Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О совершенствовании подхода к анализу поступлений налоговых платежей


О совершенствовании подхода к анализу поступлений налоговых платежей

А.И. Новикова,
советник налоговой службы I ранга

А.Д. Мельник,
советник налоговой службы I ранга, к.т.н.
     

     Важнейшее практическое значение имеет в работе МНС России анализ поступлений налоговых платежей и задолженности в бюджетную систему страны на основе налоговой статистики с учетом тенденций развития макроэкономической ситуации, а также воздействия отраслевых и региональных факторов.
     
     Анализ ситуации с поступлением налогов в региональном разрезе основывается на ежеквартально представляемых Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации аналитических записках о ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы, а также о контрольной работе, проводимой налоговыми органами.


     Существующая форма данных записок регламентирована письмом Госналогслужбы России от 25.01.1993 N ИЛ-6-13/46 и с тех пор практически не претерпела изменений. Между тем, по мнению специалистов налоговых органов, существующий порядок подготовки аналитических записок устарел, и возникла необходимость в его доработке.


     В этом плане показательно мнение Управления МНС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: "…за весь последующий период, начиная с отчета за 1993 г., мы не получали дополнительных указаний по изменению содержания и направленности излагаемых вопросов, оценке фактической востребованности в практической работе специалистами МНС России. В подготовке аналитической записки "О ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы Санкт-Петербурга" участвуют все инспекции МНС России по районам города. Подготовка записки очень трудоемка. В связи с этим просим откорректировать порядок подготовки аналитических записок с учетом изменений законодательных, методологических, организационных требований в системе налогообложения".


     Высказываются предложения об установлении периодичности представления аналитических записок "О ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы" один раз в год вместо ежеквартальной. По мнению Управления МНС России по г. Москве, "составление отчета ф.5-НБН по годовым балансам позволит получить максимально достоверную информацию о налоговой базе. На ее основе и данных, характеризующих общеэкономическую ситуацию (темпы инфляции, падения (роста) производства и т.п.), и учитывая изменения налогового законодательства, в течение текущего года можно производить оперативные прогнозные расчеты поступлений налогов на макроуровне. Наряду с этим следовало бы сократить число налогов, включенных в отчет. Среди них есть налоги, у которых база является случайной величиной или поступления по которым символические (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налог на имущество физических лиц, налог на игорный бизнес и т.п.)".


     Отмечая практическую важность подготовки и использования указанных аналитических записок, следует отметить, что в настоящее время назрела необходимость разработки новых нестандартных подходов к работе в данном направлении. В частности, для оперативного реагирования на возникающие проблемы и принятия рациональных управленческих решений руководству МНС России необходима дополнительная информация о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации и его влиянии на налоговую базу.


     Исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета, представляется целесообразным организовать работу по анализу системы показателей, связанных прежде всего с оценкой налогового потенциала и макроэкономической ситуации субъектов Российской Федерации, усилением контроля за финансовыми потоками в сфере деятельности "проблемных" налогоплательщиков и др. На основе подобного анализа также возможно осуществление систематического мониторинга и прогнозирование финансового состояния тех сфер экономической деятельности, в которых особенно значительны резервы налоговых поступлений (промышленно-финансовые группы, транснациональные структуры, холдинги, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; финансово-банковские структуры; крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости).


     Оценка макроэкономической ситуации в субъектах Российской Федерации в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и разработкой предложений по корректировке налогового законодательства создает предпосылки для повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов Российской Федерации и свое-временного и обоснованного составления бюджетов.


     Таким образом, совершенствование методологического подхода к оценке налоговой базы является необходимым условием для установления напряженных, но реальных бюджетных заданий и должно быть поставлено на серьезную научную основу.


     Поэтому важным шагом в направлении совершенствования вышеуказанных аналитических записок должно быть включение специального раздела по анализу налоговой базы региона.


     В этом разделе особое внимание должно быть уделено комплексному анализу всех факторов, оказывающих влияние на формирование налоговой базы субъектов Российской Федерации и ее составляющих элементов по основным видам налогов - налогу на прибыль, НДС, подоходному налогу, акцизам. С позиций макроэкономического анализа должно быть выявлено влияние отдельных факторов на налоговую базу того или иного налога по следующим показателям:


     1) динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, доля продукции на экспорт;


     2) индекс цен;


     3) валовая прибыль;


     4) уровень оплаты труда;


     5) изменения количественного и качественного составов предприятий;


     6) другие факторы.


     Необходимо оценить также суммарное снижение налоговой базы в связи с предоставлением установленных льгот. Все показатели следует сопоставлять с аналогичными показателями за предыдущий период.


     На основе проведенного анализа и тенденций изменения налоговой базы и ее составляющих элементов раздел "Анализ налоговой базы региона" целесообразно завершить составлением прогноза поступлений налогов и сборов на последующий период:
     

Вид налога

Налоговая база

В % к соотв. периоду

Налоговая база, облагаемая налогом

В % к соотв. периоду

Средняя ставка налога

Налог исчисленный

В % к соотв. периоду

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

  
 

в том числе:

  
 

Налог на прибыль и т.д.

  
 


     Реализация обоснованных и реальных заданий по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет зависит от решения проблем обеспечения роста инвестиционной активности и повышения хозяйственной активности в реальном секторе экономики субъектов Российской Федерации. В этой связи в предлагаемый раздел аналитической записки следует, по возможности, включить сведения о результативности и влиянии на налоговую базу принимаемых в регионе мер по повышению инновационной активности в реальном секторе экономики, росту эффективности производства, совершенствованию его структуры, прежде всего за счет технологического обновления имеющегося производственного потенциала, санации неэффективных видов производств. Именно эти процессы являются основой структурных преобразований, направленных на увеличение совокупного спроса в экономике, притока инвестиций и обеспечение устойчивого расширения налоговой базы и роста налоговых поступлений.

     Учет и анализ факторов, отражающих количественные и качественные изменения происходящие в экономике регионов, должны облегчить выявление тенденций развития налоговой базы основных налогов - налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц (их объем составляет свыше 70 % от суммы поступлений в бюджеты).


     В связи со смещением налогового бремени на потребительский сектор следует углубить анализ социальных индикаторов, характеризующих уровень жизни различных слоев населения России (среднедушевые денежные доходы различных групп населения, концентрация доходов у отдельных групп, доля налогов в доходах различных групп населения России и др.). Поэтому правомерно поставить вопрос о переносе центра тяжести налогового бремени в сторону преимущественно высокодоходных групп населения и их имущества.


     По мнению директора Института экономики РАН академика Л.И. Абалкина, исходным пунктом преобразований в этой важнейшей сфере должна стать перестройка системы доходов населения*. Справедливость данного тезиса подтверждается чрезвычайно низким уровнем доходов от оплаты труда в совокупных доходах населения России. В настоящее время доля заработной платы составляет около 40 % всех доходов населения России (в 1990 году - 74 %), в то же время в развитых странах этот показатель несравненно выше (Япония - 69 %, Финляндия - 68 %, Швеция - 67 %, Великобритания - 65 %, Германия - 64 %, Бельгия - 63 %, Австрия - 62 %, Нидерланды - 61 %). Серьезную деформацию претерпела система льгот для населения - адресный характер носят лишь 20 % от общей стоимости льгот, в то же время большую часть льгот получают богатые слои.

______
     *  Абалкин Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. «Деньги и кредит». 1998, N 5.
     

     Исследования, проведенные Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, показали, что еще в 1995 году средняя доля налогов в доходах наиболее богатых слоев населения (примерно 15 % всего населения России), составлявшая 6,3 %, была ниже доли обязательных платежей и разнообразных взносов в денежных доходах населения в целом по Российской Федерации (6,7 %). В 1997 году 90 % поступлений от подоходного налога было получено по минимальной ставке обложения 12 %. По данным доктора экономических наук, профессора А.И. Динкевича, с группы беднейших были собраны все 100 % налоговых сумм, тогда как с богатых - лишь 17 %; в целом структура распределения доходов в России представляется весьма деформированной*:
     ______
     *   Динкевич А.И., Игнацкая М.А. Россия 90-х: системный кризис переходной экономики. «Деньги и кредит». 1998, N 8.

  

Социально-экономические группы

Душевой доход в месяц, долл. США

Доля в населении, %

Доля в сбережениях, %

Бедные

до 50

51,9

1,2

Малообеспеченные

50-100

19,1

1,6

Среднеобеспеченные

100-500

18,2

7,4

Высокообеспеченные

500-1500

5,8

13,1

Богатые

1500-3000

3,0

16,6

Очень богатые

3000 и выше

2,0

60,1



     Высокая концентрация сбережений в трех последних группах указывает на потенциальный источник инвестиций и резерв повышения налоговых поступлений.


     В этой связи следует упомянуть о зарубежной практике широкого использования прогрессивной шкалы ставок, дифференцированных в зависимости от величины дохода. Так, во Франции действуют 14 ставок обложения доходов. В США до 1987 года также использовалась 14-разрядная шкала подоходного налога со ставками от 11 до 50 %. При этом, максимальные ставки налога на доходы составляют в Швеции - 90 %, ФРГ - 53 %, Японии - 50 %, Великобритании - 40 %.


     В 1996 году в целом по России разрыв в доходах 20 % получателей высших и низших доходов составил 1:13,8 (в бывшем СССР это соотношение было 1:4), что превышает аналогичный показатель по развитым капиталистическим странам (так, в Японии он составляет 1:4,3; в Швеции - 1:4,6; в США - 1:8,9; в Англии - 1:9,6). В то же время в г. Москве, где особенно значителен уровень поляризации общества по уровню доходов на душу населения, среднедушевые денежные доходы 20 % группы населения с наибольшими доходами и 20 % группы населения с наименьшими доходами отличались в 36 раз, в то время как разрыв в ставках налогообложения составлял 3 к 1. При этом следует иметь в виду, что наиболее состоятельные слои населения взамен денежных доходов имеют возможность получать также пакеты акций, различного рода недвижимость и др., что затрудняет объективное начисление подоходного налога. В первую очередь наиболее богатые слои населения, на руках у которых по данным Банка России хранится до 40 млрд долларов, должны делиться своими доходами с государством.

_____
     * Карпов П.А. Бой с тенью. «Эксперт». 7 декабря 1998,  N 46.
     

     С этой точки зрения нельзя согласиться с мнением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) о том, что "обосновывая необходимость изменения налогов, налоговая служба выходит за пределы своей компетенции, поскольку выдвигает предложения, влияющие на всю экономику в целом" и далее - "информационной основы и надлежащего опыта для подготовки макроэкономических предложений у налоговой службы сегодня нет"*. Как известно, опыт - дело наживное, а оздоровление финансовой системы страны и выявление потенциальных резервов повышения налоговых поступлений - объективное требование дня, стоящее перед всем экономическим блоком федеральных органов исполнительной власти.


     Работа по совершенствованию методологического подхода к прогнозированию и анализу поступлений налоговых платежей - важнейший шаг на пути к созданию рациональной сбалансированной налоговой системы, способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического прогресса, созданию равновыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции.