Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Субъекты Российской Федерации обсуждают проект Налогового паспорта региона


Субъекты Российской Федерации обсуждают проект Налогового паспорта региона


     В МНС России продолжают поступать отклики региональных Управлений руководителей администраций субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств на проект Налогового паспорта региона, опубликованный в журнале "Налоговый вестник" N 12, 1999, в которых содержатся оценка документа, замечания и дополнения к нему, а также предложения по совершенствованию информационного содержания паспорта. Кроме этого, поднимается целый ряд вопросов методического и методологического характера, связанных с заполнением показателей, содержащихся в паспорте.

     Заинтересованно отнеслись к идеи утверждения регионального Налогового паспорта администрации субъектов Российской Федерации. Как правило, они дают положительную оценку разработанному МНС России проекту. Президент Республики Адыгея А.А. Джаримов считает, что проект Налогового паспорта региона может, несомненно, способствовать проведению рациональной налоговой политики, обеспечению требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, созданию более объективных межбюжетных отношений.


     Внедрение в практику работы налоговых органов Налоговых паспортов регионов как на региональном, так и на районном и городском уровнях, считают в администрации Президента Республики Башкортостан, явится действенным инструментом для объективного определения налоговой базы по всем видам налогов и сборов и установления на этой основе реальных контрольных показателей по мобилизации доходов в бюджетную систему.


     Для более полного изучения вопроса предлагается провести пилотные исследования по внедрению Налоговых паспортов на уровне отдельных регионов или группы крупных городов.


     Глава Администрации Брянской области Лодкин Ю.Е. отмечает важность поставленной МНС России задачи наиболее объективного определения налоговой базы регионов Российской Федерации и в целях проведения рациональной налоговой политики поддерживает предложение МНС России о внедрении в практику работы региональных налоговых органов Налоговых паспортов регионов. По его мнению, предложенная система показателей в достаточной мере характеризует экономический и налоговый потенциалы регионов.


     Первый заместитель Губернатора - Председатель Правительства Курской области Б. Хохлов отмечает, что разработка и внедрение Налогового паспорта региона, окажет помощь для организации налогового планирования и создания устойчивой системы исполнения бюджета. Налоговая паспортизация регионов позволит, по его мнению, создать достоверную базу по системе показателей, являющихся основой для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом, а также будет отражать возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления бюджетов и, следовательно, определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. Это позволит решить ряд актуальных задач - проведение рациональной налоговой политики и обеспечение требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему.


     Действующая система получения и анализа экономических показателей, характеризующих ход реализации налоговой политики в конкретном регионе Российской Федерации, по мнению Первого заместителя Губернатора Тверской области А.А. Строева, далека от совершенства. Разработанный МНС России проект Налогового паспорта региона может стать действенным инструментом для определения реальной базы по основным видам налогов и категориям налогоплательщиков и поможет разработке конкретных мер по увеличению собираемости налогов и пополнению доходной части бюджетов всех уровней. При этом структура и набор отдельных показателей проекта Налогового паспорта региона могут быть приняты за основу. Администрация области выражает надежду, что доработка и согласование соответствующими органами Налогового паспорта региона не займет много времени и уже в работе над проектом регионального бюджета на 2001 год данный документ будет использован в полной мере.


     Свою практическую заинтересованность во внедрении Налогового паспорта региона высказали также руководители местных органов управления Чувашской Республики, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Омской, Пензенской, Свердловской, Челябинской областей и ряда других субъектов Российской Федерации. Ими были высказаны предложения по совершенствованию системы показателей, содержащихся в проекте Налогового паспорта региона. В частности, для возможного использования Налогового паспорта региона в регулировании межбюджетных отношений внутри субъекта Российской Федерации предлагается в разделах наряду с графой "федеральный бюджет" ввести дополнительную графу "бюджеты субъектов Российской Федерации".


     Для наиболее реальной оценки потенциальной налоговой базы внесено предложение ввести систему показателей, определяющих потери бюджета в связи с предоставлением льгот согласно налоговому законодательству.


     В связи с тем что платежи налога на имущество занимают большой удельный вес в общей сумме недоимки, предлагается в разделе в Налогового паспорта региона "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему" выделить в показателях "налог на имущество" по задолженности перед бюджетом по недоимке и по отсроченным (рассроченным) платежам, а в п. 2 "Налоговые доходы" раздела 7 "Основные показатели налоговой нагрузки" добавить "в том числе налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".


     Вносится также предложение ввести в раздел 7 дополнительный показатель "лицензионный сбор". По мнению региональных местных органов, наличие этого показателя позволит более детально проводить анализ его влияния на общую экономическую ситуацию.


     В принципе, основные показатели, заложенные в таблицах Налогового паспорта региона, считает Глава администрации Брянской области Лодкин Ю.Е., отражены в утвержденных формах налоговой отчетности. Более важной и главной задачей будет последующая разработка действенного механизма реализации выявленного налогового потенциала. Налоговые платежи в промышленности, например, связаны с величиной оборотных средств, запасами товарно-материальных средств и готовой продукции, недостаточностью прибыли, наличием большого количества убыточных предприятий и малодоступностью для большинства из них кредитных ресурсов (высок уровень банковского процента).


     В результате вынужденное использование безденежных форм расчетов (бартер, взаимозачет, вексель и др.) привело к тому, что обязательства перед бюджетом по налогам, в первую очередь по НДС, не выполняются из-за недостаточного объема поступлений реальных денег на расчетные счета.


     Продолжающие поступать замечания и предложения от Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации свидетельствуют о проведенной ими большой организационной работе по привлечению к рассмотрению документа специалистов налоговых органов всех уровней (регионального, городского, районного).


     Как следует из полученных материалов, в ходе проведенных обсуждений поднимался целый ряд вопросов методического и методологического характера, связанных с заполнением показателей, содержащихся в Налоговом паспорте региона, а также затрагивающих другие аспекты научно-методологического обоснования налогового процесса.


     Так, Управление МНС России по г. Москве предлагает в соответствии с данными статистических справочников в п. 1 и 7 раздела 1 "Общая характеристика региона" указать не среднегодовые показатели, а численность населения и численность занятых в экономике на конец года. Следует также уточнить содержательную часть показателя по стр. 9 этого же раздела: что имеется в виду - количество зарегистрированных или признанных безработных.


     Управление считает необходимым указать по каким критериям налогоплательщики-юридические лица относятся к "основным" и "крупным". От этого зависит список "основных" плательщиков, в крупных городах он может содержать слишком большое количество предприятий. Это предложение поддерживается многими другими региональными налоговыми органами.


     Внесено предложение уточнить источник для заполнения по стр. 11 "Количество налогоплательщиков-физических лиц": о каких физических лицах идет речь - о рабочих и служащих или гражданах, которым налоги начисляются налоговыми органами. Как вариант предлагается введение дополнительного показателя - "Количество физических лиц, уплачивающих имущественные налоги".


     Принимая во внимание масштабы злоупотреблений при уплате налогов и сборов в финансово-кредитных организациях, большее внимание предлагается уделить разделу 4 "Финансово-кредитные организации": привести краткую статистику не только самих банков, но и соответствующих им банковских лицензий. Кроме этого, считает Управление МНС России по Мурманского области, если данный раздел заполняется только по региональным коммерческим банкам, информация о работе банков будет неполной. Нарушение сроков исполнения платежных поручений на уплату налоговых платежей допускают, как правило, кредитные учреждения, находящиеся на территории других регионов, в частности, в Москве, что также влияет на уровень поступления налогов. Поэтому предлагается данный раздел дополнить показателем, характеризующим задолженность по платежам в консолидированный бюджет в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах в иногородних банках.


     При определении прогнозных оценок налоговых платежей в зависимости от стоимостных показателей, например от "валового регионального продукта" (ВРП), как считают в Управлении МНС России по Мурманской области, необходимо оценку валовых доходов производить не от номинального объема валового продукта, а на основе его реального объема, то есть рост объема валового продукта следует очищать от влияния фактора цен. Однако в Налоговом паспорте региона не нашли отражения инфляционные процессы в экономике, которые являются одним из основных факторов, влияющих на социально-экономическое положение региона и, как следствие, на уплату налогов и сборов. Для более точного подсчета налоговой нагрузки необходимо привлекать такие дополнительные показатели, как "индекс потребительских цен".


     В связи с тем что Налоговый паспорт региона объединяет систему показателей, определяющих тенденции социально-экономического развития региона, региональные налоговые органы считают целесообразным составлять его с привлечением статистических и экономических органов. В случае внедрения в практику работы местных налоговых органов Налоговых паспортов регионов с целью исключения разночтений при заполнении отдельных показателей необходимы методические рекомендации (указания) по их составлению с указанием источников получения информации, в том числе и по показателям, отсутствующим в налоговой отчетности.


     По мнению Управления МНС России по Республике Карелия, в настоящем проекте Налогового паспорта учета учтены многие замечания и недоработки, имевшие место в первоначальном проекте, присланного в адрес региональных налоговых органов в 1999 году. Тем не менее, считают специалисты Управления, показатели, предусмотренные в стр. 6-9 раздела 3 "Выпадающие доходы" , а именно: возмещение налога на добавленную стоимость только на расчетный счет налогоплательщика, - не дают действительных и полных сведений о размере выпадающих из федерального бюджета доходов, так как в соответствии с действующим законодательством суммы НДС, причитающиеся к возмещению из федерального бюджета, могут быть направлены по заявлению налогоплательщика на погашение недоимки по другим налогам как в федеральный, так и другие бюджеты. Поэтому для оценки размера выпадающих доходов в этом разделе должен отражаться НДС, подлежащий возмещению и фактически возмещенный из федерального бюджета как на расчетный счет, так и зачтенный в уплату других долгов. Это предложение перекликается с аналогичными предложениями Управления МНС России по Омской области и ряда других регионов.


     Кроме того, Управление МНС России по Омской области предлагает при расчете налоговой нагрузки в разделе 7 "Основные показатели налоговой нагрузки" исключить из суммы поступивших налогов и сборов подоходный налог с физических лиц, удерживаемый предприятиями (организациями), так как предприятие в данном случае выполняет функцию сборщика налогов и налоговой нагрузки по его уплате не несет.


     Управление МНС России по Ивановской области предлагает во всех разделах, где имеются сведения о сумме начисленных платежей, показывать только сумму налога, так как пени и штрафные санкции не зависят от объемов деятельности предприятия. Тем более что суммы начисленных пени и штрафов за ряд лет несопоставимы, так как ставка пени менялась в 1997 году с 0,7 до 0,3 %, в 1998 году с 0,3 до 0,1 % и проводилось сложение неуплаченных сумм пени; в 1999 году ставка также менялась и также производилось сложение пеней, но по другим критериям. В 1999 году также снизился размер применяемых к налогоплательщикам санкций.


     Департамент экономического анализа и планирования налоговых поступлений внимательно рассмотрел все поступившие предложения и внес необходимые, по мнению Департамента, изменения в проект Налогового паспорта региона.


     Поскольку ряд внесенных предложений касается вопросов методологического характера по отдельным видам налогов и состава показателей действующей налоговой отчетности, считаем что к их рассмотрению необходимо подключить специалистов соответствующих департаментов и управлений центрального аппарата Министерства, а также ГНИВЦ.


     После обобщения заключений структурных подразделений МНС России в целях более полного изучения вопроса предполагается провести пилотные исследования по апробации Налоговых паспортов на уровне отдельных регионов.