Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2000 году


О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2000 году

     

Р.А. Саакян,
государственный советник
налоговой службы III ранга, к.э.н.

Г.И. Ананьева,
советник налоговой службы I ранга

     Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки*1, и тем её предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства.
     _____
     *1 Налоговая нагрузка экономики представляет собой отношение налогов и сборов к произведенному валовому внутреннему продукту.

     
     Рост государственных расходов (на управление, оборону, решение социальных программ и т.д.) требует неизбежного увеличения доходов и соответствующего увеличения налоговой нагрузки. Однако очевидно, что эта тенденция не может быть бесконечной, и существует граница, за которой дальнейший рост налоговой нагрузки социально и политически невозможен ввиду объективных и субъективных причин.
     
     Подход к предельному уровню налоговой нагрузки в экономической истории специфичен для отдельных стран. При этом уровень определялся историей социально-экономического развития государства. Однако следствием достижения предельного уровня в экономической истории многих стран, как правило, являлось сопротивление налогоплательщиков, выражавшееся даже в беспорядках.
     
     В современных условиях такая ситуация в развитых странах характеризуется устойчивым бюджетным дефицитом, значительным расширением теневой экономики и т.д.
     
     Многие страны пытались и пытаются решить проблему увеличения доходов путем ввода тех или иных новых "хитрых" налогов. Но собирать их становится все труднее. Капитал стал значительно мобильнее и перемещается из регионов с высокой налоговой нагрузкой в более "привлекательные" регионы.
     
     В то же время налоговое законодательство не может быстро изменяться. Кроме того, созданию "привлекательности" тех или иных регионов способствуют интересы местных властей, целью которых также является увеличение доходов путем привлечения капитала на базе относительно низкой "выигрышной" налоговой нагрузки.
     
     Тем не менее, по оценке экспертов, уровень налоговой нагрузки западноевропейских государств в настоящее время находится в диапазоне 45-50 % валового внутреннего продукта (ВВП), который по современным представлениям близок к предельному уровню. В этих условиях становится неизбежным переход к проведению мягкой либеральной политики, ограничивающей государственные социальные обязательства возможным уровнем налоговой нагрузки.
     
     Спецификой рассматриваемой проблемы для России является низкий уровень правовой культуры, утвердившееся в сознании налогоплательщиков мнение о чрезмерной налоговой нагрузке и соответственно одобрение большинством населения уклонения от уплаты налогов. Кроме того, необходимо иметь в виду, что определенная часть экономики, по оценке экспертов, находится в "тени".
     

     Этим можно объяснить и несопоставимо низкие (на порядок) уровни таких показателей, как производство ВВП в целом и на душу населения. Так, по прогнозу на 2000 год в России производство ВВП на душу населения составит 1410 долл. США*1. Аналогичный показатель по Швейцарии прогнозируется на уровне 36,2 тыс. долл. США, Норвегии - 35,9 тыс. долл. США, Дании - 32,6 тыс. долл. США. Минимальная граница указанного показателя для западноевропейских государств будет находиться в диапазоне 11-14 тыс. долл. США (Греция, Испания и Португалия).
     _____
     *1 Деловой журнал «Эксперт», приложение «Мир в 2000 году».
          
     С одной стороны, сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы одновременного решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета и его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей стало приоритетной задачей.
     
     С другой стороны, необходимость повышения эффективности производства на всех его стадиях, устранения диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, а также повышения реального жизненного уровня основной массы населения требует, снижения налоговой нагрузки прежде всего на реальный сектор экономики и отечественных товаропроизводителей. Кроме того, нужно создавать благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирования их инвестиционной деятельности. В результате этого наблюдается некоторая противоречивость в принимаемых мерах.
     
     Предварительный анализ социально-экономического развития России в 1999 году показывает, что одним из важнейших итогов явилось улучшение ситуации во многих секторах экономики по сравнению с 1998 годом. На макроуровне это проявилось в положительной динамике индекса выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики. Достигнут реальный рост ВВП относительно 1998 года на 3,2 % (в 1998 году был отмечен спад физического объема ВВП на 4,9 %), что свидетельствует о закреплении тенденции роста, появившейся во II квартале 1999 года.
     
     Значителен был и темп годового прироста промышленности за 1999 год, составивший 8,1 %, чего не отмечалось за целый ряд последних лет. Конечно, достигнутый рост компенсировал спад производства промышленной продукции в 1998 году (более чем на 5 % относительно предыдущего года). Тем не менее рост промышленной продукции относительно 1997 года составил 2,5 %.
     
     Вместе с тем процесс макроэкономической стабилизации и структурных преобразований не находится в завершающей стадии. Окончательно не решены проблемы бюджетной системы, связанные с обслуживанием значительного государственного долга и продолжающимся оттоком капитала за рубеж. Не нормализована деятельность банковской системы.
     
     Получили широкое распространение бартер и другие формы безденежных расчётов. В экономике сохраняются как неплатежи, так и задолженность федерального бюджета по государственному заказу.
     
     Тем не менее впервые за последние годы приостановлен спад объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом, выполнены основные целевые показатели Закона о федеральном бюджете, получены дополнительные доходы и, что особенно важно, преодолена тенденция сжатия доходной части бюджета по отношению к ВВП*1.
     ____
     *1 По материалам Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

     
     В связи с вышеизложенным определенный интерес представляют состояние и ближайшая перспектива налоговой нагрузки экономики России (см. табл. 1).
     
     Прежде всего необходимо отметить, что представленные расчеты учитывают и нагрузку внебюджетных фондов. При рассмотрении вопросов налоговой нагрузки экономики недостаточно односторонне учитывать только поступления в бюджетную систему, что является распространенной экономико-статистической ошибкой. В этом случае вывод однозначен - налоговая нагрузка (порядка 25 % без учета поступлений во внебюджетные фонды) значительно ниже оптимальной и несравнима с достигнутым уровнем развитых мировых стран. Поэтому расчеты произведены по поступлении налогов и других доходов не только в бюджетную систему, но и во внебюджетные фонды, удельный вес которых составляет 21-24 %.
     

    Таблица 1

     

№ п/п

Доходы

1998 г.

1999 г.

2000 г.


 

ВСЕГО

33,40

35,56

34,79

1

Налоговые платежи и другие доходы

19,55

19,76

18,40

2

Дорожного фонда

2,46

2,79

2,54

3

Экологического фонда

0,04

0,04

0,04

4

Государственного фонда по борьбе с преступностью

0,01

0,01

0,01

5

Отчисления в ФВМСБ

0,51

0,68

0,57

6

Государственного фонда занятости населения

0,29

0,28

0,28

7

Фонда обязательного медицинского страхования

0,83

0,67

0,70

8

Пенсионного фонда

5,66

5,67

5,23

9

Фонда социального страхования

1,14

0,98

1,25

10

Таможенная пошлина и сборы

2,91

4,68

5,77


     Кроме того, имеется значительная (ежегодно образуемая) задолженность налогоплательщиков во все уровни бюджетной системы и внебюджетные фонды. Только по налоговым платежам и другим доходам прирост задолженности в бюджетную систему в 1998 году составил около 80 млрд руб., тогда как в 1999 году - более 110 млрд руб. Таким образом, возможная оценка налоговой нагрузки по начислениям находится в пределах 38-41 %.
     
     Такой достаточно высокий уровень налоговой нагрузки (примерно равный соответствующему показателю развитых мировых стран) ставит под сомнение не только ее реалистичность, но и реалистичность государственных доходов в целом. Возможно, результатом этого и является фактически достигнутый в 1998-1999 годах и заложенный на 2000 год уровень налоговой нагрузки в пределах 33-35 %.
     
     Основой формирования доходной базы бюджетов являются налоговые платежи и другие доходы, доля которых в общем объеме доходов за 1998-2000 годы снижается с 58,5 % до 52,9 % (см. табл. 2), что связано с изменениями в проводимой налоговой политике (сохранение уровня налоговой нагрузки обеспечивается значительным увеличением таможенных пошлин и сборов). Этим объясняется и изменение структуры рассматриваемого источника доходов бюджетов.
     

    Таблица 2

     

Налоговая нагрузка прямых и косвенных налогов
(По расчетам авторов)

     

    (%)

     

№ п/п

Наименование показателей

1998 г.

1999 г.

2000 г.

1

Прямые налоги

9,97

9,89

8,46

2

Косвенные налоги

9,58

9,87

9,94


     Как следует из таблицы, наблюдается тенденция снижения доли прямых налогов в общем объеме налоговых платежей с одновременным увеличением поступлений по косвенным налогам.
     
     Анализ поступления и начисления налоговых платежей в бюджетную систему в разрезе отраслей позволяет сделать вывод о том, что основная налоговая нагрузка приходится на монополизированные отрасли или отрасли, представленные крупнейшими предприятиями (топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи), в то время как торговля, строительство, сельское хозяйство, объединяющие значительное число предприятий, имеют меньшую налоговую нагрузку.
     
     Однако в нынешних условиях указанные предприятия утрачивают свои позиции, и перед государством встает серьезная задача по снижению налоговой нагрузки в отраслях, наиболее важных для развития российской экономики, за счет ее перемещения на отрасли, имеющие значительный потенциал для увеличения налоговых поступлений (торговля, банковская деятельность, страховая деятельность, сельское хозяйство и т.д.).
     
     Например, в пользу банковского сектора (наряду с естественными монополиями и сырьевыми отраслями) перераспределялась существенная часть чистого дохода производственного сектора и конечного потребителя, что подтверждается диспропорциями в уровнях прибыли в производственном и банковском секторах (превышение ставки рефинансирования Банка России относительно уровня рентабельности промышленных предприятий). В то же время при высоком уровне доходов банковская сфера имеет очень низкую налоговую нагрузку - около 4 % всех налоговых поступлений (для сравнения: доля промышленности в налоговых поступлениях составляет около 40 %).
     
     Таким образом, необходимость повышения эффективности производства на всех его стадиях, устранения диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, а также повышения реального жизненного уровня основной массы населения требуют снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и отечественных товаропроизводителей. Кроме того, нужно создавать благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирования их инвестиционной деятельности.
     
     Исследование проблемы налоговой нагрузки в разрезе субъектов Российской Федерации (в части налоговых доходов федерального бюджета) показало, что эти показатели значительно отличаются друг от друга и находятся в пределах от 4 до 23 % по отношению к валовому региональному продукту. Более 60 % поступлений в федеральный бюджет приходится на 8-10 регионов и около 40 % - на остальные субъекты Российской Федерации.
     

     Это объясняется прежде всего большой территориальной дифференциацией субъектов Российской Федерации по социально-экономическим условиям: существенным различиям в экономическом развитии, отраслевой структуре хозяйства, интенсивности региональных и межрегиональных потоков товаров, финансовых ресурсов и услуг, а также наличием льготных налоговых режимов, привлекающих налогоплательщиков, и т.д.
     
     При этом движение финансовых потоков сосредоточилось в основном в центральных регионах, что связано с внутрикорпоративными интересами крупных налогоплательщиков, приводящими к концентрации денежных средств в финансовых центрах России, и недостаточным развитием банковского сектора в регионах.
     
     Следовательно, задача состоит и в относительном выравнивании налоговой нагрузки по субъектам Российской Федерации.
     
     Рассмотренные аспекты налоговой нагрузки являются теми факторами, которые в значительной мере влияют на поступление в бюджетную систему и внебюджетные фонды налогов и иных обязательных платежей.
     
     Их учет важен и при прогнозировании доходов федерального бюджета на 2000 год, в основу которого заложены объем ВВП в сумме 5 350,0 млрд руб. и уровень инфляции - 18 %.
     
      Стартовые условия социально-экономического развития в 2000 году достаточно приемлемы: прогнозируется положительная динамика темпов роста ВВП, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал (в пределах 2-3 %). Рост производства промышленной продукции прогнозируется более 3 %. Еще более высокими темпами по прогнозной оценке будет расти производство продукции химической и нефтехимической, легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и металлообработки.
     
     С учетом этих факторов возможен расчет двух вариантов прогноза поступления налогов и сборов в федеральный бюджет в 2000 году: реалистический и оптимистический. При первом (реалистическом) варианте можно с уверенностью прогнозировать поступление налоговых и неналоговых доходов в несколько превышающих объемах, чем предусмотрено Законом о федеральном бюджете на текущий год. Расчет произведен в условиях, при которых темп роста российской экономики в текущем году составит 0,5-1,0 %, а превышение первичного профицита бюджета - 2,8-3,0 % ВВП. Этот вариант реален даже при сохранении определенной напряженности платежного баланса в условиях краткосрочной стабилизации высоких мировых цен на нефтепродукты и получении некоторых отсрочек по обслуживанию долга перед международными финансовыми институтами.
     
     В то же время реалистический прогноз поступления налогов и сборов в федеральный бюджет учитывает сохранение тенденций мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет 1999 года, использование резервов по мобилизации дополнительных доходов, активизацию работы по мобилизации акцизов на алкогольную продукцию, погашению недоимки крупнейшими налогоплательщиками, дальнейшее ужесточение политики налогового администрирования.
     
     Второй вариант прогноза (оптимистический) предусматривает достижение устойчивости основных экономических параметров, в том числе на основе вытеснения бартерных операций, повышения монетизации экономики, снижения налоговой нагрузки на предприятия и ее переноса на потребителей, а также поэтапной расшивки неплатежей. В области финансов к благоприятным условиям следует отнести, в первую очередь, выделение России нового транша на структурную перестройку экономики (SAL-3), получение отсрочки по обслуживанию долга перед Лондонским и Парижским клубами кредиторов и другими международными финансовыми институтами и сохранение высоких мировых цен на нефть и газ.
     
     В результате действия этих факторов поступления налогов и сборов в федеральный бюджет (без доходов целевых бюджетных фондов) в текущем году могут быть значительно увеличены.