовой доход физических лиц" раздела 2 для определения налогооблагаемой базы населения необходим дифференцированный подход, поскольку в обществе наблюдается процесс расслоения на физических лиц с высокими, средними, низкими доходами и на лиц, не имеющих доходов;


     12) пункт 8 раздела 2 предлагаем изложить в следующей редакции:


     "8. Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС,


     в том числе реализованных на экспорт";


     13) если в п. 1 раздела 4 отражаются не только коммерческие банки, но и их филиалы, то и в п. 2 "Количество банков, у которых отозваны лицензии, находящиеся в стадии реструктуризации либо ликвидации (ед.)" тоже следует отражать и филиалы, тем самым будет отменена необходимость давать пояснения, и цифры станут сопоставимы;


     14) увязать социальные, экономические, налоговые показатели, отражаемые в наборе таблиц, в основной адаптированной сводной (окончательной) таблице, отражающей влияние всех показателей на конечную цель - прогноз поступления налогов;


     15) учитывая, что основная информация по социально-экономическим показателям, необходимая для формирования налогового паспорта региона, находится в статорганах, комитетах экономики муниципальных образований, целесообразно решить вопрос о ее взаимообмене для использования в регионах на основании соглашений между МНС России и этими органами;


     16) при практическом внедрении Налогового паспорта региона необходимо учесть, что составление такого рода документов связано со значительными затратами материальных и трудовых ресурсов. В связи с этим следует централизованно разработать программное обеспечение, позволяющее в автоматизированном режиме формировать ряд разделов Паспорта (2, 3, 5, 6, 7 и др.), так как необходимые для их заполнения данные имеются в отчетности налоговых органов;


     17) в информационную базу данного документа целесообразно дополнительно включить показатели эффективности производства (производительность труда, рентабельность, фондоемкость, фондоотдача, структура капитальных вложений) в разрезе отраслей, с учетом экономической политики, проводимой на территории региона.