Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( И.К. Выскребенцев )


На вопросы отвечают

О ресурсных платежах

     

И.К. Выскребенцев,
государственный советник налоговой службы
II ранга

     В соответствии со ст. 21. Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.
     
     Статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрен исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые взимаются на территории России до введения в действие части второй НК РФ. Арендная плата в этом перечне не значится.
     
     Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143, ЮУ-4-15/194н (зарегистрировано в Минюсте России 23.12.1993 N 441) арендная плата при сдаче в аренду комитетами объектов недвижимости и иного государственного и муниципального имущества зачисляется на разделы 12 "Прочие налоги, сборы и другие поступления", 51 "Доходы от сдачи в аренду государственного имущества" классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации.
     
     По истечении установленных сроков уплаты указанных платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в установленном порядке.
     
     На основании вышеизложенного просим разъяснить, имеют ли право налоговые органы взыскивать в бесспорном порядке арендную плату и пени за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности?

     
     Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что арендная плата - это одна из форм платы за землю.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) до введения в действие ст. 13, 14 и 15 части первой НК РФ перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, определяется Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Указанным Законом арендная плата за землю как налог (сбор) не установлена.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. 07.10.1999) арендная плата за землю отнесена к неналоговым доходам.
     
     Контроль за поступлением в федеральный бюджет неналоговых платежей на налоговые органы законодательством Российской Федерации не возложен.
     
     Вместе с тем п. 2 ст. 4 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) МНС России предоставлено право издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
     
     Учитывая, что приказ Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/80 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" действует, налоговые органы должны обеспечить ведение оперативно-бухгалтерского учета поступлений налоговых и других платежей (земельный налог и арендная плата за землю, реестр ф. 25 л/с N 6).
     
     Согласно ст. 21 Закона РФ "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.
     
     В связи с этим налоговые органы не могут взыскивать в бесспорном порядке арендную плату и пени за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено соответствующим договором сторон.
     

     1. Является ли правомерным применение ставки в размере 30 руб. за 1000 м3, применяемой для плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения, для плательщиков, обслуживающих население (магазины, кафе, больницы) и т.д.?
     
     2. По какой ставке обсчитываются потери при транспортировке воды: пропорционально объемам реализуемой воды или как для собственных нужд поставщика?

     
     В соответствии с разъяснениями Управления экономики природопользования МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды для водоснабжения только городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий, организаций) жилого фонда.
     
     Согласно государственной статистической отчетности в жилых домах - это население; в больницах - это больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах - это отдыхающие; в школах, ПТУ - это учащиеся; в институтах - это студенты; в гостиницах - это временно проживающие (гости, туристы, командировочные и т.д.); в учреждениях и организациях - это работающие; в детских садах и яслях - это дошкольники; в общежитиях - это студенты, учащиеся, работающие и т.д.
     
     Таким образом, забор воды для водоснабжения населения - это забор воды для жилого фонда. Водоснабжение других организаций (учреждений) - это забор воды для водоснабжения конкретных организаций (учреждений).
     

     Предприятие, не имея лицензии, проводило добычу подземной воды в период 1996-1998 годов. В расчетах по плате за добычу подземной воды налогооблагаемую базу предприятие исчисляло по ставке 3 %.
     
     Обязана ли налоговая инспекция на основании распоряжения Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-Р произвести перерасчет платы за добычу подземной воды по ставке 8 % за период 1996-1997 годов и до 22 августа 1999 года, а если нет, то по какой ставке предприятие должно платить налог?

     
     В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-Р при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, необходимо исходить из максимальных уровней платежей за пользование недрами.
     
     Во исполнение указанного распоряжения совместным письмом МПР России от 25.09.1998 N ВБ-61/3852 и Госналогслужбы России от 07.10.1998 N ВП-6-04/703 до сведения территориальных органов доведен порядок возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами.
     
     Согласно ст. 49 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с последующими изменениями и дополнениями) самовольное пользование недрами влечет уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Предприятию, осуществляющему недропользование без лицензии, территориальным органом МПР России выдается предписание о приостановлении незаконной деятельности до получения в установленном порядке лицензии на пользование недрами.
     
     Материалы о нарушении законодательства о недропользовании, связанные с безлицензионным пользованием недрами, указанными органами передаются в правоохранительные и судебные органы.
     
     Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.
     
     Согласно п. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника.
     
     Взыскание убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, для обеспечения взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты производится налоговыми органами по решению суда.
     
     При этом в соответствии со ст. 113 части первой НК РФ срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение составляет три года.
     
     Что касается определения ставок платы за добычу подземной воды по текущим платежам в бюджет, то в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" условия, связанные с платежами при пользовании недрами, должны быть отражены в лицензии, выдаваемой в установленном порядке территориальными органами МПР России.
     

     Является ли объектом платы акватория, занимаемая плавательными средствами, используемыми для буксировки паромов и понтонов, занимаемая паромами, понтонами, тоневыми участками, закрепленными за организациями и предпринимателями для лова рыбы?

     
     Акватория, занимаемая плавательными средствами, используемыми для буксировки паромов, понтонов, паромами, понтонами, а также причальными сооружениями, является объектом платы в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и подлежит лицензированию.
     
     Акватория, где находятся сооружения для вылова рыбы (тоневые участки), также является объектом платы и также подлежит лицензированию.