Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Финансовое оздоровление организаций - главная задача российской экономики


Финансовое оздоровление организаций - главная задача российской экономики


Н.М. Вараксина,
государственный советник
налоговой службы III ранга

С.Е. Кован,
советник Российской Федерации II класса, к.т.н.

В.А. Вараксина

     Несмотря на рост налоговых поступлений в 1999 году на 86,9 % в федеральный бюджет и на 57,8 % в региональные уровни бюджетов, предприятия продолжают накапливать задолженность. По состоянию на 1 января 2000 года задолженность в консолидированный бюджет страны составила 378,2 млрд руб. и возросла за 1999 год на 119,2 млрд руб. За тот же период задолженность в федеральный бюджет увеличилась более чем на 86 млрд руб. и равнялась 246,7 млрд руб.
     
     Задолженность предприятий бюджетной системе по налоговым санкциям (начисленным пени и штрафам) превышает 392 млрд руб., в том числе федеральному бюджету - 192 млрд руб. При этом из почти 3 миллионов зарегистрированных предприятий-налогоплательщиков задолженность в федеральный бюджет, превышающую 1 тыс. руб., имеют около более 618 тыс. организаций.
     
     При несвоевременном внесении обязательных платежей в федеральный бюджет налоговые органы применяют установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) меры принудительного взыскания задолженности. В частности в 1999 году в организации было направлено 1 370 010 требований по уплате налогов и сборов, выставлено на счета налогоплательщиков 2 777 631 инкассовых поручений, принято 101 786 постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество организаций.
     
     Из общей суммы недоимки, погашенной в федеральный бюджет за истекший 1999 год, 79,4 млрд руб. (72,1 %) составляют поступления от недоимщиков в результате "добровольного погашения", то есть внесенные суммы недоимки после получения организациями от налоговых инспекций требований в указанный срок погасить долги с предупреждением о возможном обращении взыскания на имущество.
     
     С расчетных (текущих) счетов налогоплательщиков за 1999 год в погашение фискальной задолженности в федеральный бюджет взыскано 12,3 млрд руб. По отношению к сумме выставленных инкассовых поручений это составляет 6,3 % (показатель эффективности взыскания). С текущих валютных счетов налогоплательщиков взыскано в погашение недоимки в федеральный бюджет 244,1 млн руб., эффективность взыскания - 1,0 %.
     
     Применение меры бесспорного взыскания принесло федеральному бюджету за истекший период текущего года 110,1 млрд руб., что составило 30,4 % от общей суммы поступлений.
     

     В случае невозможного взыскания задолженности обязательных платежей в федеральный бюджет налоговый орган или иной уполномоченный государственный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением кредитора о признании организации-должника банкротом.
     
     Приведенные данные о росте задолженности свидетельствуют о том, что финансовое положение многих российских предприятий остается тяжелым и для его оздоровления требуется вмешательство государства.
     
     Одним из механизмов проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления предприятий являются Межведомственные балансовые комиссии (МБК). Созданная в 1996 году совместным приказом Минфина России, Минэкономики России, МНС (ГНС) России и ФСФО (ФСДН) России центральная МБК рассматривает финансовое состояние и состояние расчетов с фискальной системой крупнейших организаций-налогоплательщиков России. За прошедшие с момента создания годы МБК стала действенным и эффективным механизмом государственного контроля за соблюдением дисциплины платежей и расчетов предприятий вне зависимости от их формы собственности.
     
     Со времени создания на рабочих заседаниях МБК было рассмотрено положение около 500 крупнейших российских предприятий, представляющих основу реального сектора экономики. К этому необходимо добавить еще несколько тысяч предприятий, рассмотренных региональными МБК, работающими при территориальных органах ФСФО России.
     
     Накопленная за время работы МБК информация о предприятиях отражает объективную картину состояния российской экономики и позволяет обоснованно информировать органы государства, ответственные за принятие экономических решений, о состоянии дел как на конкретных предприятиях, так и в отдельных отраслях и регионах.
     
     МБК наработаны методики анализа финансового состояния предприятий, которые помогают комиссии участвовать в реализации таких элементов программ оздоровления предприятий, как, например, реструктуризация задолженности по обязательным платежам, размещение на конкурсной основе инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации, предоставление государственных гарантий на осуществление лизинговых операций и др.
     
     В период с января по ноябрь 1999 года центральная МБК рассмотрела финансовое состояние около 130 предприятий, почти половина которых (59 организаций) относится к нефтехимическому комплексу страны. Еще 20 организаций представляют основных производителей минеральных удобрений.
     
     В результате установлено, что финансовое состояние большинства предприятий является неудовлетворительным и характеризуется:
     
     - отсутствием собственного капитала в обороте;
     
     - большими сроками расчетов потребителей с предприятиями за поставленную продукцию;
     
     - низкой денежной составляющей в расчетах;
     
     - неисполнением большинством предприятий своих обязательств перед фискальной системой.
     
     Центральным вопросом, от которого зависит экономическая эффективность проекта создания вертикально-интегрированной компании, является вопрос цены на попутный нефтяной газ (ПНГ). В ходе проведения обследования было установлено, что утилизация ПНГ газоперерабатывающими заводами в настоящее время убыточна.
     
     Высокая цена на сухой отбензиненный газ (СОГ), который является основным продуктом утилизации ПНГ (90 % от общего объема), влечет за собой удорожание энерготарифов, которые предъявляются региональными энергосистемами для предприятий нефтедобычи. По сравнению с ценой природного газа СОГ неконкурентоспособен, так как его производство требует дополнительных издержек (прежде всего энергозатрат).
     
     Еще один крупный блок организаций, а именно организаций-производителей минеральных удобрений, был рассмотрен на МБК в октябре - декабре 1999 года в соответствии с поручением Правительства РФ. В частности, проведена экспертиза калькуляции себестоимости фосфорсодержащих удобрений на основе анализа себестоимости продукции предприятий - крупнейших производителей данной продукции: ОАО "Аммофос" (г. Череповец), ОАО "Акрон" (г. Великий Новгород), ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (г. Воскресенск Московской обл.).
     
     В результате проведенного анализа установлено следующее:
     
     - финансовое состояние предприятий достаточно устойчивое, производство рентабельно;
     
     - за 1994-1999 годы наблюдается рост себе-стоимости фосфорсодержащих удобрений за счет роста затрат на апатитовый концентрат, которые достигли 50 % от всей суммы затрат;
     
     - стоимость 1 тонны апатитового концентрата с 1994 года возросла примерно в 20 раз и колеблется от 1017 руб. (ОАО "Акрон") до 1782 руб. (ОАО "Воскресенские минеральные удобрения"), что определяется различием затрат на транспортировку продукции;
     
     - предприятия приобретают апатитовый концентрат не у основных производителей (ОАО "Апатит" и Ковдорский ГОК), а через посредников ("Агрохимбизнес", ЗАО "Апатит-Трейд"), что приводит к удорожанию сырья на 40-50 %;
     
     - прочие статьи затрат ("Топливо", "Энергия", "Амортизация" и т.д.) практически не влияют на себестоимость производства фосфорсодержащих удобрений.
     
     На основании результатов проведенного анализа себестоимости можно сделать вывод, что предприятия имеют возможность значительно снизить цены на фосфорсодержащие удобрения за счет:
     
     - приобретения апатитового концентрата не у посредников, а непосредственно у ОАО "Апатит";
     
     - снижения внутренних издержек по статье "Прочие затраты".
     
      Это значительно увеличит рентабельность поставок на экспорт и позволит государству увеличить экспортные пошлины.
     
     Исследовались также причины убыточности ряда предприятий-производителей минеральных удобрений, в том числе ОАО "Азот" (г. Березники Пермской обл.), ОАО "Минеральные удобрения" (г. Пермь), ОАО "Минудобрения" (г. Россошь Воронежской обл.), ОАО "Череповецкий "Азот" (г. Череповец Вологодской обл.), ЗАО "Агро-Череповец" (г. Череповец Вологодской обл.), ОАО "Щекиноазот" (Тульская обл.).
     
     Были установлены следующие главные причины, лежащие в основе нерентабельной деятельности предприятий:
     
     - низкая эффективность организации производственного процесса, которая приводит к завышенным затратам, относимым на себестоимость продукции;
     
     - отсутствие надлежащего контроля со стороны собственников и менеджеров за необоснованными издержками производства, что ведет к снижению конкурентоспособности продукции;
     
     - заключение сделок сомнительной целесообразности, которые приводят к утрате собственного капитала в обороте.
     
     Установлено, что в основном убытки от реализации вызываются следующими причинами:
     
     1) затраты на производство продукции превышают цены реализации. Это вызвано, в первую очередь, ростом цен на природный газ, электроэнергию и транспортировку готовой продукции.
     
     Учитывая, что в структуре затрат на производство продукции доля природного газа составляет около 60 %, электроэнергии - 15 %, транспортировка продукции - около 20 %, это существенно влияет на повышение себестоимости удобрений;
     
     2) реализация продукции на экспорт проводилась по ценам ниже себестоимости в ситуации падения мировых цен на минеральные удобрения. Экспорт минеральных удобрений в таких условиях был вызван, в первую очередь, отсутствием платежеспособного спроса на внутреннем рынке.
     
     После 17 августа 1998 года ситуация изменилась. По итогам работы за 9 месяцев 1999 года ОАО "Череповецкий “Азот”", ОАО "Минудобрения", ЗАО "Агро-Череповец", ОАО "Минеральные удобрения" убытков от реализации продукции не имели. Однако все перечисленные предприятия понесли балансовые убытки за счет операционных и внереализационных расходов, которые образовались за счет:
     
     а) отрицательной курсовой разницы по валютным займам, привлеченным для пополнения оборотных средств в связи с отсутствием собственных оборотных средств;
     
     б) содержания объектов непромышленной сферы (санатории, профилактории, детские сады, пионерлагеря, клубы, жилищный фонд);
     
     в) расходов на содержание неиспользуемых мощностей;
     
     г) списания просроченной дебиторской задолженности;
     
     д) финансовых санкций за нарушение обязательств перед фискальной системой.
     
     Большинство предприятий увеличивают примерно на 35 % балансовые убытки по отношению к результатам реализации продукции.
     
     Основываясь на результатах анализа причин убыточной деятельности ряда предприятий-производителей минеральных удобрений, ФСФО России считает, что:
     
     - высокие цены на природный газ и потребляемую электроэнергию значительно влияют на повышение себестоимости продукции, снижают уровень конкурентоспособности отечественных минеральных удобрений на мировом рынке;
     
     - формирование и использование фондов потребления, высокие затраты на содержание объектов социальной сферы увеличивают затраты на производство продукции;
     
     - установленные МПС России в свободно-конвертируемой валюте тарифы на транспортировку продукции до пограничных пунктов приводят к получению убытков предприятий от экспорта и снижению доходов государства в виде уменьшения экспортной пошлины.
     
     МБК считает целесообразным рассмотреть соответствующими министерствами и ведомствами вопрос об установлении для производителей минеральных удобрений экономически обоснованных цен на природный газ, электроэнергию и железнодорожные тарифы (в рублевых затратах) на перевозку продукции.
     
     В материалах МБК по рассматриваемой группе предприятий указано, что в условиях экспорта наличие убытков и утрата собственного капитала в обороте принципиально недопустимы, поскольку экспортируются невоспроизводимые минеральные богатства страны.
     
     В целях создания платежеспособного спроса на минеральные удобрения на внутреннем рынке и повышения уровня конкурентоспособности на мировом рынке предприятиям-производителям минеральных удобрений необходимо разработать программы финансового оздоровления, направленные на сокращение себестоимости продукции.
     
     С учетом того, что экспорт минеральных удобрений является одной из ведущих статей российского экспорта, МБК предложила провести углубленное исследование причин возникновения и наращивания убытков предприятий и разработать решения по принципиальному изменению ситуации с применением всех мер действующего законодательства.