Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Реализация конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, а также кладов


Реализация конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, а также кладов


Б.3. Зайцев,
советник налоговой службы II ранга

     
     Подпунктом "к" п. 18 Положения о Госналогслужбе России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 (далее - Положение) установлено, что ГНИ по районам, городам без районного деления и районам в городах в соответствии с правами и обязанностями, предусмотренными Законом РСФСР от 21.03.1991 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и налоговым законодательством Российской Федерации, осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, а также кладов.
     
     В своих запросах налоговые органы также ссылаются на обязанности, возложенные на них инструкцией Минфина СССР от 19.12.1994 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция). Данная Инструкция издана в соответствии с не признанным в установленном порядке и утратившим силу положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683.
     
     Вместе с тем ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службы судебных приставов.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом.
     
     При этом реализация арестованного, в том числе по приговору суда о конфискации, имущества производится в соответствии со ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
     
     Данной статьей предусмотрено, что продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных Федеральным законом.
     
     Недвижимое имущество должника продается путем торгов, проводимых специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     
     Право заключения с вышеупомянутыми организациями договоров на реализацию арестованного имущества принадлежит судебному приставу-исполнителю.
     
     В соответствии со ст. 72 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
     
     Статьей 66 данного Кодекса предусмотрено, что после удовлетворения в соответствии с законодательством Российской Федерации всех предъявленных к осужденному требований конфискованное имущество передается финансовым органам. Порядок передачи устанавливается Минфином России и Минюстом России.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
     
     Кроме того, п. 1 постановления Правительства РФ от 23.04.1999 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества" решение задач по реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в том числе находящееся за рубежом, а также на бесхозяйное имущество, изъятое правоохранительными органами при проведении оперативно-разыскных мероприятий, за исключением акций акционерных обществ, возложено на Федеральный долговой центр при Правительстве РФ.
     
     В соответствии с п. 2 этого постановления реализация акций акционерных обществ, конфискованных или арестованных по основаниям, предусмотренным в п. 1 данного постановления, осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества и его территориальными отделениями.
     
     Пунктом 4 упомянутого постановления Минюсту России совместно с Федеральным долговым центром при Правительстве РФ при участии МНС России, ФСНП России, ГТК России, ФПС России, МВД России, ФСБ России, Госкомрыболовства России и Российского фонда федерального имущества поручено установить порядок передачи имущества Федеральному долговому центру при Правительстве РФ и уполномоченным им организациям для оценки и реализации.
     
     В соответствии с п. 5 этого постановления Минюст России с участием Федерального долгового центра при Правительстве РФ разрабатывает порядок реализации вышеуказанного имущества.
     
     Следует отметить, что до настоящего времени упомянутые выше порядки не разработаны.
     
     В соответствии со ст. 233 ГК РФ клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
     
     При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
     
     В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, он подлежит передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50 % от стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
     
     При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
     
     Учитывая, что собственником земельного участка, строения и т.п. может являться государство, клад подлежит учету и реализации уполномоченным государством органом. Однако механизм осуществления вышеуказанных действий в настоящее время также отсутствует.
     
     Таким образом, вопрос учета и реализации движимого бесхозяйного имущества, не упомянутого в вышеуказанном постановлении Правительства РФ, а также имущества, перешедшего в собственность государства в порядке наследования, и кладов в настоящее время не урегулирован.
     
     Однако с вступлением в силу Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) права и обязанности налоговых органов определены ст. 31 и 32 данного Кодекса. Пунктом 2 ст. 31 НК РФ установлено, что наделение правами налоговых органов возможно исключительно в рамках Кодекса, а возложение обязанностей, согласно п. 2 ст. 32 НК РФ, возможно еще и федеральными законами. НК РФ и иные федеральные законы не предполагают возложения на налоговые органы обязанностей либо их наделения правами по учету, оценке и реализации конфискованного и бесхозяйного имущества.
     
     Учитывая, что в соответствии частью первой ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ, подпункт "к" п. 15 Положения, возлагающий на Госналогслужбу России функции по организации и осуществлению налоговыми инспекциями вышеупомянутой работы, и подпункт "к" п. 18 Положения, возлагающий на Госналогслужбу России организацию работы налоговых органов по реализации вышеуказанных функций, утратили силу.
     
     Также в этой части утратили силу Положение "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и соответствующая ему инструкция Минфина СССР от 19.12.1994 N 185.
     
     По нашему мнению, возложение в установленном НК РФ порядке на налоговые органы обязанностей либо их наделение правами в отношении упомянутого выше имущества нецелесообразно, так как их реализация несвойственна налоговым органам.