Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы отвечают ( П.И. Савельев )


На вопросы отвечают

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

П.И. Савельев,
советник налоговой службы II ранга

     

     В соответствии с подпунктом "ж" п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1999 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание, для целей налогообложения относятся к экспортируемым и, следовательно, льготируемым по налогу на добавленную стоимость.
     
     Объясните, пожалуйста, под термином "иностранные суда" понимаются только суда государств дальнего зарубежья или и суда государств-участников СНГ, которые обслуживаются в российских аэропортах?
     
     Как при этом учитывается п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"?

     
     В настоящее время налоговые отношения российских налогоплательщиков с предприятиями всех государств-участников СНГ регулируются п. 2 ст. 10 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Указанной статьей Закона предусмотрено, что "особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества Независимых Государств, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территории государств-сторон соглашения.
     
     В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются Федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству-участнику Содружества Независимых Государств."
     
     В связи с отсутствием межгосударственных Соглашений Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ действие вышеназванного принципа взаимности продолжает осуществляться до настоящего времени. Суть этих налоговых отношений состоит в том, что товары (работы, услуги), продаваемые в государства-участники СНГ, подлежат обложению НДС по ставке 20 %, а сумма НДС включается в их стоимость. При покупке российскими налогоплательщиками товаров (работ, услуг), происходящих с территории государств-участников СНГ (кроме Украины), НДС в пределах ставки 20 %, выделяемый хозяйствующими субъектами этих государств официально в платежно-расчетных документах, принимается к возмещению (зачету) из российского бюджета как по внутренним (внутрироссийским) операциям по купле-продаже.
     
     Порядок налогообложения товаров (работ, услуг) между хозяйствующими субъектами в этой схеме заложен исходя из принципа "страны происхождения".
     

     В перспективе, после принятия в установленном порядке соответствующих документов, планируется переход взаимной торговли между государствами-участниками СНГ на порядок взимания НДС по принципу "страны назначения", который предполагает освобождение от НДС товаров (работ, услуг), реализуемых в государства Содружества, в стране продавца и их налогообложение при ввозе в страну покупателя.
     
     Следовательно, в настоящее время расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. При этом следует иметь в виду, что в документах на оплату указанных товаров (работ, услуг) суммы НДС выделяются отдельной строкой.
     
     Учитывая вышеизложенное, работы и услуги, оказываемые в российских аэропортах авиаперевозчикам государств-участников СНГ, осуществляются по ценам и тарифам (в том числе государственным регулируемым ценам и тарифам), увеличенным на сумму НДС.
     
     Реализация указанных работ и услуг может производиться как по государственным регулируемым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, так и по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим данный налог, но в обоих случаях суммы НДС в расчетных и первичных учетных документах должны выделяться отдельной строкой.
     
     Вместе с тем в соответствии с подпунктом "ж" п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1999 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание, для целей налогообложения относятся к экспортируемым и, следовательно, льготируемым по НДС. При этом под термином "иностранные суда" понимаются только суда государств стран дальнего зарубежья.
     
     Обслуживание авиаперевозчиков государств-участников СНГ в российских аэропортах производиться по ставкам, опубликованным в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП РФ), которые установлены в долларах США и не включают в НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, обороты по реализации работ и услуг, оказываемых в российских аэропортах авиаперевозчикам стран СНГ, подлежат обложению НДС по указанным ставкам с увеличением на сумму данного налога.
     

     В соответствии с п.14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" услуги по транспортировке экспортных грузов, в том числе оказываемые иностранными предприятиями, освобождены от НДС. Правомерно ли не удерживать НДС с сумм, выплачиваемых российским экспортером в пользу нерезидента за перевозку, при условии, что имеются документы, необходимые для обоснования льготы, за исключением выписки банка, подтверждающей поступление выручки на счет в российском банке (нерезидент, оказывающий льготируемые услуги, не имеет счета в российском банке)?

     
     Обязательность правового доказательства факта экспорта товаров является необходимым условием рассмотрения услуг по транспортировке и обслуживанию экспортных грузов в льготном режиме. Для доказательства фактического экспорта товаров п. 22 Инструкции N 39 определен перечень документов, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке:
     
     контракт;
     
     платежные документы и выписки банка, подтверждающие оплату;
     
     грузовая таможенная декларация с соответствующими отметками таможенных органов;
     
     товаросопроводительные документы.
     
     В случае отсутствия выписки банка, подтверждающей оплату за поставленную на экспорт продукцию, факт экспорта товаров не подтверждается, и следовательно, необходимые условия рассмотрения услуг по транспортировке данного товара в льготном режиме отсутствуют.
     
     В связи с этим услуги по транспортировке указанного товара подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

     С какого срока действуют положения Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”"?

     
     Федеральным законом N 36-ФЗ определены сроки вступления его положений в силу с 1 января 2000 года, за исключением положений, для которых ст. 2 данного Федерального закона установлены иные сроки, чем на практике и следует руководствоваться. МНС России телеграммой от 28.01.2000 N ВГ-6-03/80 Управлениям МНС России (Госналогинспекциям) по субъектам Российской Федерации также даны соответствующие разъяснения по данному вопросу.
     

     В соответствии с контрактом купли-продажи товаров российское предприятие приобретает товары у иностранного продавца на условиях DDP. Поставка осуществляется с уплатой таможенных пошлин продавцом, то есть иностранным предприятием.
     
     На каких условиях может возмещаться российскому предприятию НДС, уплаченный на таможне?

     
     Поставка с оплатой пошлин означает, что продавец считает выполнившим свои обязанности с момента предоставления товара в согласованном пункте в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при его ввозе.
     
     Если между сторонами согласовано, что оплата некоторых взимаемых в связи с ввозом расходов (например, НДС) не возлагается на продавца, то это должно быть прямо указано в контракте путем добавления соответствующих слов: "Поставка с оплатой пошлины, без оплаты НДС".
     
     При таком оформлении контракта (договора) и последующей уплате НДС на таможне у российского предприятия (покупателя) возникает право на возмещение НДС, уплаченного на таможне.
     
     Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" (абзац 2 п. 5 ст. 1) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.