Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности обложения акцизами ювелирных изделий


Особенности обложения акцизами ювелирных изделий

     

Е.Н.Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

     
     С введением в действие с 1 января 1995 года отраслевого стандарта ОСТ 117-3-001-94 "Изделия ритуально-обрядовые из драгоценных металлов. Общие технические условия", зарегистрированного Роскомдрагметом 22.11.1994 N 001, а также руководящего документа РД 117-3-002-95 "Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея. Основные термины и определения", зарегистрированного Роскомдрагметом 01.03.1995 N 841230, от налогоплательщиков стали поступать запросы, подлежат ли обложению акцизами ритуально-обрядовые изделия из драгоценных металлов.
     
     Одной из задач Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), разработанного Минэкономики России и Госстандартом России во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1992 N 3708-1, является организация и обеспечение функционирования системы налогообложения предприятий (п. 2 Общей части).
     
     Согласно данному Классификатору, являющемуся межведомственным документом, изделия из золота и серебра делятся на изделия общепромышленного назначения и ювелирные изделия. К ювелирным изделиям отнесены украшения из драгоценных металлов для головы, рук, нагрудные, шейные, предметы туалета.
     
     Указаний о том, что изделия ритуально-обрядового назначения из драгоценных металлов (обручальные кольца, православные и католические кресты, иудейские, мусульманские и буддийские символы и др.) не относятся к ювелирным изделиям, Классификатор не содержит.
     
     В соответствии с действовавшими в тот период Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.1992 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства" режим налогообложения может изменяться только законами о налогах. Поэтому для исключения из перечня подакцизных товаров ритуально-обрядовых ювелирных изделий, облагавшихся акцизами с 1992 года, было необходимо внести соответствующее изменение в Федеральный закон "Об акцизах".
     
     Что касается отраслевого стандарта ОСТ 117-3-001-94 и руководящего документа РД 117-3-002-95, то названные отраслевые документы не являются межведомственными и не носят нормативного характера для целей налогообложения, что подтверждено Минюстом России (письмо от 26.06.1997 N 07-02-890-97).
     
     Кроме того, руководящий документ РД 117-3-002-95 был разработан в связи с постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" с целью установления порядка отнесения изделий, содержащих золото и серебро, к ювелирным и другим бытовым изделиям при совершении сделок, связанных с продажей ювелирных и других бытовых изделий, содержащих золото и серебро, скупочным предприятиям и предприятиям-заготовителям, а также с передачей таких изделий в виде лома аффинажным заводам для изготовления слитков.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что исключение из облагаемых акцизами видов продукции ювелирных изделий ритуально-обрядового характера является нарушением требований ст. 1 Федерального закона "Об акцизах".
     
     Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" (далее - Закон N 29-ФЗ), введенным в действие с 18 февраля 1998 года, конкретизировано понятие ювелирных изделий для целей налогообложения.
     
     Так, данным Законом установлено, что в целях налогообложения к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, для выполнения различных ритуалов и обрядов, монеты, памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, а также законами или иными нормативными актами государств-участников Содружества Независимых Государств), изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. Не относятся к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец).
     
     Таким образом, льгота по уплате акцизов на такие ритуально-обрядовые изделия из драгоценных металлов, как предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец), применяется только по изделиям, отгруженным с 18 февраля 1998 года.
     
     Обручальные кольца из драгоценных металлов облагаются акцизами в общеустановленном порядке.
     
     Кроме того, у налогоплательщиков стали возникать вопросы, являются ли часы наручные и карманные механические в золотых корпусах подакцизными товарами.
     
     Учитывая, что Федеральным законом "Об акцизах" определено, что изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, изготовленные из драгоценных металлов и сплавов, относятся к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, часы наручные и карманные механические в золотых корпусах подлежат обложению акцизами в общеустановленном порядке.
     
     В настоящее время в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" акцизы по ювелирным изделиям, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), уплачивают производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели (далее - организации).
     
     При этом обращаем внимание на то, что индивидуальные предприниматели включены в перечень плательщиков акцизов по ювелирным изделиям с введением в действие с 21 января 1997 года Федерального закона от 10.01.1997 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”", а простые товарищества - с введением в действие с 18 февраля 1998 года Закона N 29-ФЗ.
     
     По ювелирным изделиям, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, плательщиками акцизов являются организации-собственники давальческого сырья. Данная норма введена Федеральным законом от 07.03.1996 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”".
     
     С введением в действие Федерального закона N 29-ФЗ плательщиками акцизов стали организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий и ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства, а также организации, осуществляющие первичную реализацию ювелирных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами). Последняя норма касается ювелирных изделий, происходящих с территории Республики Беларусь, так как в настоящее время отменен таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь.
     
     От налогоплательщиков продолжают поступать запросы: являются ли организации и индивидуальные предприниматели плательщиками акцизов и в каком порядке они должны уплачивать акцизы по ювелирным изделиям, изготовленным по индивидуальным заказам населения, из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, принадлежащих заказчику?
     
     Следует отметить, что ст. 1 Федерального закона "Об акцизах" определен перечень подакцизных товаров, в который включены ювелирные изделия. Исключения из перечня подакцизных товаров ювелирных изделий, изготовленных из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и лома таких изделий на давальческой основе, Законом не предусмотрено.
     
     Статьей 2 данного Закона определен перечень плательщиков акцизов. Исключения из данного перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих (изготавливающих) ювелирные изделия по заказам населения на основе договоров бытового подряда из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, принадлежащих заказчику (то есть из давальческого сырья), также не предусмотрено.
     
     Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, производящие на территории Российской Федерации ювелирные изделия из давальческого сырья по заказам населения, являются плательщиками акцизов на общих основаниях.
     
     Это положение подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.1999 по делу N 99-602 и определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.1999 по делу N КАС99-268.
     
     Подпунктом "а" п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об акцизах"" определено, что объектом обложения акцизами для организаций, производящих подакцизные товары на территории Российской Федерации из давальческого сырья (в том числе, ювелирные изделия по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или из лома, принадлежащих заказчику), является стоимость этих товаров, определяемая исходя из применяемых в данной организации максимальных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 5 данного Закона в случае использования в качестве сырья, включая давальческое, подакцизных товаров, по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства.
     
     Порядок применения этой нормы Закона дан в п. 7.3 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1998 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов".
     
     Поэтому в случае если собственники давальческого сырья (ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий) документально подтвердят, что акциз по таким изделиям на территории Российской Федерации был уплачен (включая акциз, взимаемый таможенными органами Российской Федерации), налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель, изготовивший ювелирные изделия из давальческого сырья) при определении суммы акциза, подлежащей уплате по готовому ювелирному изделию, вправе произвести зачет уплаченных сумм акциза по сырью, израсходованному на его изготовление.
     
     Вместе с тем, учитывая сложность определения рыночных цен на аналогичные ювелирные изделия при изготовлении их по заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, подпунктом "б" п. 5.1. Инструкции N 47 рекомендован порядок исчисления налогооблагаемого оборота при изготовлении таких изделий, который определяется исходя из полной стоимости используемых материалов (сданных заказчиком ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий) и стоимости их изготовления.
     
     Стоимостная оценка предоставляемых заказчиком материалов (которая в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 07.02.1996 N 2300-1, с изменениями и дополнениями, должна указываться потребителем в договоре или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение между заказчиком и изготовителем) может быть дана как самим заказчиком, так и на основании утвержденных в установленном порядке цен на драгоценные металлы и лом.
     
     Что касается услуг по ремонту ювелирных изделий, то согласно Федеральному закону "Об акцизах" такие услуги акцизами не облагаются, поскольку ремонт не является процессом производства (переработки), в результате которого создается новая движимая вещь.
     
     До 18 февраля 1998 года - даты введения в действие Закона N 29-ФЗ - ставка акцизов на ювелирные изделия действовала в размере 30 %. Данным Федеральным законом ставка акцизов была снижена до 15 %.
     
     С 1 января 2000 года - даты введения в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" - ставка акцизов на ювелирные изделия установлена в размере 5 %.
     
     Что касается сроков уплаты акцизов в бюджет, то с введением в действие Закона N 29-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели уплачивают акцизы исходя из фактических оборотов по реализации ювелирных изделий в следующие сроки:
     
     не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по ювелирным изделиям, реализованным с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
     
     не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по ювелирным изделиям, реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.
     
     При этом обращаем внимание на то, что в целях Федерального закона "Об акцизах" датой (моментом) реализации подакцизных товаров (включая ювелирные изделия) является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.