Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О совершенствовании системы платежей при пользовании недрами


О совершенствовании системы платежей при пользовании недрами


И.К. Выскребенцев,

государственный советник налоговой службы II ранга

     

Обоснование необходимости изменения законодательства

     
     В настоящее время возникает необходимость изменения Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (раздела V "Плата при пользовании недрами") (далее - Закон РФ "О недрах") с целью совершенствования системы платежей при пользовании недрами, повышения уровня государственного регулирования и контроля за эффективным и целевым использованием отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в недропользование и дополнительных поступлений средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
     
     Изменение редакции раздела V "Плата при пользовании недрами" Закона РФ "О недрах" имеет целью реализацию следующих задач:
     
     1. Установление соотношений направления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в бюджеты различных уровней, добывающим предприятиям, а также обеспечение свободного перетока отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), оставляемых у добывающих предприятий, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации находится источник образования отчислений.
     
     В настоящее время в соответствии со ст. 44 действующего Закона РФ "О недрах" преимущественное право в решении оставления отчислений на ВМСБ добывающим предприятиям закреплено за субъектами Российской Федерации. Это следует из того, что отчисления на ВМСБ оставляются добывающим предприятиям из части отчислений, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Аккумулирование отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в основных (интегрированных) компаниях законодательством вообще не предусмотрено, а ведь именно через эти компании при определенных условиях можно обеспечить эффективное перераспределение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     
     Возможность аккумулирования отчислений ВМСБ в основных компаниях предусмотрена Порядком использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.05.1996 N 597. Однако решающее слово в решении вопроса аккумулирования отчислений в этих компаниях также закреплено за субъектами Российской Федерации. В результате субъекты Российской Федерации, в которых образованы эти отчисления, препятствуют их перетоку в другие субъекты Российской Федерации, где их использование более эффективно.
     
     Исходя из того, что отчисления на ВМСБ относятся к федеральным налогам, в новой редакции раздела V Закона РФ "О недрах" указанные противоречия должны быть устранены:
     
     а) предусматриваются паритетные величины направления отчислений на ВМСБ в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;
     
     б) преимущественное право в решении вопроса о величине оставляемых добывающим предприятиям и аккумулируемых в основных компаниях отчислений на ВМСБ закрепляется за Правительством РФ;
     
     в) законодательно закрепляется, что отчисления на ВМСБ, оставляемые добывающим предприятиям и передаваемые основным компаниям, используются ими в соответствии с программой развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации находится источник образования отчислений.
     
     2. Повышение уровня государственного регулирования и контроля за эффективным и целевым использованием отчислений на ВМСБ, направляемых в бюджеты различных уровней, оставляемых добывающим предприятиям и передаваемых ими основным компаниям.
     
     В настоящее время государственное регулирование в этой области осуществляется комиссиями МПР России, в состав которых входят представители заинтересованных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Комиссиями рассматриваются направления геолого-разведочных работ по каждому субъекту Российской Федерации и каждому добывающему предприятию.
     
     По результатам работы комиссий протокольно закрепляются соотношения отчислений на ВМСБ, направляемых в бюджеты различных уровней и оставляемых добывающим предприятиям. Такое протокольное закрепление распределения отчислений на ВМСБ с хозяйствующими субъектами недостаточно. В этой связи в ст. 44 Закона РФ "О недрах" следует предусмотреть заключение с добывающими предприятиями, вертикально-интегрированными компаниями государственного контракта по выполнению геолого-разведочных работ за счет оставленных им отчислений на ВМСБ.
     
     Кроме того, действующими законодательными актами не определен порядок изъятия отчислений на ВМСБ при их нецелевом использовании бюджетами различных уровней и добывающими предприятиями. В ст. 44 следует предусмотреть установление Правительством РФ порядка изъятия отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при их нецелевом использовании бюджетами различных уровней и добывающими предприятиями и компаниями.
     
     В вышеуказанной схеме также следует предусмотреть установление Правительством РФ порядка распределения отчислений ВМСБ по бюджетам различных уровней, а также оставляемых добывающим предприятиям и передаваемым ими основным компаниям и порядка использования этих отчислений.
     
     3. Приведение к единой налогооблагаемой базе при исчислении размера платежей за право добычи полезных ископаемых и отчислений на ВМСБ.
     
     В соответствии со ст. 41 действующего Закона РФ "О недрах" размер платежей за добычу полезных ископаемых определяется как доля от стоимости добытых полезных ископаемых. Действующим Федеральным законом от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" размер отчислений на ВМСБ устанавливается от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
     
     В измененной редакции ст. 41 Закона РФ "О недрах" может быть установлена единая налогооблагаемая база по регулярным платежам за добычу полезных ископаемых и отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - стоимость реализованного первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.
     
     В этой же статье должно даваться исчерпывающее определение первого товарного продукта по всем полезным ископаемым и порядок определения стоимости первого товарного продукта, что позволяет:
     
     а) исключить произвольное определение первого товарного продукта и его стоимости при расчете платежей за добычу полезных ископаемых и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
     
     б) блокировать применение внутрикорпоративных цен;
     
     в) исключить изъятие оборотных средств добывающих предприятий на длительный срок (в настоящее время платежи за право добычи полезных ископаемых производятся по факту добычи, а не реализации).
     
     4. Обеспечение условий дополнительного поступления средств в федеральный бюджет.
     
     Статьей 41 действующего Закона РФ "О недрах" предусматривается разовый платеж за добычу полезного ископаемого. Такая форма разового платежа не является обязательным условием. Кроме того, этот платеж значительно отсрочен по времени, так как от получения права на пользование недрами до ввода месторождения в эксплуатацию проходит несколько лет.
     
     В мировой и отечественной практике общераспространенным является установление разовых платежей при получении недропользователем права пользования недрами (бонус подписи), что в действующем законодательстве не предусмотрено.
     
     Субъекты Российской Федерации в настоящее время направляют в свои бюджеты указанные разовые платежи в полном объеме.
     
     Статья 43 измененной редакции раздела V Закона РФ "О недрах" должна устранить этот законодательный пробел.
     
     Полагали бы необходимым рассмотреть и ускорить подготовку предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не в полной мере учитывающего всю сложность и специфичность природопользования и порядок налогообложения недропользователей, особенности функционирования предприятий в сфере недропользования.
     
     При этом должны полностью учитываться основные начала законодательства о налогах и сборах, установленные ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания для их использования налогоплательщиком, а также то, что льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставленные отдельным категориям плательщиков сборов, предусмотренным исключительно законодательством о налогах и сборах (ст. 56 НК РФ).